ПАМЯТИ УШЕДШИХ ДРУЗЕЙ. В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ...
Сегодня, когда скандалы и "разборки" в театрах стали чуть ли не нормой, и, где, по мнению многих зрителей, ставят всякую ересь, не гнушаясь поганить даже классику во имя наживы, хочу рассказать вам об удивительном режиссёре и актёре, чья жизнь была отдана только творчеству... Он сгорел, уйдя за горизонт 14 июля 2015 года...
После первой премьеры “Братьев Карамазовых” (12 сентября 2003 г.) на сцене театра им. Вл.Маяковского буквально шквал критики обрушился на режиссера, причем низкопробной, неумной и чаще всего касающейся не спектакля, а личности его создателя. Зависть и злоба инициаторов заказных статей в данном случае дали обратный результат: “...Карамазовы” шли с аншлагом.
Этот человек вызывал во мне жгучий интерес, c тех самых пор как увидела его "Надежды маленький оркестрик” в Театре на Таганке, где все мужские роли играл сам режиссер. А еще,наверное, потому, что Сергей Арцибашев был личностью загадочной, закрытой для публики, ибо его не видели на светских “тусовках”, в богемных кругах, на телеэкране, не жаловал он и прессу. Для меня, почему-то, сделал исключение, а потом мы ненавязчиво общались. Увы,не так часто, ибо не было времени ни у него, ни у меня...
Так кто же он на самом деле?
...Сергей родился в маленьком поселке Калья, что в 600-х километрах от Свердловска, в сентябре 1951-го года и был четвертым ребенком из шести детей Арцибашевых. Мама - учительница начальных классов, папа-мастер по лесозаготовкам, и, естественно, раз большая семья, то после 8-го класса надо было самостоятельно идти в жизнь, учиться дальше, получать профессию. Двое старших братьев уехали в Свердловск и поступили в Политтех, наступила очередь Сережи. Но к этому времени мальчик проявил себя в самодеятельности и мечтал о театре. Готовясь к поступлению в Свердловское театральное училище, он в то же время с внутренним трепетом ждал разговора с отцом: без его согласия и речи быть не могло об осуществления мечты. Крутого нрава человек, отец категорично заявил, что надо получить серьезную профессию, а театр - баловство одно! Поэтому Сергей, подчинившись родительской воле, пошел по стопам братьев: поступил в техникум на специальность техник --электрик, параллельно занимаясь в нескольких кружках сразу.
После окончания учебного заведения пришла пора служить в армии. Новобранец попал в дивизион ПВО, в Псковскую область, но по своей непосредственной специальности электрика прослужил недолго, поскольку опять-таки проявились творческие способности Сергея: он организовал художественную самодеятельность. Это прозвучало так сильно, так ярко, что уже тогда высветился его режиссерский талант и молодому солдату тут же предложили стать освобожденным секретарем комсомольской организации. С одной стороны, судьба вроде бы благоволила ему, ведя к заветной цели: ведь кабинет, клуб, кино и библиотека давали возможность заниматься творчеством и готовиться к поступлению в институт. С другой, придя после демобилизации на режиссерский факультет ГИТИСа ( курс набирала М.О.Кнебель - воспитанница великого Станиславского) Арцибашев “срезался”на первом же экзамене по актерскому мастерству. Что делать? Другой бы, наверное, опустил руки и сдался, но не он. Возвратившись домой, Сергей , то ли из-за принципа, то ли из-за упрямства поступает именно на актерский факультет Свердловского театрального училища, правда, с тайной мыслью, что он хоть и занимается делом, все же через год, а если потребуется - годами будет добиваться поступления на режессуру. Но так случилось, что Сергей Арцибашев попал к замечательному педагогу Василию Козлову, которому, по словам главрежа Маяковки, он обязан очень многим: “Мало того, что я сам в себя верил тогда, но появился человек, поверивший в меня настолько , что дал толчок для моего развития, даже понимания самого себя, своих возможностей Поэтому, после 1-го курса у меня уже не было желания никуда ехать, я понял, что должен отучиться у него...”
- Да, Сергей Николаевич, упорства и характера вам не занимать,можно только восхищаться этим! Что же было дальше?
-После окончания училища я поехал снова в Москву и на сей раз сразу поступил на режиссуру, причем попал опять к Марии Осиповне Кнебель. Круг как-бы логически замкнулся, и я, наконец-то, стал студентом ГИТИСа .После 4-го курса ( оставался еще год учебы) я попал в Театр на Таганке, где Юрий Любимов, увидев мои студенческие работы, предложил сделать из них спектакль “ Надежды маленький оркестрик”. Затем последовало приглашение в штат театра - служить режиссером и актером. На Таганке я проработал 9 лет, самый сложный период: отъезд Любимова, приход Эфроса, его смерть, приход Губенко...
