В школьные годы я сделал сайт, посвященный тем знаниям о казанском трамвае, что циркулировали устно и в печати. Этот сайт на narod.ru до сих пор жив, правда, подозреваю, что вёрсткасы таралган, но прочитать содержимое и увидеть картинки можно :) Это все было сделано, получается, в 1999-2003 годах, и к условному 2015 уже было "поросшим мхом", да так, что фотографии, современные сайту, стали всплывать в подборках соцсетей "о, это было давно, смотрите как все изменилось", причем попадали порой в подборки "фото 90х и 80х годов", не взирая на попавшие в кадр модели автомобилей, татарстанские триколоры и многие другие признаки.
Разумеется, деятельность по созданию сайта одноклассникам в целом показалась прикольной (хотя уже тогда настоящие программисты ухмылялись над веб-дизайном), а вот тема - мягко говоря странной. Один раз я пришел с пластырем на лбу, все че-то заржали, тебя что, трамвай ушиб, а я подыграл - да, вот, стоял на платформе и оттопыренным зеркалом и заехал. На самом деле, такое действительно было, но он всего лишь чиркнул тогда мне по самому кончику шапки, не задев, а рана на лбу была бытовая и совершенно тупая по своей природе, но я что, я решил не демонтировать культ своей личности :)
За этот сайт мне поставили автоматом выпускной экзамен по информатики, хотя делал его я не для этого. Кстати, я без всякой книжки осуществил reverse engineering языка сценариев Javascript для всяких выпадающих менюшек, подглядывая их устройство на других сайтах. Книжки у меня не было, в самом интернете, внезапно, нормальной инструкции я не нашел. Вот что значит детское упорство, помноженное на желание и отсутствие других, более привлекательных идей. Так что в итоге стать программистом мне было, видимо, назначено самой судьбой и сложившимися условиями :)
Надо сказать, что после создания сайта, трамваи, урбанистика меня не стали интересовать, я не предпринял никаких попыток сконтачиться с живым, настоящим трамвайным хозяйством, что делали другие увлеченные энтузиасты - устраивались туда компьютерщиками, кондукторами, кто-то учился на водителя. Меня скорее интересовала история и все что до, а точнее, все что скрыто, на языке, но не в документах, или в заброшенных документах, и что я смогу поднять и вынести на свет божий.
Кстати, сайт был для 2003 года каким-то непроизвольным образом суперски CEO-оптимизированный, так как на поиск в Яндексе слова "Казань" вылезал на 3ей строчке, и так было пару лет точно. Мне даже в гостевую книгу писали представители рекламного агентства, которое сотрудничало с МЭТ, мол, вы что, наши конкуренты, вы хотите на себя переманить внимание.. Я гордо отвечал, что я вообще против рекламы, против капитализма, против использования электротранспорта кроме как для жизнеобеспечения. Не понимая, что narod.ru это конечно, коммерческий проект "на вырост" всего интернета со стороны его создателей.
Я еще тогда пытался вспомнить, а собственно, почему я стал интересоваться этим, а не, скажем, речным флотом там, или что еще? Где истоки интереса? Я помню, что карты со схемами движения, которое как раз принялось меняться где-то в 97-98 я регулярно находил и сохранял куда-то себе, фиксировался на этом, запоминал непроизвольно, находя в журналах.
Отлистываю назад яркие впечатления... Вот я покупаю себе с мамой стул для сидения за письменным столом в самом конце Спартаковской. В этом мебельном магазине я обставлял еще свою первую собственную, в смысле, купленную на свои кровные, комнату году в 2009. Оказывается, между теми временами зазор уже меньше, чем с современностью. Вот я сел на этот стул и поехал на "шестерке" через весь город. И в вагон на кольце входят в том числе бабушки, а я приучен вставать, но тут-то стул мой собственный. Короче, полный конфуз и замешательство ) Вечером того же дня приснился адовый сон - мы проходили по Истории Татарстана взятие Казани Пугачевым. И Степан Артемович так ненароком рассказал, что к Казани Пугачев пробирался полями и оврагами, где стояла в тогдашних полях наша 131 школа. В общем, сон был про то, что пугачевцы на конечной "Строительный Институт" захватили ожидавшую пассажиров "двойку". Пугачев залез в вагон с собственным "царским" троном и разместился в самом хвосте, где в РВЗ-6 располагался задний съемный люк для погрузки носилок на случай биг-барабума. На самом пацанском месте в вагоне. Ну он оттуда грозно как-то зыркал, на этом сон как-то и сошел на нет...
Помню детские воспоминания, когда я осознал, что с самого рождения у меня было не идеальное зрение - еще не испорченное книжками (а телека, нормально показывающего, у меня не было до средней школы). Стою на "Автовокзале" и вглядываюсь в сторону "Речного порта", и все видят номер на вагоне, а я нет. Хоть и не было по началу нужды - машрут был только один, а потом появился 18, и это стало важно, а я уже не вижу. Помню, как лежа на кровати вглядывался в книги на книжном шкафу напротив и написанные крупным шрифтом "Петр 1" и "Цусиму" я видел, а вот "Лесную Газету" уже нет, и я в ужасе понимал, что зрение не идеально и начало садиться, а деваться некуда. Ха, сейчас я без очков с "Автовокзала" наверное вообще не увижу идущий на "Речном порту" трамвай как таковой ) А тогда я видел в утренней темной мгле искры от проводов чуть-чуть выглядывавших из-за железнодорожного моста...
Помню даже, как я возглавил побег всех детей со двора в сторону "Меховой". Они, балбесы, на конечной увидели, что в салон вышел водитель, испугались, выбежали и пошли пешком домой целую остановку. А я-то доехал обратно )
Но вот самое первое впечатление все же даже не это. Я помню, что я уже умею читать, хоть и больно мелкий еще. Как я обижаюсь и презираю тех водителей, у которых сверху справа спущена специальная табличка, которая имелась во всех кабинах рижских вагонов. На табличке написано "стажер". Я презираю их - вот негодяи, на такой интересной работе работают только ради трудового стажа!