Интересное исследование китайских ученых показало, что использовать женские голоса для навигаторов в автомобилях или ИИ помощниках - плохая идея.
Рискованное поведение — это действия, которые могут привести к неприятным последствиям, но одновременно обещают большую выгоду. Исследования показывают, что мужчины чаще идут на риск по сравнению с женщинами, особенно когда это связано с поиском партнёра.
Раньше учёные в основном изучали визуальные признаки привлекательности, такие как лицо и тело, а влияние голоса женщины рассматривали меньше.
Теперь выяснилось, что высокий женский голос (признак привлекательности и фертильности), может влиять на мужское поведение.
Во время исследования ученые провели два эксперимента в университете Шанхая. В первом эксперименте использовали виртуальную реальность для игры «Светофор» и обнаружили, что мужчины чаще рисковали, когда слышали женский голос высокого тембра.
Как выглядел первый эксперимент
Участники сидели за рулём симулятора вождения, пока экспериментатор настраивал для них гарнитуру виртуальной реальности. Сначала они проезжали три перекрёстка без голосовых подсказок, чтобы привыкнуть к управлению.
Потом начинался основной эксперимент. В зависимости от группы, участники получали голосовые инструкции либо с высоким, либо с низким тоном голоса. После инструкций они могли нажать на газ, чтобы начать.
Обе группы управляли машиной по прямой дороге с голосовыми подсказками, проезжая 32 перекрёстка. Их задача была добраться до финиша как можно быстрее. На каждом перекрёстке светофор становился жёлтым, и участники должны были решить: проехать на жёлтый или остановиться. Если они выбирали ехать, то могли либо успешно проехать, либо попасть в аварию, что задерживало их. Если они останавливались, то ждали зелёного света.
Женский голос давал инструкции, например: «Приближаемся к перекрёстку», «Продолжайте движение», «Произошла авария, подождите» и «Вы можете ехать дальше».
Количество раз, когда участники выбирали проехать на жёлтый свет, фиксировалось как показатель их склонности к риску.
Как легко догадаться, чаще всего на желтый проезжали те, кто слышал подсказки, озвученные высоким женским голосом.
Как выглядел второй эксперимент
Во втором эксперименте добавили культурный аспект.
Были подготовлены два набора материалов о социально-культурном контексте, чтобы повлиять на восприятие участниками риска. Один набор поощрял риск, подчёркивая, что женщинам нравятся мужчины с «хорошими генами» (храбрость, сила, здоровье). Другой набор, наоборот, делал акцент на качествах «хорошего отца» (терпение, семейные ценности, доброта), что снижало склонность к риску.
После того как участники надели VR-оборудование, они попадали на крышу высотного здания высотой около 100 метров. На краю крыши находилась доска длиной 3 метра и шириной 20 сантиметров. Голос давал инструкцию пройти до конца доски. Скорость движения участников по доске автоматически фиксировалась в метрах в секунду.
Те, кто слышал высокий женский голос, переходили по доске быстрее, чем те, кто слышал низкий. Но эта разница была гораздо меньше у тех мужчин, кому достались материалы про "хорошего отца".
Эти результаты показывают, что на поведение мужчин влияет и биологическая "прошивка" и культурная, то есть все зависит от того, в какой культуре/стране живет мужчина.
Откуда вообще такая реакция у мужчин?
В исследовании есть объяснение с точки зрения эволюционной биологии:
- рискованное поведение мужчин считывается женщинами как предпочтительный признак в половом отборе.
- высокий тон голоса у женщин означает повышенное количество эстрогена (> плодовитость), более феминное лицо и молодой возраст.
- аналогичная реакция у мужчин происходит и на визуальные стимулы, но только если им показывают фото привлекательных женщин. (А если не привлекательных - то не работает).
Так что если вы делаете какой-то продукт с целевой аудиторией "мужчины", и вам надо чтобы они больше рисковали (например, активнее торговали на бирже) - добавляйте озвучку высоким женским голосом)))
Больше интересных постов каждый день у меня в телеграме - подписывайтесь.