- Какова была ваша позиция в тех таганских перепитиях?
-Моя личная позиция была однозначной: надо работать. Я никогда и ни к кому не примыкал, всегда шел сам по себе: спорил и с Любимовым, и с Эфросом, говоря, что если я необходим - давайте работать, если не нужен - скажите и я уйду... Понимал, конечно, и складывающиеся ситуации: разумеется, Любимов должен был ко мне привыкнуть, оказался ему нужен, значит он обнял меня приласкал, а дальше - он уехал; пришел Эфрос, для него я - любимовский, значит, опять должен был пройти какой-то срок...Через некоторое время оказалось, что лебезить я не умею, союз может быть только творческий и он состоялся: Эфрос меня принял не только в театре, а и вместе стали преподавать курс в ГИТИСе, но его смерть обрывает всё. Поэтому эта полоса была для меня довольно драматичной: я работал много, ставил спектакли, но они не выходили.По разным причинам: одни - по репертуару (не вписывались в планы гл. режиссеров), другие - идеологически не подходили. 6-7 спектаклей, по-моему, начинал, в разных стадиях репетировал, но все они закрывались.
...В 1989 г. Арцибашеву поступило предложение возглавить областной Театр Комедии . Он согласился, хотя у театра не было своей сцены, он гастролировал по клубам и ДК, да и рамки комедии не устраивали главрежа. Поэтому, когда наступило время перемен (1991г.) он предложил Минкультуры не ликвидировать театр , а на его базе создать новый экспериментальный Театр на Покровке, разумеется с новой программой, которая состояла из серьезного классического репертуара “Три сестры” Чехова, ”Месяц в деревне”Тургенева, “Таланты и поклонники” А.Островского, “Ревизор”и “Женитьба” Гоголя... Это лишь крохотная часть работ режиссера, ибо все его постановки перечислить невозможно.Скажу одно: большинство спектаклей Арцибашева отмечены наградами и премиями как в России, так и за рубежом...
К слову сказать, Гончаров уже тогда приглашал молодого режиссера к себе в Маяковку, даже подарил ему книгу с надписью: “И не ученик, а родственный по крови” Это, согласитесь, говорит о многом... Позже, когда уже была Покровка, мэтр неоднократно возобновлял свое приглашение молодому коллеге, в итоге сказав: “Мне, что прямо выразиться? Ведь надо же кому-то передавать театр...” Хотя Арцибашев снова отказался, не захотев бросить свое дело и свой коллектив, тем не менее, круг опять замкнулся и он возглавил театр им. Маяковского
- Как получилось, что вы все-таки согласились?
-После смерти Гончарова муссировалось: кто будет на его месте, в том числе звучала и моя фамилия. Я в этом не участвовал, у меня была своя работа, гастроли, не до этого... Но когда мне сделали официальное предложение, подумал: почему такой знаменитый,популярный театр, где много моих друзей, не поддержать в этой ситуации, тем более они настроены сообща все вместе поднимать знамя Маяковки на должную высоту?! И, честно говоря, еще подумал, что мне исполнилось 50 лет и надо остановиться, передохнуть, ибо много сил потратил на Покровку, поэтому, почему бы и нет. Конечно, риск был, была внутренняя борьба, сомнения, но решил попробовать. Я пришел с единственной позицией, которой следую и которую озвучил перед коллективом: ничего не собираюсь рушить, перестраивать, давайте заниматься эволюционными преобразованиями, давайте работать.
- Сергей Николаевич, что удалось сделать за эти два года “правления” Маяковкой?
- Мне кажется сделано достаточно много. В творческом плане, начиная с первого спектакля, стояла задача вернуть на сцену звезд, которые уже разбегались по антрепризам, кино, чтобы они снова заработали “дома” и им опять было комфортно в родных стенах, чтобы они были востребованы и оказались вместе. С первой работы “Женитьба” Гоголя мне это удалось: Лазарев, Немоляева, Костолевский, Филиппов, Симонова, Кашинцев, Охлупьев, Джабраилов... Как бы весь цвет Маяковки вновь оказался на сцене впервые за многие годы. Это, конечно, был триумф и в театре, и для зрителей.
Второй спектакль “Банкет” Саймона я тоже ставил рискуя, ибо взял актеров среднего поколения, без общеизвестных имен, выдвигая тем самым их на передний план. Сейчас они прекрасно играют и спектакль востребован зрителями. Почему Саймон? Ну, во-первых, театр должен зарабатывать, значит зал пустовать не имеет права; во-вторых, я параллельно работал над “Братьями Карамазовыми”... И так оказалось, что премьеры вышли почти одновременно: в мае сдал “Банкет”, а в июле уже были готовы “...Карамазовы”, но показ отложил до сентября - открытие сезона.
