В 1966 году выходит дебютное кино режиссёра Майка Николса, которое шокирует всю Америку. Главные роли в нашумевшем фильме исполнили известные всему миру актёры Ричард Бёртон и Элизабет Тейлор, которые на тот период были мужем и женой. Экранизация одноимённой пьесы Эдварда Олби.
Кинолента начинается с обыкновенного семейного разговора взрослой пары, Джорджа и Марты. Бурное обсуждение фильма, который Марта всё никак не может вспомнить. Она сообщает мужу, что к ним в гости едет молодая пара, с которой супруги познакомились накануне вечером.
Весь ужас начинается, когда молодая пара наконец приходит в дом Марты и Джорджа.
Ник и Хани (Джордж Сигал и Сэнди Деннис), профессор того же университета, в котором преподает Джордж, и его молодая супруга, которая без конца принимает таблетки, от которые её тошнит. Ник заботливо поддерживает свою супругу за руку, они полны нежности. На первый взгляд.
В то время как Джордж и Марта не соприкасаются, а Джордж даже отказывается поцеловать Марту по её просьбе. Видно, что длительный брак убил все их чувства, оставив выжженное поле недовольств и претензий друг к другу.
Камерная психологическая драма, всего четыре человека в кадре. То, что они произносят, режет острее ножа. Каждый пытается найти уязвимое место собеседника и выстрелить в него, прицелившись получше. Твои личные границы затронуты? – Легко! Остановлюсь ли я? – Ни за что!
«А давайте сыграем в игру?» И после этих слов Марта с Джорджем начинают уничтожать друг друга. Бесконечные обвинения, копание в грязном и личном, припоминание ошибок молодости и промахов супруга, они готовы буквально раздавить друг друга на глазах у молодой четы. В действиях сквозит пассивная агрессия, которая переходит в рукопашный бой и удушение.
Поражает искрометный юмор героев, а также темы, над которыми не принято было шутить ранее.
Марта! В воскресном платье! Собралась в церковь?
Несмотря на то, что практически все сцены сняты в гостиной Марты и Джорджа, это не утомляет. Диалоги героев очень живые, а каждый рассказ будто бы написан Братьями Гримм – настолько он полон тревожного ожидания и обещает ужасный конец.
Фильм смотрится на одном дыхании благодаря умелой игре актеров (меня, в частности, поразила игра Элизабет Тейлор, это одна из лучших её ролей), а также прекрасной операторской работе. Замечательно переданы эмоции и чувства героев: смущение, недоумение, похоть, корысть, ревность, злость.
Революционным бесстыдством стала сцена любовников, чьи тени Джордж сумел разглядеть за шторой своей спальни. Режиссёр не показывает эротики в кадре, но заигрывание со зрителем будоражит фантазию, и мы можем только додумать, что происходило внутри комнаты.
Очень странно, на мой взгляд, подана героиня Хани. Молодая девушка, которая вечно худеет и страдает от приступов тошноты, просто теряет рассудок от нескольких стаканов бренди. Она не осознает происходящее, полностью отключается от действительности и напевает свои песенки, как умалишенная. Когда Ник оставляет её на заднем сиденье, чтобы уединиться с Мартой, Хани отказывается включить разум и осознать ситуацию. Даже крики Джорджа не вразумляют бедную девушку, которая задорно танцует и поёт. Почему? Психически она выглядит здоровой.
Зрителей шокировали сцены внутрисемейных конфликтов, супружеской измены и тема смерти, которая на протяжении всего фильма трагично витает в воздухе. Реакция общественности на «Вирджинию» частично привела к отмене кодекса Хейса, с которым режиссёры вынуждены были считаться не один десяток лет.
Награды
Лента собрала 3 премии BAFTA:
- Лучший фильм (Майк Николс)
- Лучший британский актёр (Ричард Бёртон)
- Лучшая британская актриса (Элизабет Тейлор)
5 премий «Оскар»:
- Лучшая женская роль (Элизабет Тейлор) ·
- Лучшая женская роль второго плана (Сэнди Деннис)
- Лучшая операторская работа
- Лучшая работа художника-постановщика
- Лучший дизайн костюмов
Что меня больше всего поразило, так это супружество главных героев Марты и Джорджа в жизни. Как после всего сказанного друг другу продолжать смотреть друг другу в глаза, не вспоминая сказанного? Актёр пропускает эмоции через себя, вживаясь в роль уязвленного супруга, недовольного жизнью и мечтающего о разводе.
Вот что сказала сама Элизабет Тейлор:
В фильме «Кто боится Вирджинии Вулф?» наши с Ричардом Бертоном герои хотели друг друга убить. Я легко трансформировала себя в свою героиню. А для того, чтобы нам самим не убить друг друга, мы работали по определённой системе. Возвращаясь домой после съёмок, мы говорили о чём угодно, только не о том, что было на студии. Роли учили в машине по дороге. А дома снова становились Ричардом и Элизабет — родителями своих детей. Мы забывали о наших героях — и мы выжили.
Очень трудно разотождествиться со своими героями и снова жить идеальной голливудской парой.
А конец фильма заставляет волосы на голове приподняться – настолько неожиданно заканчивается социальная драма Майка Николса.
Это последний чёрно-белый фильм студии Warner Bros. После этого наступит эра цветного кино, а жаль. В этом фильме была своя таинственно-ужасающая атмосфера, которая долго не отпускает и после окончания кино.