В идеальном мире путешествие подобно сновидению: периоду отстранения от обычных жизненных задач, времени, когда можно дать волю своему воображению, даже в волшебной атмосфере. В то время, когда создавались снимки для Photoglob Zurich, второе «Я» Марселя Пруста, находящегося в начале исследования времени, мечтало о путешествии в Италию и особенно в Венецию, места, где он никогда не был.
«Идея о Венеции формировалась у меня в голове, основываясь на рисунке Тициана, на котором изображена лагуна. Это было безусловно менее точным, чем то, что я мог бы почерпнуть из простых фотографий»
- из книги Марселя Пруста «По направлению к Свану», Комбре, 1913 г.
Изображения Photoglob были созданы для того, чтобы привлечь внимание путешественников, желающих посетить новые территории и найти визуальное подтверждение чудесам, с которыми они уже были знакомы, местам, построенных в их воображении из путеводителей, брошюр и фотографий.
Это был такой тип туристов, который раздражал другое поколение путешественников Гранд-Тура XVIII-столетия, рассматривающих путешествие как формирование жизненного опыта. К таким путникам можно отнести Херри Джеймса или Эдварда Моргана Форстера и многих других.
! - Стоит отметить, что автор здесь противопоставляет путешественников идейных, которые всецело обогащаются новой выбранной страной, путешественникам нового господствующего класса, «туристам-мещанам», жаждущим лишь подтвердить увиденное в книге или на полотне. Эдвард Морган Форстер был влюблен в Индию, Египет, страсть к путешествиям вела его всю жизнь и как следствие помогла развитию других талантов – например, популяризации поэтического дара Константиноса Кавафиса (1863 – 1933).
Принты Photoglob соблазнительно воплощали мечты о «прекрасной стране» (“Bel paese”) – разнообразном, живописном, красочном месте, состоящем из изображений по которым любой смог бы узнать Италию. даже никогда в ней не бывав. Венеция в полнолуние, наблюдаемая из гондолы; Площадь Святого Марка, кишащая голубями; Кафедральный собор в Милане, также залитый лунным светом; Падающая башня в Пизе: Пейзаж Неаполя с огромной сосной на переднем плане и дымящийся Везувий вдалеке; Беседка монастыря Капуцинов в Амальфи (позже преобразован в отель) в сопровождении монахов: Или же самая обыкновенная сицилийская повозка, окруженная простыми людьми - сохранившиеся шедевры наследия "Bel-paese"
С изобретением фотографии миф об искусстве как имитации реальности, концепт долгое время считавшийся центральным в западной культуре, казалось обрел свое совершенно новое воплощение. Сейчас мы знаем, что это не так: фотографии не заменили реальность, а скорее представили другой ее вид со своими специфическими характеристиками. Изображения Photoglob содержать цвета, выбранные и наложенные ретушером на печатные формы, количество их может варьироваться от 4 до 18, в зависимости от черных и белых негативов, и вследствие представляют собой совершенно иную реальность.
Прогресс колоризации изображений в истории фотографии шел довольно медленно. Помимо некоторых экспериментов, осуществленных Уильямом Генри Фокс Тальботом для изобретения цветных фотоснимков, существовали способы ручной колоризации фотографий, получаемых с помощью дагерротипии, но они так и не стали широко распространены. Франсуа Араго и ранние американские дагерротиписты были против такого типа вмешательства. Коллекция дагерротипов Джона Рескина включала в себя несколько колоризированных видов Италии, пока Антуа Франсуа Жан Клод был одним из первых фотографов, применивших ручную колоризацию дагерротипов. В 1861 году Альфред Волл опубликовал «Сведения об художественной окраске для практикующих фотографов». В то же время Луи Дюко дю Хаурон и Шарль Крос независимо друг от друга экспериментировали с техниками наложения трех негативов, позднее этот процесс будет запатентован Леоном Видалем в 1872 году. Между 1860-ми и концом века были возрождены устаревшие ручные методы колоризации ксилографов и гравюр с использованием акварельных красок на белково-серебристых принтах. Далее стереоскопическая фотография стала новой техникой создания трехмерного эффекта, цвета и света. Фактически, с середины 1850-х начали выпускать стереографы, способные таким методом создавать изображения, напечатанные на тонкой полупрозрачной бумаге и устанавливаемые на подставку. Иногда некоторые детали выделялись небольшими перфорациями, чтобы цвета изображения на обороте или на прозрачной бумаге были четко выделены. Этот метод имел прецедент в «оптических изображениях» XVIII века, раскрашенных гравюрах на дереве или офортах, которые были двуслойными для возможности просмотра против света. Ряд итальянских фотографов, такие как Сальвиати из Венеции и особенно неаполитанские – Соммер, Амодио и Эспосито, - прославились своими работами по ручной раскраске на белковом серебре. Изображения, сделанные Соммером, без сомнения, отличаются непревзойденным качеством.
