Найти в Дзене
Православие.ONE

Старцу явилась Матерь Божия, которая уносила умерших по лестнице вверх, а Серафим Саровский предсказал его место служения в Дивеево

«Потрясенный дивным видением, воин Феодор дал обет, что если вернется живым с войны, то посвятит свою жизнь Богу и уйдет в монастырь. Но по возвращении домой он тотчас не исполнил это обещание, и волна житейских попечений захлестнула его.» - из жития старца. Как сложилась в итоге его жизнь далее. Феодор Ожиганов, в будущем схиигумен, родился 6 января 1917 года в деревне Ожигановы, что в Яранском уезде Вятской губернии. Воспитывался он в семье, где отсутствовал отец, вместе с тремя братьями и сестрой. Анастасия, его мама, была женщиной глубоко религиозной и воспитала детей в духе молитвенности. Руфина Григорьевна, сестра Феодора, живущая в Кировской области, вспоминала, что он был опорой для всей семьи, помогая маме, работая столяром и заботясь о сестре, принося ей подарки. Перед вступлением в армию во время войны, Анастасия благословила Федора крестиком и Евангелием, которые он с честью носил во время военных действий. Вернувшись домой спустя семь лет, он и его братья избежали ранений.
Оглавление

«Потрясенный дивным видением, воин Феодор дал обет, что если вернется живым с войны, то посвятит свою жизнь Богу и уйдет в монастырь. Но по возвращении домой он тотчас не исполнил это обещание, и волна житейских попечений захлестнула его.» - из жития старца. Как сложилась в итоге его жизнь далее.

Феодор Ожиганов, в будущем схиигумен, родился 6 января 1917 года в деревне Ожигановы, что в Яранском уезде Вятской губернии. Воспитывался он в семье, где отсутствовал отец, вместе с тремя братьями и сестрой. Анастасия, его мама, была женщиной глубоко религиозной и воспитала детей в духе молитвенности. Руфина Григорьевна, сестра Феодора, живущая в Кировской области, вспоминала, что он был опорой для всей семьи, помогая маме, работая столяром и заботясь о сестре, принося ей подарки.

Перед вступлением в армию во время войны, Анастасия благословила Федора крестиком и Евангелием, которые он с честью носил во время военных действий. Вернувшись домой спустя семь лет, он и его братья избежали ранений. В день его возвращения, который совпал с Покровом Божией Матери, этот праздник стал для него особо значимым. Анастасия, его мать, рассказывала в Псково-Печерском монастыре о своих молитвах за сыновей в годы войны, обращаясь к Святителю Николаю и Псалтирю.

Явление Богородицы на поле боя

Феодор, ставший схиигуменом, делился историями о чудесном покровительстве, которое он испытал в военные годы. Он рассказывал о случае, когда, читая молитву "Отче наш", чудом избежал смерти от немецкого самолета. Другой раз, спасая раненого и укрывшись в бане, он снова стал свидетелем чуда, когда снаряд пробил стену, но не причинил вреда.

Однажды утром, во время сбора раненых в тумане, он стал свидетелем необычного явления:

"Ранним утром над большим лугом расстилался густой туман. Пользуясь этой завесой, мы собирали раненых бойцов. Вижу: недалеко от меня стоит высокая величавая Жена в черном одеянии. Она взмахивает рукой в сторону мертвого солдата. И два красивых мужа забирают его и несут к лестнице, спускающейся с неба. Я заинтересовался, куда они его поднимают, подошел поближе, только занес ногу, чтобы поставить на первую ступеньку лестницы, как слышу голос: "Тебе туда еще рано". Видение исчезло".
Потрясенный дивным видением, воин Феодор дал обет, что если вернется живым с войны, то посвятит свою жизнь Богу и уйдет в монастырь. Но по возвращении домой он тотчас не исполнил это обещание, и волна житейских попечений захлестнула его.

Дальше жизнь

После окончания боевых действий он получил медицинское образование в городе Кирове и занялся работой фельдшером в сельской местности неподалеку. Федор Григорьевич обрел семейное счастье, женившись на Александре Владимировне, учительнице начальных классов. Вместе они вели хозяйство, содержали корову, выращивали овощи и занимались пчеловодством, всегда радуясь обильному медосбору. Порядок и научный подход в хозяйствовании Федора Григорьевича вызывали восхищение соседей, которые часто обращались к нему за советом по вопросам строительства и садоводства. Его чувство юмора и уместные шутки всегда находили отклик у окружающих. Федор Григорьевич также оказывал помощь сообществу, делаясь автором статей на медицинские и бытовые темы для местной газеты.