- Даже зная ваше жизненное кредо идти навстречу трудностям, не боясь подводных камней, не страшась рисковать, все-таки замахнуться на такую махину как Достоевский - это сознательно подставлять себя в случае провала...
-Да, согласен, естественно,“...Карамазовы”, наверное одна из самых рисковых вещей. Не каждый из начинающих руководить театром может рискнуть так себя подставлять. Но вот рискнул, чем правда вызвал бурю негативных статей... Тем не менее, я понимаю и другое - это мощно для театра тоже, как стратегически, так тактически. Другими словами, та планка, высота отношения со стороны к Маяковке, к коллективу хотя бы за то, что мы “посмели” взяться. А если еще и зритель идет, и ему спектакль нравится, его “пробивает”, что ж, значит, видимо получилолсь...
...Режиссер признается: “Это произведение наполнено мучительными размышлениями Федора Михайловича о жизни, Боге и Антихристе. Существует ряд произведений, вмещающих в себя вопросы не только быта, но и бытия. Среди них “Гамлет” и “Братья Карамазовы”. Театр не выдает готовых рецептов, но должен ставить диагноз своему времени. Мне этот роман кажется целой Вселенной, в которой заложены все темы, волнующие нас. Это попытка с разных позиций осознать устройство мироздания. Достоевский обозначил жанр своего последнего романа как “симфонию страстей” - в этих словах, возможно, ключ к бешеному ритму “,,,Карамазовых”.
То, что сделал Арцибашев, взбудоражив равнодушную тогда (2003 г.) ко всему Москву, на мой взгляд, за гранью возможного, даже несмотря на его нечеловеческую работоспособность, огромный талант, страстность души и смелость сердца... Ведь людская психика не беспредельна... Когда я с искренним удивлением, потрясенно спрашивала его об этом, он лишь грустно улыбался, доверительно признаваясь, что и сам сейчас, когда уже поставил “...Карамазовых”, находится в состоянии невозможности сделанного, и, что это, действительно, тяжело. За этим лаконичным ответом скрыто, как всегда, и то, что он не был в отпуске, ибо заболел и проболел все эти дни, отпущенные для отдыха. А тут снова начало сезона, премьера, снова нервотрепка... Но он ведь тоже человек, отличающийся от других лишь стойкостью и силой духа, мировоззрением Творца и талантом Создателя, живущий, правда, в другом измерении, которое не подвластно пониманию обыкновенных людей...
_На ваш взгляд, когда пришла известность к режиссеру Сергею Арцибашеву?
- Не знаю... Может с “Надежды маленький оркестрик”По тем временам самая модная, самая популярная сцена страны и, спасибо Юрию Любимову, что он выпустил двух молодых людей на нее, а меня и как актера, и как режиссера. Так что карт-бланш был дан мощный... Я видел в зале постоянную публику Таганки: ведущих деятелей науки, культуры, известных людей. Другое дело, что в то время, по молодости лет, я не воспользовался этими знакомствами, а они бы мне очень пригодились, когда я стал строить свой театр на Покровке.
- Я видела многие ваши работы и искренне восхищаюсь талантом режиссера Арцибашева, помимо этого вы еще и очень обаятельный человек, интересный собеседник...
-Это ваше личное мнение, а вообще-то все считают, что я угрюмый, мрачный, необщительный, и даже когда ставился последний прижизненный спектакль Александра Володина “Пять вечеров” и ему сказали , что главную роль (Ильина) буду играть я, он ответил: с удовольствием, все замечательно и правильно. Но уже после выхода спектакля кто-то из критиков возмущался: “Как Арцибашев может играть Ильина, ведь у него же отрицательное обаяние!?” На что Володин воскликнул: “ И хорошо!”
- Скажите, почему все-таки на вас обрушилась такая яростная критика ?
- Я, честно говоря, даже не стараюсь затрачиваться на это, у меня столько много других забот и хлопот, что браться за анализ просто некогда. Но где-то понимаю: очень многим хотелось, чтобы я провалился, мол, режиссер маленького театра, посмотрим как он будет руководить большим, сможет ли? А тут успех “Женитьбы”, и даже “Банкета”. Ладно, посмотрим, что получится с “Карамазовыми”... Но ответьте, кто поставит Достоевского и к кому не будет претензий?! Поэтому осознавал, что тут я себя подставляю, но мне важен был сам спектакль и какое впечатление он произведет на зрителя, а отнюдь не на критиков.
- Она вас действительно не задевает?
-Нет. Меня задевает тогда , когда делаются выпады не по поводу моей работы, а оскорбляют личностно. Но это так мелко, по сравнению с тем, что театр развивается, помимо моих, выходят другие постановки, работают и молодежь, и среднее поколение. Сейчас на подходе три премьеры сразу: на основной сцене, в филиале, в малом зале, который тоже заработал. Это производство, функционирующее уже в хорошем творческом режиме.
