Найти тему
НЕОНУАР

"Субстанция" - это восторг!

В широкий прокат выходит один из самых ожидаемых фильмов этой осени - "Субстанция". Критики, посмотревшие ленту, остались буквально в восторге, да и обычные зрители по всему миру также ставят довольно высокие оценки. В чем же прелесть данного фильма? Абсолютно во всем: начиная экстравагантной режиссурой и заканчивая многослойным нарративом.

Деми Мур решается на отчаянный шаг на постере фильма "Субстанция" Добавьте описание
Деми Мур решается на отчаянный шаг на постере фильма "Субстанция" Добавьте описание

Но начнём издалека: данная картина является вторым полным метром постановщицы Корали Фаржа. Первым ее проектом был фильм "Выжившая" (2017) - феминистский боевик, который был вполне себе неплох с точки зрения режиссуры и клал вместе с тем большой болт на реалистичность и логику происходящего, ставя во главу угла попытку сосредоточиться именно что на конкретной идее и желание увлекательно ее рассказать, идя на компромисс с некоторыми важными для цельного повествования моментами.

Матильда Анна Ингрид Лутс на кадре фильма "Выжившая"
Матильда Анна Ингрид Лутс на кадре фильма "Выжившая"

По сути, "Субстанция" является идейным наследником "Выжившей", поскольку здесь мы можем наблюдать схожие элементы, однако то, как все это реализовано теперь, заставляет глаза неиронично лезть на лоб, ибо вышеобозначенное помножено раз в 10, если не больше.

Начну, по классике, с сюжета. Есть актриса Элизабет Спаркл, которая уже продолжительное время ведёт авторское шоу на ТВ. Однажды она узнает, что ее проект хотят перезапустить с новой ведущей, а саму Элизабет желают отправить на пенсию (мол, старая она уже). Волей случая женщине подворачивается флешка с надписью "субстанция", на которой записана реклама какого-то проекта, позволяющего создать лучшую копию себя, с которой вы в обязательном порядке должны меняться каждые 7 дней. Элизабет соглашается на этот эксперимент, и с этого момента цепочку фатальных событий , как вы понимаете, уже не остановить.

Маргарет Куолли и Деми Мур на премьере "Субстанции"
Маргарет Куолли и Деми Мур на премьере "Субстанции"

Одной из фишек рекламной кампании фильма было то, что он получил приз за Лучший сценарий в Каннах. И тут стоит оговориться: сценарий не идеален от слова совсем. Вопросов в ходе просмотра возникает уйма. Что это за субстанция такая? Как она работает? Что это за организация, которая ее распространяет? Зачем это в принципе нужно Элизабет, если новый "человек" является другим живым организмом, у которого другая душа? Почему она так легко в принципе пошла на такой шаг? Где ее менеджеры, агенты? Почему ее после никто не хватился? И еще куча других вопросов, которые всплывают то тут, то там. Лента забивает на такие вот основополагающие моменты, желая сделать акцент на идее, на нарративах, и это ей удаётся на славу: тема отцов и детей, капитализм, глупость, тупость, беспомощность, тема того, что лучшее - враг хорошего, тема порочного круга, фатализм, феминизм, объективизация женской красоты... Да тут столько всего затронуто, что диву даешься, как все это можно было засунуть в сценарий полного метра. И я понимаю, почему в Каннах наградили этот сценарий - если вы готовы закрыть глаза на некоторые условности, то получите удивительное полотно из калейдоскопа вечных и злободневных тем и идей, которые успешно раскрываются по ходу повествования.

Раскрытие личности через призму медийности на фото "Субстанции"
Раскрытие личности через призму медийности на фото "Субстанции"

Режиссёрская работа проделана прекраснейшая. Фильм отсылает к классике хоррора, делая реверансы известным картинам и деятелям жанра, но также и привносит свое - сочетает эффектную операторскую работу с саундтреком, который своей выпуклостью порой заставляет невольно улыбнуться. Фаржа серьёзно прокачалась в плане постановки и сумела в новом проекте реализовать весь свой потенциал в этом аспекте. Вообще ленте отлично удается балансировать на грани мерзкого и смешного, отчего даже в самые странные моменты порой хочется рассмеяться, что тоже добавляет ей очков в копилку. Фильм, кстати, не столько страшный, сколько мерзкий, учтите это. Актёрские работы тут также достойные - тандем Деми Мур и Маргарет Куолли отрабатывает на все сто (за последнюю, конечно, отдельный респект).

Из явных минусов, помимо сценарных условностей, я бы отметил третий акт - уж слишком в этот момент картина скатывается в фарс, резко меняя тон повествования и слишком быстро уходят в нарочитый артхаус. Сделать бы ее чуть покороче и убрать ложный чёрный юмор - было бы вообще замечательно.

Сью наслаждается эстетикой декораций проекта
Сью наслаждается эстетикой декораций проекта

Итог: поистине сумасшедший фильм, который поразит вас буйством красок и творческой мысли. Это тот самый киноопыт, который нужно лицезреть в обязательном порядке, я считаю. Однозначно один из лучших фильмов года и один из самых запоминающийся кинопроектов последних лет. В зале в конце люди аплодировали, и я вместе с ними. С превеликим удовольствием ставлю 9/10. Такое не скоро забудется!