Благословение пришло в их семью в виде детей, которых Федор Григорьевич с любовью воспитывал, приобщая к церковным традициям, сельским работам и создавая для них радостные моменты, такие как новогодние утренники с подарками под ёлкой. Александра Владимировна вкладывала в образование детей не только знания, но и веру, подшивая крестики к одежде.

Трагедия

В 1962 году семью Ожигановых из Костина под Кировом постигла трагедия: их старший сын Валера утонул в возрасте десяти лет во время весеннего половодья. В память о нём второго сына тоже назвали Валерой, однако, к сожалению, он ушёл из жизни в детском возрасте от острой формы лейкемии. В семье остался только средний сын Виктор, который продолжил семейные традиции, став хирургом в городе Кирове.

Другая жизнь

В то время Федор Григорьевич работал недалеко от Костино в селе Бахта, где возглавлял строительство сельской больницы. Затем он перешёл на работу фельдшером в службу скорой помощи в Кирове, где его жизнь кардинально изменилась. Его уволили с работы в день, когда у него обнаружили Евангелие, предложив выбирать между верой и служением. Увольнение совпало с кончиной второго сына, и Федор Григорьевич воспринял это как знак свыше. Не желая жить по-старому, он провёл три дня в молитве, после чего, по согласию с женой, решил оставить семью. Прихожане его церкви собрали вещи для путешествия и проводили его до вагона. Его путь лежал в Псково-Печерский монастырь, куда он прибыл в день празднования Архангела Михаила осенью 1965 года. Там он поделился своей историей с игуменом Александром и был принят в обитель, так исполнив свой обет, даваемый Богу во время войны.

Обет всё-таки исполнил

Заметив его страстное преданность к каждому занятию, Феодора-послушника торжественно приняли в монахи с имемен Феодорит, и рукоположили во иеродиаконы. После длительных диаконских служб он был возведен в сан иеромонаха и продолжил служить в течение восьмидесяти дней без перерыва.

-2

В те годы Псково-Печерский монастырь был известен благодаря мудрым старцам, среди которых были схиигумен Савва и старец Симеон, в будущем иеросхимонах Сампсон. Феодорит делил келью с отцом Иоанном Крестьянкиным и, находясь рядом со знающими старцами, быстро осваивал монашеские мудрости. Он верно выполнял разнообразные монастырские обязанности, был и лекарем, и звонарем, и пчеловодом, и столяром. Когда удавалось найти свободное время, он занимался фотографией, запечатлевая жизнь монастыря и праздники, а его слайды даже получили первое место на выставке в Иерусалиме.

Во время служения в монастырской больнице отец Феодорит за свою профессиональность привлекал внимание местных врачей из Печер, которые иногда просили его помощи. Его уважали не только за медицинские знания, но и за духовную мудрость, благодаря которой многие искали у него не только исцеления, но и утешения. Отсутствие отца Феодорита во время его поездки домой через 10 лет после вступления в монашество чувствовалось всеми в монастыре.

Отец Феодорит, желая воссоединиться с семьей, приглашал младшую сестру Руфину из Кировской области приехать и навестить его и их мать, монахиню Анастасию, насельницу монастыря.

Сестра долго колебалась из-за отсутствия опыта путешествий, но в конце концов решилась и прибыла в Печеры. Случайно, пока она отдыхала на скамейке, рядом с ней оказалась пара женщин, одна из которых упомянула иеромонаха Феодорита как человека, способного помочь. Таким образом, сестра и нашла путь к своему брату.

Прожив 13 лет в Псково-Печерском монастыре, отец Феодорит был назначен настоятелем Князь-Владимирского собора в Усть-Нарве, курортном городе на Финском заливе, посещаемом многими иностранцами. Стало очень важным восстановить древний храм, являющийся гордостью Русской Православной церкви, и на это были выделены средства Московской Патриархией. Отец Феодорит, зная ремесленные способности людей из Вятки, пригласил мастеров оттуда, и со временем собор благоустроили. Даже советские кинематографисты отметили это, сняв в храме сцену с участием иеромонаха Феодорита.

В Усть-Нарве отец Феодорит собрал вокруг себя многочисленное количество духовных чад, посвятив себя приходу и создав рядом с храмом цветущий сад, а сам жил в келье без отопления, где тепло зимой доходило лишь из коридора. Сложные условия монашеской жизни повлияли на его здоровье, и в 1988 году он был отправлен на покой в Пюхтицкий монастырь по решению Митрополита Эстонского Алексия, будущего Патриарха.