В 1903 г. Братья Люмьер запатентовали метод «автохромирования», а в 1907 г. вывели его на рынок. Автохромирование стало первой промышленной фотографической процедурой для воспроизведения цветов. Начиная с черно-белой прозрачности цвет был достигнут путем аддитивного синтеза, вызванного прохождением света через слой микроскопических частиц картофельного крахмала, окрашенного в три основных цвета – оранжево-красный, зеленый и фиолетово-синий, смешанные вместе и закрепленные на стеклянном листе. Использование модифицированных основных цветов привело к получению мягких, деликатных оттенков и зернистого внешнего вида. Кодак в 1928 году и Агфа в 1932 выпустили в розничную продажу разновидность прозрачной пленки, основанную на технологии проявки с использованием хромогенов (по одному для каждого основного цвета) – веществ, входящих в состав различных слоев эмульсии. В 1939 году Agfa создала «Agfacolor – Neu» - первую цветную негативную пленку.
В Швейцарии графическое искусство уже некоторое время внедрялось в издательский мир. Так, 4 января 1888 года, после многолетних экспериментов цюрихское издательство Orell Fussli запатентовало в Австро-Венгрии новую технологию фотографирования, год сустя выпустив ее на рынок под названием «Фотохром». Этот процесс переноса элементов с черно-белого негатива на множество литографических камней по числу необходимых для печати цветов, используя прозрачные чернила. Эта процедура позволяла вручную подбирать и распределять цвет по определенным областям, что позволяло получать более яркие или приглушенные тона, ретушировать формы, а также добавлять и удалять элементы изоражения( транспортные средства, людей и т.д.). В 1895 году Орелл Фюсли, «Фотохром Цюрих» и Лихтдрукерей Шредер основали компанию Photoglob, базирующуюся в Цюрихе. Компания Photoglob начала широкомасштабное распространение фотохромолитографических отпечатков в семи различных форматах, включая гигантские Riesen-Photochromien, предназначенные для размещения в рамках и развешивания на стенах, а также более распространенные отпечатки формата 16,5 х 22,5 см., которые широко использовались на туристическом рынке. Такие открытки активно продавались вплоть до Первой мировой войны. В январе 1896 года каталог Photoglob содержал более 3000 видов европейских пейзажей и городов, позже он был расширен за счет фото других стран по всему миру. Последнее, тридцатое издание общего каталога фотхромов, опубликованное издательством Photoglob Zurich в 1911 году включало около 800 изображений Италии, включая те, что воспроизведены в этой статье с иллюстрациями из коллекции Марка Вальтера.
С конца XIX века и в течение первой четверти XX века многие издатели открыток применяли методы фотохромолитографии, в основном основанные на фотохромном процессе. К ним относились Raphael Truck & Sons в Лондоне, Kunzli в Швейцарии, различные компании в Австрии, Германии, Франции, Англии, Италии и Испании (Рессо в Турине, Brunner & CО в Комо и др., «Detroit Photographic CO» в США с серией «Phostint». Когда началось производство Photoglob, Италия только недавно стала единым государством, но все еще существовали значительные различия между ее регионами, это была сложная страна богатая контрастами, с множеством различных географических и социальных реалий. Это была нация, лишь частично модернизированная на пути к тому, чтобы стать более прогрессивной, но все еще привязанная к традиционным системам производства в сельском хозяйстве и мануфактуре и лишь в умеренной степени ориентированная на промышленность. Коллекция фотографий видов Италии, ориентированная на массовую туристическую аудиторию, не фокусировалась на документальном аспекте новой и сложной национальной реальности страны, а скорее прославляла знаменитые места «Belle-поэзии». Вместо того, чтобы увековечивать статические памятники, фотографии были сосредоточены на оживленных улицах и площадях, они запечатлели людей и транспортные средства в движении. Места, изображенные в коллекции Photoglob хорошо зарекомендовали себя на протяжении двух веков, они были самыми популярными среди путешественников и остаются такими и по сей день.
