Найти тему
Литературный попкорн

«Кто боится Вирджинии Вульф?» кино, уничтожившее цензуру Америки. Э. Тейлор и Р. Бёртон, которые были супругами и в жизни, и на экране

Оглавление

В 1966 году выходит дебютное кино режиссёра Майка Николса, которое шокирует всю Америку. Главные роли в нашумевшем фильме исполнили известные всему миру актёры Ричард Бёртон и Элизабет Тейлор, которые на тот период были мужем и женой. Экранизация одноимённой пьесы Эдварда Олби.

Постер к фильму «Кто боится Вирджинии Вульф?», 1966 год, режиссер Майк Николс
Постер к фильму «Кто боится Вирджинии Вульф?», 1966 год, режиссер Майк Николс

Кинолента начинается с обыкновенного семейного разговора взрослой пары, Джорджа и Марты. Бурное обсуждение фильма, который Марта всё никак не может вспомнить. Она сообщает мужу, что к ним в гости едет молодая пара, с которой супруги познакомились накануне вечером.

Весь ужас начинается, когда молодая пара наконец приходит в дом Марты и Джорджа.

Ник и Хани (Джордж Сигал и Сэнди Деннис), профессор того же университета, в котором преподает Джордж, и его молодая супруга, которая без конца принимает таблетки, от которые её тошнит. Ник заботливо поддерживает свою супругу за руку, они полны нежности. На первый взгляд.

В то время как Джордж и Марта не соприкасаются, а Джордж даже отказывается поцеловать Марту по её просьбе. Видно, что длительный брак убил все их чувства, оставив выжженное поле недовольств и претензий друг к другу.

Камерная психологическая драма, всего четыре человека в кадре. То, что они произносят, режет острее ножа. Каждый пытается найти уязвимое место собеседника и выстрелить в него, прицелившись получше. Твои личные границы затронуты? – Легко! Остановлюсь ли я? – Ни за что!

Кадр из фильма «Кто боится Вирджинии Вульф?», 1966 год, режиссер Майк Николс
Кадр из фильма «Кто боится Вирджинии Вульф?», 1966 год, режиссер Майк Николс

«А давайте сыграем в игру?» И после этих слов Марта с Джорджем начинают уничтожать друг друга. Бесконечные обвинения, копание в грязном и личном, припоминание ошибок молодости и промахов супруга, они готовы буквально раздавить друг друга на глазах у молодой четы. В действиях сквозит пассивная агрессия, которая переходит в рукопашный бой и удушение.

Поражает искрометный юмор героев, а также темы, над которыми не принято было шутить ранее.

Марта! В воскресном платье! Собралась в церковь?
Кадр из фильма «Кто боится Вирджинии Вульф?», 1966 год, режиссер Майк Николс
Кадр из фильма «Кто боится Вирджинии Вульф?», 1966 год, режиссер Майк Николс

Несмотря на то, что практически все сцены сняты в гостиной Марты и Джорджа, это не утомляет. Диалоги героев очень живые, а каждый рассказ будто бы написан Братьями Гримм – настолько он полон тревожного ожидания и обещает ужасный конец.

Фильм смотрится на одном дыхании благодаря умелой игре актеров (меня, в частности, поразила игра Элизабет Тейлор, это одна из лучших её ролей), а также прекрасной операторской работе. Замечательно переданы эмоции и чувства героев: смущение, недоумение, похоть, корысть, ревность, злость.

Кадр из фильма «Кто боится Вирджинии Вульф?», 1966 год, режиссер Майк Николс
Кадр из фильма «Кто боится Вирджинии Вульф?», 1966 год, режиссер Майк Николс

Революционным бесстыдством стала сцена любовников, чьи тени Джордж сумел разглядеть за шторой своей спальни. Режиссёр не показывает эротики в кадре, но заигрывание со зрителем будоражит фантазию, и мы можем только додумать, что происходило внутри комнаты.

Кадр из фильма «Кто боится Вирджинии Вульф?», 1966 год, режиссер Майк Николс
Кадр из фильма «Кто боится Вирджинии Вульф?», 1966 год, режиссер Майк Николс

Очень странно, на мой взгляд, подана героиня Хани. Молодая девушка, которая вечно худеет и страдает от приступов тошноты, просто теряет рассудок от нескольких стаканов бренди. Она не осознает происходящее, полностью отключается от действительности и напевает свои песенки, как умалишенная. Когда Ник оставляет её на заднем сиденье, чтобы уединиться с Мартой, Хани отказывается включить разум и осознать ситуацию. Даже крики Джорджа не вразумляют бедную девушку, которая задорно танцует и поёт. Почему? Психически она выглядит здоровой.

Кадр из фильма «Кто боится Вирджинии Вульф?», 1966 год, режиссер Майк Николс
Кадр из фильма «Кто боится Вирджинии Вульф?», 1966 год, режиссер Майк Николс

Зрителей шокировали сцены внутрисемейных конфликтов, супружеской измены и тема смерти, которая на протяжении всего фильма трагично витает в воздухе. Реакция общественности на «Вирджинию» частично привела к отмене кодекса Хейса, с которым режиссёры вынуждены были считаться не один десяток лет.

Награды

Лента собрала 3 премии BAFTA:

  • Лучший фильм (Майк Николс)
  • Лучший британский актёр (Ричард Бёртон)
  • Лучшая британская актриса (Элизабет Тейлор)
Кадр из фильма «Кто боится Вирджинии Вульф?», 1966 год, режиссер Майк Николс
Кадр из фильма «Кто боится Вирджинии Вульф?», 1966 год, режиссер Майк Николс

5 премий «Оскар»:

  • Лучшая женская роль (Элизабет Тейлор) ·
  • Лучшая женская роль второго плана (Сэнди Деннис)
  • Лучшая операторская работа
  • Лучшая работа художника-постановщика
  • Лучший дизайн костюмов

Что меня больше всего поразило, так это супружество главных героев Марты и Джорджа в жизни. Как после всего сказанного друг другу продолжать смотреть друг другу в глаза, не вспоминая сказанного? Актёр пропускает эмоции через себя, вживаясь в роль уязвленного супруга, недовольного жизнью и мечтающего о разводе.

Вот что сказала сама Элизабет Тейлор:

В фильме «Кто боится Вирджинии Вулф?» наши с Ричардом Бертоном герои хотели друг друга убить. Я легко трансформировала себя в свою героиню. А для того, чтобы нам самим не убить друг друга, мы работали по определённой системе. Возвращаясь домой после съёмок, мы говорили о чём угодно, только не о том, что было на студии. Роли учили в машине по дороге. А дома снова становились Ричардом и Элизабет — родителями своих детей. Мы забывали о наших героях — и мы выжили.

Очень трудно разотождествиться со своими героями и снова жить идеальной голливудской парой.

А конец фильма заставляет волосы на голове приподняться – настолько неожиданно заканчивается социальная драма Майка Николса.

Это последний чёрно-белый фильм студии Warner Bros. После этого наступит эра цветного кино, а жаль. В этом фильме была своя таинственно-ужасающая атмосфера, которая долго не отпускает и после окончания кино.

Рекомендую к просмотру!

Поделитесь мнением, если вы смотрели «Кто боится Вирджинии Вульф?»