В дни, когда отец Феодорит служил в маленьком Усть-Нарве, его часто посещали два студента из Таллинского университета, родившиеся в Вятке. Он не настаивал на религиозных разговорах и с удовольствием обсуждал любые темы. В одной из таких бесед он предложил своим землякам: "Почему бы вам не присоединиться к нам!" Они были удивлены, ведь мечтали о карьере преподавателей. Но вскоре после того, как отец Феодорит переехал в Пюхтицкий монастырь, один из студентов начал жить поблизости и вовлекся в монастырские дела. Во время визита Патриарха Алексия II он был рукоположен в диаконы, а затем стал священнослужителем. Его товарищ тоже последовал этому пути и благодаря благословению отца Феодорита стал священником.

Матери с многодетной семьей из Силомяэ было известно, в какой день приходит пенсия отцу Феодориту, и она ждала его у кельи. Отец спрашивал её о потребностях и давал необходимые средства. Между тем, одна девушка любила проводить отпуск в монастыре, и однажды, стоя на исповеди, она задумалась о своем желании выйти замуж. Отец Феодорит, услышав её исповедь и накрыв её епитрахилью, тихо спросил о её мечте. Когда она подтвердила, он посоветовал ей поехать в Сергиев Посад, где ждал будущий муж. Случилось так, что она встретила там Володю, и они создали семью, а позже она привела его к своему духовнику.

Явление Серафима Саровского

Отцу Феодориту было видение, в котором Преподобный Серафим Саровский сообщил ему о будущей службе в Дивееве. Так и случилось: в 1992 году он был переведен в Дивеевский монастырь, где временно проживал в близлежащей деревне. Послушница Тамара вспоминает, как в Пюхтицком монастыре отец Феодорит благословил её прочитать летопись, где упоминалась Осиновка. После разговора с ним она поняла, что её ждет служение в Дивеево, что и сбылось. В Дивеевском монастыре отец Феодорит принял схиму, став схиигуменом Феодором, а постриг провел митрополит Николай.

Скромно скрывая свои духовные дары, схиигумен Феодор в последние годы жизни исповедовал прихожан, сидя в инвалидном кресле. Он мог долго молча смотреть вдаль, порой отвлекаясь на что-то снаружи. Те, кто приходили к нему за мудрыми советами, иногда были озадачены его краткими и простыми ответами.

-3

Воспоминания самовидцев

Однажды перед отцом исповедовалась монахиня из Дивеева. Она вспоминает, как пришла её очередь, она преклонилась на колени, начала читать свои грехи с бумажки, а отец, казалось, смотрел на кого-то в очереди. Она подумала, что, возможно, он не слышит её, и стоит обратиться к другому священнослужителю, лишь бы не потерять свою записку. После молитвы отец аккуратно сложил её записку и с любовью вернул ей, предложив посетить еще одного священника.

Некий будущий духовный чадо схиигумена Феодора сомневался в его даре прозорливости и подозревал, что он не отлично слышит. На отдыхе этот человек решил обратиться к протоиерею Николаю Гурьянову на острове Залит и спросил его о слухе и прозорливости схиигумена Феодора, на что отец Николай категорически подтвердил, что схиигумен действительно обладает таким даром.

Иногда даже священнослужители из Дивеева не понимали схиигумена Феодора. После богослужения один из священников проходил мимо отца Феодора, который скромно сидел на стульчике, исповедуя верующих у иконы Божьей Матери «Умиление», и спросил его, почему он так долго занимается исповедью, ведь служба уже окончена, акафист отслужен, и уборка почти завершена, а он всё ещё здесь. В Дивееве так долго не исповедуют.

Схиигумен Феодор обладал даром исцелять людей. Его духовная дочь Татьяна из Осиновки однажды пожаловалась ему на частые проблемы со здоровьем. Отец Феодор уверил её, что после Пасхи всё пройдёт, и действительно, после Пасхи она больше не страдала... Он это предвидел.

Кончина

Схиигумен Феодор скончался утром в тридцатое июня 1995 года, пройдя монашеский путь длиной в тридцать лет. Отпевание провёл митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай, который назвал его невидимым духовником Дивеева. В течение сорока дней после его ухода у его могилы ежедневно читались панихиды. Сороковой день совпал с днём памяти блаженной старицы из Дивеева Параскевы, чья могила расположена напротив его места упокоения.

Слава Богу за все!

Другие публикации канала