Представленные на фотогалерее виды «Bel-paese» не охватывают районы, простирающиеся от Падании до Равенны и Анконы, центральную Италию, значительную часть Юга: Калабрию, Луканию, Апулию и Сардинию. Однако они включают в себя регионы Трентино и Триест, которые в то время были частью Австро-Венгрии и вернулись в состав Италии только в конце Первой мировой войны. Некоторые места, такие как Ломбардские озера и Доломитовые Альпы или такие города, как Венеция появляются очень часто. В коллекции представлены элементы современного мира – канатные дороги, Галерея Умберто I в Неаполе, отели и другие привычные нам элементы туризма. К тому же Photoglob разместил некоторые уютные жанровые сцены, изображения людей в традиционных костюмах. Эти прекрасные снимки - документальное свидетельство ушедших времен.
Идея создания коллекции фотографических видов, сделанных специально для воплощения мечты о путешествии в Италии не имела аналогов до своего появления. Когда дагерротипия была в самом разгаре, Лебур посвятил Итулии большую часть своих дагерротипических экскурсий (1841 – 1844 гг.). В то же время миланское издательство Artatia выпустило серию «Дни Италии перед дагерротипией», 1847 г., состоящую из 110 изображений охватывающих всю Италию от Милана до Неаполя.
Стереоскопический обзор был экстраординарным средством и в то же время модой, которая позволяла людям путешествовать даже не покидая своего кресла!
В фотохромолитографии намерения фотографа совпадают с намерениями литографа, который уточняет, ретуширует, иногда вставляет или перемещает элементы, а также выбирает цвета и тональную гамму изображения. Ввиду особой технологии, которую они использовали, основанной на использовании нескольких печатных форм и особой тональной гамме красок, литографы Photoglob стремились сохранить определенную однородность в изображении неба и моря, а также определенных архитектурных элементов, даже если они находились в совершенно разных местах. Виды Италии, однако отличались большим разнообразием. Венеция, как правило, была окрашена в лососево-розовый цвет, виды Рима характеризовались охристыми и коричневыми тонами. Многие виды, залитые лунным светом, были получены с использованием негативов фотографий, сделанных при дневном свете, как видно из изображений порта Рива-дель-Гарда, и на некоторых из них, таких как вид Венеции в лунном свете, они превращаются в фантастические и сказочные образы. На одном из снимков Римского форума ретушер усилил контраст между передним планом и едва заметным задним восточным фасадом дворца сенаторов.
В контексте истории того, как мы смотрим на вещи, одним из наиболее привлекательных аспектов впечатляющей коллекции изображений серии Photoglob является именно динамическая взаимосвязь между реалистичным, порой даже гиперреалистичным, и в то же время целостным эстетическим эффектом, достигаемым в изображениях, полученных с помощью хромолитографии, на которых изображаемые места и люди демонстрируют большое разнообразие исторических и природных различий. Умело распределенные хроматические оттенки с тонкими нюансами создают эффект утонченной прозрачности, в результате чего изображения кажутся застывшими во времени. На слегка глянцевой бумаге, которая придает печатками глянцевую текстуру, искусно нанесенные цветные завесы не снижают четкости и детализации контуров, напротив, ярко раскрашенные участки усиливаются.
К изображениям из коллекции Photoglob не следует относиться с небрежным безразличием и воспринимать их как банальное воплощение мечты и приключений, которые пробуждает Италия. Скорее, их следует ценить и признавать как свидетельство особого взгляда на Италию, который был характерен для путешественников и фотохромных колористов на рубеже веков. Рассматриваемые в этом контексте изображения придают новое значение привычному взгляду на «Bel-paese»: ощущение того, что в Италии всегда можно наслаждаться красотой природы и городских пространств, а также испытывать радость и «чувство счастья», которые приходят от того, что живешь полной Жизнью.
Оригинал "Dreaming of Italy in color || Trӓumen von Italien in farbe" - "ITALY-1900: Introduction & Einleitung" можете загрузить из папки на Яндекс диске