Найти тему
Журнал «артFарш»

Слишком реалистичная Богородица и Мауриццо Каттелан: 6 противоречивых произведений искусства

Ожидание и реальность могут сильно разниться, когда речь идет об искусстве. Даже общепризнанные шедевры порой шокируют и провоцируют воинственные споры.
Разбираемся, кого из гениев называли еретиками и какие современные произведения даже сейчас считают фарсом.

Эдуар Мане «Олимпия» (1863)

Эдуар Мане «Олимпия»
Эдуар Мане «Олимпия»

Сегодня картина воспринимается шедевром и хранится в музее Орсе, но в 1865 году, во время премьерного показа полотно пришлось защищать от разъяренной публики, ратующей за сохранение хрупкой общественной морали.

Пока ценители прекрасного стыдливо отводили глаза и переживали культурный шок, художественные критики один за другим убеждались в бесталанности художника и советовали впечатлительным беременным женщинам избавить себя от просмотра такого безобразия.

Разумеется, современники Мане видели на полотнах обнаженных женщин, даже восхищались ими, но то были невинные нимфы и прекрасные богини. Мане же изобразил путану, которая без стеснения позирует нагой. В подтверждение того, что Олимпия не имеет ничего общего с невинными небожительницами, художник оставил множество аллюзий. Например, вполне земные ювелирные украшения, цветы - традиционный подарок любимым куртизанкам, кошка - символ женской сексуальности.

Трейси Эмин инсталляция «Моя кровать» (1998)

Трейси Эмин «Моя кровать»
Трейси Эмин «Моя кровать»

Обычные вещи тоже могут вызывать отвращение и негодование, если так угодно художнику.

Двадцать пять лет назад внимание посетителей выставки в галерее Трейл привлекла кровать с несвежим постельным бельем, в окружении пустых бутылок, использованных презервативов, окурков и прочего хлама.
До того как стать арт-объектом, кровать служила спальным местом художницы Трейси Эмин. Несколько дней своей депрессии девушка провела в таких условиях.
Многие критики инсталляции не обнаружили в неопрятности таланта, другие же назвали работу искренней и открытой.

Но несмотря на шквал недовольства, арт-объект купили почти за 2,5 млн рублей.

Жан-Батист Пигаль «Обнаженный Вольтер» (1776)

Жан-Батист Пигаль «Обнаженный Вольтер»
Жан-Батист Пигаль «Обнаженный Вольтер»

Доставалось от критиков и излишне честным скульпторам эпохи просвещения. Так, скульптура «Обнаженный Вольтер» поразила современников автора не тонкостью работы, а ее реалистичностью. Общественность, привыкшая видеть наготу в статуях безупречных античных героев, не была готова к неэстетичному старческому телу, выполненному столь натурально.

На работу Пигаля обрушилось всеобщее негодование, после чего скульптура была надолго забыта.

Марсель Дюшан «Фонтан» (1917)

Марсель Дюшан «Фонтан» (1917)
Марсель Дюшан «Фонтан» (1917)

Марсель Дюшан перевернул новый писсуар на 90 градусов, подписал «R.Mutt» (Р.Дурак), водрузил его на постамент, затем дал инсталляции название «Фонтан» и с чистой совестью принес его на выставку.

Это, вероятно, первый пример, когда готовый объект остался почти нетронутым и был назван художником законченным произведением. Так появилось понятие «реди-мейд».

Писсуар не попал на выставку, но эта скандальная история подняла много философских вопросов, отделила создателя от художника и заставила переосмыслить традиционное искусство в целом.

Стоит признать, никакая сантехника в мире не может похвастаться такой славой и влиянием, как обычный писсуар с подписью Дюшана.

Караваджо «Успение Марии» (1605-1606)

Караваджо «Успение Марии»
Караваджо «Успение Марии»

Иногда критиком художника оказывается церковь, картину Караваджо постигла именно такая участь.

Заказав полотно, иллюстрирующее успение Богоматери, духовенство не рассчитывало получить столь мрачную и натуралистическую картину. Уход Марии принято воспринимать благом, ведь она воссоединилась с сыном в вечной жизни. Под кистью художника же он стал настоящей мирской трагедией. Только что скончавшаяся немолодая женщина с опухшими ногами, серым, лишенным всякой святости лицом и вздутым животом, лежит в окружении убитых горем апостолов. Слишком детально и реалистично Караваджо изобразил сцену смерти. Увидеть Богородицу обычной женщиной ни священнослужители, ни прихожане не были готовы, и полотно для алтаря римской церкви Санта-Мария делла Скала в Трастевере писал другой художник.

Мауриццио Каттелан «Белка, которая покончила с собой» 1996

 Мауриццио Каттелан «Белка, которая покончила с собой»
Мауриццио Каттелан «Белка, которая покончила с собой»

Папа Римский под метеоритом, кони в стенах и золотой унитаз - лишь малая часть провокационных работ Каттелана.
Известность автору принесла застрелившаяся белка. Несчастье случилось в интерьере маленькой небогатой квартиры, прямо за обеденным столом. Примечательно, что в миниатюре художник использовал настоящее чучело.
Работу многие понимают по-разному: как аллюзию на современный мир, где социальное неравенство и одиночество приводят к такому концу , как попытку через очеловечивание напомнить, что животные тоже чувствуют.

Как бы ни были противоречивы и скандальны работы авторов, часто именно они закладывают фундамент к большим изменениям.