Найти тему
А был ли Яльчик?

Почему вообще я неравнодушен к трамваю Казани и его истории?

В школьные годы я сделал сайт, посвященный тем знаниям о казанском трамвае, что циркулировали устно и в печати. Этот сайт на narod.ru до сих пор жив, правда, подозреваю, что вёрсткасы таралган, но прочитать содержимое и увидеть картинки можно :) Это все было сделано, получается, в 1999-2003 годах, и к условному 2015 уже было "поросшим мхом", да так, что фотографии, современные сайту, стали всплывать в подборках соцсетей "о, это было давно, смотрите как все изменилось", причем попадали порой в подборки "фото 90х и 80х годов", не взирая на попавшие в кадр модели автомобилей, татарстанские триколоры и многие другие признаки.

Фото украдено из чата выпускников физфака КГУ. Вроде бы Гвардейская на фото, 12 номер трамвая. Предоставил или автор Александр Рубцов
Фото украдено из чата выпускников физфака КГУ. Вроде бы Гвардейская на фото, 12 номер трамвая. Предоставил или автор Александр Рубцов

Разумеется, деятельность по созданию сайта одноклассникам в целом показалась прикольной (хотя уже тогда настоящие программисты ухмылялись над веб-дизайном), а вот тема - мягко говоря странной. Один раз я пришел с пластырем на лбу, все че-то заржали, тебя что, трамвай ушиб, а я подыграл - да, вот, стоял на платформе и оттопыренным зеркалом и заехал. На самом деле, такое действительно было, но он всего лишь чиркнул тогда мне по самому кончику шапки, не задев, а рана на лбу была бытовая и совершенно тупая по своей природе, но я что, я решил не демонтировать культ своей личности :)

За этот сайт мне поставили автоматом выпускной экзамен по информатики, хотя делал его я не для этого. Кстати, я без всякой книжки осуществил reverse engineering языка сценариев Javascript для всяких выпадающих менюшек, подглядывая их устройство на других сайтах. Книжки у меня не было, в самом интернете, внезапно, нормальной инструкции я не нашел. Вот что значит детское упорство, помноженное на желание и отсутствие других, более привлекательных идей. Так что в итоге стать программистом мне было, видимо, назначено самой судьбой и сложившимися условиями :)

Надо сказать, что после создания сайта, трамваи, урбанистика меня не стали интересовать, я не предпринял никаких попыток сконтачиться с живым, настоящим трамвайным хозяйством, что делали другие увлеченные энтузиасты - устраивались туда компьютерщиками, кондукторами, кто-то учился на водителя. Меня скорее интересовала история и все что до, а точнее, все что скрыто, на языке, но не в документах, или в заброшенных документах, и что я смогу поднять и вынести на свет божий.

Кстати, сайт был для 2003 года каким-то непроизвольным образом суперски CEO-оптимизированный, так как на поиск в Яндексе слова "Казань" вылезал на 3ей строчке, и так было пару лет точно. Мне даже в гостевую книгу писали представители рекламного агентства, которое сотрудничало с МЭТ, мол, вы что, наши конкуренты, вы хотите на себя переманить внимание.. Я гордо отвечал, что я вообще против рекламы, против капитализма, против использования электротранспорта кроме как для жизнеобеспечения. Не понимая, что narod.ru это конечно, коммерческий проект "на вырост" всего интернета со стороны его создателей.

На немецкий переводили энтузиасты с международных сайтов. До сих пор не понимаю, адекватный ли перевод был )
На немецкий переводили энтузиасты с международных сайтов. До сих пор не понимаю, адекватный ли перевод был )

Я еще тогда пытался вспомнить, а собственно, почему я стал интересоваться этим, а не, скажем, речным флотом там, или что еще? Где истоки интереса? Я помню, что карты со схемами движения, которое как раз принялось меняться где-то в 97-98 я регулярно находил и сохранял куда-то себе, фиксировался на этом, запоминал непроизвольно, находя в журналах.

Отлистываю назад яркие впечатления... Вот я покупаю себе с мамой стул для сидения за письменным столом в самом конце Спартаковской. В этом мебельном магазине я обставлял еще свою первую собственную, в смысле, купленную на свои кровные, комнату году в 2009. Оказывается, между теми временами зазор уже меньше, чем с современностью. Вот я сел на этот стул и поехал на "шестерке" через весь город. И в вагон на кольце входят в том числе бабушки, а я приучен вставать, но тут-то стул мой собственный. Короче, полный конфуз и замешательство ) Вечером того же дня приснился адовый сон - мы проходили по Истории Татарстана взятие Казани Пугачевым. И Степан Артемович так ненароком рассказал, что к Казани Пугачев пробирался полями и оврагами, где стояла в тогдашних полях наша 131 школа. В общем, сон был про то, что пугачевцы на конечной "Строительный Институт" захватили ожидавшую пассажиров "двойку". Пугачев залез в вагон с собственным "царским" троном и разместился в самом хвосте, где в РВЗ-6 располагался задний съемный люк для погрузки носилок на случай биг-барабума. На самом пацанском месте в вагоне. Ну он оттуда грозно как-то зыркал, на этом сон как-то и сошел на нет...

Помню детские воспоминания, когда я осознал, что с самого рождения у меня было не идеальное зрение - еще не испорченное книжками (а телека, нормально показывающего, у меня не было до средней школы). Стою на "Автовокзале" и вглядываюсь в сторону "Речного порта", и все видят номер на вагоне, а я нет. Хоть и не было по началу нужды - машрут был только один, а потом появился 18, и это стало важно, а я уже не вижу. Помню, как лежа на кровати вглядывался в книги на книжном шкафу напротив и написанные крупным шрифтом "Петр 1" и "Цусиму" я видел, а вот "Лесную Газету" уже нет, и я в ужасе понимал, что зрение не идеально и начало садиться, а деваться некуда. Ха, сейчас я без очков с "Автовокзала" наверное вообще не увижу идущий на "Речном порту" трамвай как таковой ) А тогда я видел в утренней темной мгле искры от проводов чуть-чуть выглядывавших из-за железнодорожного моста...

Помню даже, как я возглавил побег всех детей со двора в сторону "Меховой". Они, балбесы, на конечной увидели, что в салон вышел водитель, испугались, выбежали и пошли пешком домой целую остановку. А я-то доехал обратно )

Но вот самое первое впечатление все же даже не это. Я помню, что я уже умею читать, хоть и больно мелкий еще. Как я обижаюсь и презираю тех водителей, у которых сверху справа спущена специальная табличка, которая имелась во всех кабинах рижских вагонов. На табличке написано "стажер". Я презираю их - вот негодяи, на такой интересной работе работают только ради трудового стажа!