- Молва на Москве гласит, что вы собираетесь приступить к “Бесам”, правда ли это?
- Не знаю как молва, но “Бесами” я занимался еще на Покровке. Шел 1991год. Я два раза возвращался к ним...
- Опять Достоевский? Что ж вас, Сергей Николаевич, все время тянет куда-то в запредельную высь?..
- Но “Бесы” мне не дались. В 91-ом я почти подготовил спектакль, и тут, ни раньше-ни позже главный исполнитель сломал ногу...В 1993 г. снова вернулся к ним, начал репетировать, как вдруг произошли события октября 93-го...
- Мистика какая-то! И вправду поверишь в бесов...
- Если бы спектакль был выпущен до трагических дней - это одно, после - уже не имело смысла, так как постановка была бы уже постфактумом. По независящим от меня причинам работа не вышла в свет. Но пьеса - есть, задумка-придумка - есть, о дальнейшем пока не готов сказать. Как главреж, помимо творческого, руковожу и всеми остальными процессами в театре. Что делать, сейчас время такое: чтобы я был всем доволен - значит надо во всё вникать. Так привык, и на Покровке было то же самое, где, к слову, по- прежнему остаюсь худруком, правда приходиться мотаться, но иначе нельзя.
- Сколько часов в сутки вы работаете, 25?
- Выходит так
- Какой режиссер - понятно, а что за человек Сергей Арцибашев, какой он?
- Трудный. Со мной очень трудно, к сожалению, я не могу и не научился переключаться. Даже когда не репетирую, всё равно все крутится в голове и творческий процесс остановить невозможно. Понимаю, что это неразумно, неправильно, но... Характер ужасный, несдержанный, нервный, такого напряжения не все выдерживают. Одно дело - на работе, другое - домой пришел, отключился, вроде как на слабой энергии, я же продолжаю жить в одном режиме всё остальное время. Это моя ошибка...
-Что значит ошибка, это ведь ваш образ жизни...
- Потому что горишь, и сгораешь, сгораешь...
- Но, что же вы хотите, если сами, ещё с ранней юности взяли такой темп, подняли для себя такую планку, всю жизнь преодолевая силу высоты, доказав всем, что такое сделать возможно?
- И все-таки надо уметь психологически отключаться...
- Но тогда вы вряд ли бы поставили “Братьев Карамазовых”...
- Согласен, наверное, нет, потому что многие вещи приходят вне репетиций, и даже во сне..
- Живя на таком обнаженном нерве, скажите, а что вы любите , чем радуется, отдыхает душа?
- Кроме театра - ничем, не пристрастился как-то. В свое время занимался спортом: хоккеем, футболом, самбо - сейчас на это просто нет времени. Еще одно из занятий, которое люблю и о котором жалею очень - чтение. Читать современную литературу или перечитывать классику приходится мало , в основном - о театре или пьесы.Часто мне называют новые имена, а я их просто не знаю, не успеваю прочесть... Мои театральные работы, как вы правильно заметили, в основном - классика. Здесь сыграли роль личные пристрастия, ибо я считаю, классики они на то и классики, что занимались вопросами вечными, учащими нас понимать человеческую сущность, его природу, его связь с мирозданием, да еще написанные таким прекрасным русским языком! Ведь это наш золотой духовный запас - духовность народа, потому-то и постоянно возвращаюсь к ним.
- Не могу не спросить вас: что думаете именно вы о сегодняшней России, о произошедших изменениях в стране?
- Мы пережили много событий за это время, революционные изменения снова перетряхнули людские судьбы, хотя революций нам хватило. Мое личное состояние - состояние удрученности, нестабильности, неспокойствия, страха какого-то - это есть, но оно, наверное, присуще большинству людей. Хотелось бы скорее выйти из него, видеть побольше радости вокруг, радостных лиц, причем не только в столице, а и, что особенно важно, на всем нашем российском пространстве. Хотя, как человек творческий, понимаю - сдвиги большие есть в стране: я свободен и могу воплощать на сцене то, что мне нравится, ставить то, что мне хочется. Другое дело, как это воспримут зрители, придут ли в театр...
... В этот раз мы сидели с ним в его кабинете в Маяковке , нас разделял только узенький столик. И некуда деться от, на удивление, как-то по-детски беззащитного взгляда умных, проницательных, всепонимающих глаз. Вопреки бытующему мнению, Арцибашев откровенен, открыт, искренен, обаятелен, только вот разве очень самокритичен. На мой взгляд, слишком.
Его многие укоряют: почему он так себя не любит, а режиссер скорее просто себя не замечает, ибо живет, ощущает, даже дышит только когда работает. Мучительный процесс поиска истины, вечных человеческих ценностей - вот путь Сергея Арцибашева.
Трудный. Тернистый. Почти невозможный. Но это его Млечный путь через Галактику под названием - ИСКУССТВО...