Как демонстрирует исторический опыт, смена власти неминуемо приводит к смене политической элиты, а также к изменениям исторических фактов. Предлагаем порассуждать на тему «рода и происхождения».
Культ рода у славян был глубоко укоренен в традициях и использовался для объединения людей, формирования социальных связей и сохранения исторической памяти. Сознание рода, осознание себя частью большой семьи, передавалось из поколения в поколение. Родовое древо являлось важным элементом в сознании человека, определяло его место в обществе и влияло на его поведение. Считалось, что от предков наследники получают не только физические черты, но и характер, таланты и судьбу. Родовые предания передавались устно из поколения в поколение, рассказывали о знаменитых предках, о происхождении рода и его истории. В родовых преданиях, устном творчестве и жизни людей отражались родовые символы, которые являлись знаками принадлежности к определенному роду.
Официальная информация о письменных фиксациях родственных связей в Древней Руси до 15 века на сегодняшний день отсутствует, однако имеются рассказы людей о том, что так называемые «родовые книги» сохранились в языческих общинах, а также у старообрядцев. К счастью, в современном мире люди начинают интересоваться историей своих предков, а также архивами.
Интересно отметить, что многие российские архивные материалы за деньги переданы русскими архивистами мормонам - Церкви Иисуса Христа святых последних дней и могут быть исследованы на сайте: https://www.familysearch.org/ru/ любым желающим. Информативная база была сформирована в том числе и благодаря подписанию в апреле 1996 г. Российским обществом историков-архивистов (РОИА) и Генеалогическим обществом штата Юты (ГОЮ) совместного проекта - Соглашения "О культурном сотрудничестве в выявлении и исследовании генеалогических документов (до 1917 года), хранящихся в государственных архивах Российской Федерации, и осуществлении их микрофильмирования в целях создания на них страховых копий (на микрофильмах)".
Но речь не об этом, а о том, как благодаря желанию властей новой династии формировалась поговорка в народе: «Из грязи в князи».
До прихода Романовых на престол формирование так называемой русской «элиты» происходило на основании местничества. В Русском государстве с середины XV века и до конца XVII века существовала строгая система, определяющая социальное и служебное положение аристократии - бояр и князей - основываясь на родословной и заслугах их предков.
Происхождение термина “местничество” связано с давним обычаем распределения мест за столом князя - чем важнее была семья, тем ближе к князю сидел ее представитель. Местничество оформилось в середине XV века, когда в Москве появилось много новых служилых князей, и возникла необходимость соотнести их статус с уже устоявшейся иерархией боярства. Эта система не была статичной: новые фамилии включались в нее, а старые могли угасать по причине выявления случаев предательства и государственной измены. Вся информация о представителях и роде той или иной семьи, их заслугах перед государством и царем содержалась в разрядных записях, которые официально публиковались государственным органом именуемым Разрядным приказом. Единственный известный и обобщающий разные разрядные записи документ официального происхождения датируется историками 1556 годом и именуется Государевым разрядом.
В тоже время исторически подтверждено существование частных разрядных приказов, сформированных по волеизъявлению представителей верхушки общества. Так, Ю.В. Анхимюк выделяет Башмаковскую разрядную книгу (1375 -1609 гг.), Бекетовскую и Пушкинскую (1471 – 1631 гг.), Разрядную книгу Шеина (1598 – 1602 гг.); Барсовскую разрядную книгу (1375-1581 гг.), Забелинскую разрядную книгу (1375-1586 гг.). Как подчеркивает исследователь Ю.В. Анхимюк, поддерживая своего учителя Буганова, все "частные разрядные книги" содержат информацию компилятивного характера, часто несогласующуюся с другими историческими источниками и имеющую явные неточности в датах, а также личностях - участниках широко известных исторических событий. Это всё связано с отсутствием оригинального текста первоисточника Государева разряда уничтоженного одновременно с "местничеством" и вместе с иными документами и книгами с приходом династии Романовых.
19 января 1682 года по приказу молодого царя Федора Алексеевича Романова, при участии Патриарха, 6 Митрополитов, Архиепископов, Архимандритов, 42 Бояринов, 28 Окольничих, 19 Думных Дворян, 10 Думных Дьяков и других были сожжены разрядные книги, а вместе с ними и все исторические корни известных и уже неизвестных родов русских. Если причина отмены местничества и находит свои логические обоснования в том, что каждый должен иметь возможность, проявляя свои способности "служить Государю и Отчизне" без оглядки на предков, их достижения и ошибки, то благородный смысл сжигания генеалогических материалов отсутствует.
Следует отметить, что после сожжения разрядных книг родословные были написаны заново, частично придуманы, частично переписаны в новых редакциях. Заметим, что Петр I вынес 2 указа: "О присылке из монастырей российского государства жалованных грамот от 20 декабря 1720 года", а также "О присылке из всех епархий и монастырей древних рукописных летописей и подобных книг в Москву - в Синод от 16 февраля 1722 года" , согласно которым существовавшие в монастырях древние тексты были изъяты, "исследованы" и возвращены обратно. Оставим на размышление читателя вопрос о качестве и достоверности работы петровских "переписчиков".
Философский гуманистический смысл искоренения системы местничества и сожжения разрядных книг также теряется с учреждением в 1682 году Палаты родословных дел - государственного учреждения под управлением князя В.Д. Долгорукова, которое по сути занималось написанием новой истории и редакцией, существующей на тот момент. Русские родословные были переписаны заново и собраны в так называемой Бархатной книге. Исследователи Бархатной книги, в том числе историк Н.П. Лихачев, утверждают, что многие родословные высоких родов были изобретены. В частности, сфальсифицированы родословные Чаадаевых, Измайловых, Бедовых. Несложно предположить, что новопришедшая династия не побрезговала сочинительством и приписала себе прямое родство с Иваном Васильевичем. В любом случае то, что сожжение разрядных книг было "актом уравнения всех и каждого перед лицом государя" подлежит откровенному сомнению.
Источники:
О присылке из монастырей российского государства жалованных грамот (Сенатский указ вследствие именного 20 декабря 1720 г.) // П.С.З., т. VI, стр. 277.
О присылке из всех епархий и монастырей древних рукописных летописей и подобных книг в Москву - в Синод (Именный указ, объявленный из Сената 16 февраля 1722 г.) // П.С.З., т. VI, стр. 511-512.
А.П. Богданов. Главы "Отмена местничества" и "События и факты" из книги "Несостоявшийся император Федор Алексеевич": https://statehistory.ru/675/Otmena-mestnichestva-tsaryem-Fyedorom-Alekseevichem/
Местничество. Большая российская энциклопедия: https://bigenc.ru/c/mestnichestvo-9057cf
Петров К.В. Разрядные книги древней традиции: К изданию исследования Ю. В. Анхимюка: https://opentextnn.ru/history/archeography/publication/rules/petrov-k-v-razrjadnye-knigi-drevnej-tradicii-k-izdaniju-issledovanija-ju-v-anhimjuka/
Государев родословец и Бархатная книга / Н.П. Лихачев. - С.-Петербург: Тип. П.В. Мартынова, 1900. - 14 с.)
С.М. Соловьев. История России с древнейших времен. Том 1. Глава 3.:https://www.spsl.nsc.ru/history/solov/main/solv01p3.htm
Зачем мормонам российские архивы? - комментарий специалиста: https://regnum.ru/news/435637
Анхимюк, Юрий Владимирович. Частные разрядные книги с записями за последнюю четверть XV - начало XVII веков : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.09. - Москва, 1998. - 280 с.
А. В. Антонов «Родословные росписи конца XVII века»