На сессии Законодательного собрания Новосибирской области депутаты в первом чтении одобрили проект закона об увеличении ставок транспортного налога, подготовленный региональным правительством. Проект закона был представлен заместителем председателя правительства Новосибирской области — министром финансов и налоговой политики Виталием Голубенко.
Виталий Голубенко напомнил, что последний раз ставки транспортного налога пересматривались в 2021 году.
«С тех пор ситуация изменилась: в полтора раза выросла средняя зарплата, а также цены на бензин и другие товары. Актуализация рублёвых ставок транспортного налога стала необходимой и связана с ростом стоимости топлива», — отметил Голубенко.
По словам министра, после индексации ставки для автомобилей мощностью до 100 лошадиных сил составят 1 256 рублей, а для автомобилей мощностью до 124 лошадиных сил, которые наиболее распространены в регионе, — 2 073 рубля. В среднем индексация налогов увеличит платежи на 120–200 рублей в год, что обеспечит региональному бюджету дополнительные поступления в размере около 240 млн рублей.
Законопроект вызвал активное обсуждение среди депутатов. Депутат Яков Новосёлов выразил несогласие с привязкой ставки налога к стоимости бензина. По его мнению, это может ещё больше стимулировать инфляцию.
«С такой привязкой налоговая нагрузка на автовладельцев будет расти вместе с ценами на топливо, что неприемлемо в условиях нестабильности экономики», — прокомментировал Новосёлов.
Депутат Сергей Левшенков отметил, что налоговая ставка на транспорт фактически является двойным налогообложением: в цене каждого литра бензина уже заложен акциз, и поэтому включение стоимости бензина в расчёт налога несправедливо.
По мнению депутата Романа Яковлева, увеличение транспортного налога на 10 % — это достаточно значительное бремя для населения, особенно на фоне того, что многие жители не видят улучшений состояния дорог.
«Повышение налога должно сопровождаться заметным улучшением качества дорог, чего, к сожалению, пока не наблюдается», — отметил Яковлев.
В ходе дискуссии первый заместитель председателя Законодательного собрания Андрей Панфёров попытался внести ясность, подчеркнув, что сравнивать 2021 и 2024 годы некорректно.
«Отдать дополнительно 100 рублей в казну Новосибирской области для ремонта дорог — это не так много. У каждого гражданина есть определённые обязанности перед государством и областью, особенно в текущих условиях», — заявил Панфёров.
Вице-спикер Законодательного собрания Ирина Диденко призвала коллег поддержать инициативу правительства.
«На заседании бюджетного комитета также высказывались сомнения в том, что рост цен на бензин должен быть определяющим критерием. Возможно, стоит подумать о другом подходе к индексации в следующем году. Комитет рекомендовал проводить индексацию чаще, но в меньшем размере, чтобы она не была столь ощутимой для налогоплательщиков», — подчеркнула Диденко.
Председатель комитета Заксобрания по транспортной, промышленной и информационной политике Валерий Ильенко добавил: «Проект закона рассмотрен на заседании комитета. Принято решение рекомендовать законопроект к принятию в первом чтении».
В результате большинством голосов законопроект был принят в первом чтении.
Подводя итоги обсуждения, председатель Законодательного собрания Андрей Шимкив отметил, что дискуссия продолжится перед вторым чтением.
«Дело не в ста рублях. Люди хотят видеть, на что они потрачены. В налоге очень много составляющих, и бензин — лишь один из факторов. Стоимость содержания, ремонта и строительства дорог растёт, и налог, хоть понемногу, придётся повышать. Главное — чтобы люди видели, что их деньги идут в дело, что дороги становятся современными и комфортными», — подчеркнул Шимкив.