Фильм «Ворон» 2024 года – это не тот вид ремейка, когда с любовью переснимают давно забытый фильм из коллекции хитов 40х – 60х годов, но только ярче и бодрее. Хорошие истории можно и нужно обновлять для нового зрителя. Однако, оригинал 1994 года не только не забыт, но окутан ореолом трагедии, имеет высокий рейтинг и претендует на культовый статус. Поэтому, авторы поставили перед собой сложный барьер: сказать новое слово и удержать планку качества для фанатов. Такая амбициозность требует и от зрителя определенного усилия: постараться не топить сразу отчаянного пловца, а попытаться понять – куда же он плыл?
Герой своего времени.
Поскольку сюжет в фильме тот же самый: быть инструментом в руках потусторонних сил, интереснее присмотреться к самим орудиям этого весьма избирательного возмездия. Эрик Дрейвен в исполнении Брендона Ли принял свою миссию без раздумий, как и полагается популярному стереотипу своего времени. Отвязный рок-музыкант, лидер группы, успешный в романтических отношениях, с внешностью актера, который знает некоторое кун-фу – этот любимчик богов просто не может допустить посягательства на свою собственность и свои привилегии. Такой персонаж приятен зрителю, даже когда он согласен, что и справедливость – это тоже привилегия для избранных, а сама история никогда не произойдет в реальности. Да и авторы фильма активно помогали своему герою, подбирая ему в противники отъявленных мерзавцев без тени раскаяния на лице, и не слишком напрягая мстителя нравственными дилеммами.
Если убрать грустную девочку со скейтом, которая отчаянно нуждалась в простой человеческой поддержке, что останется в фильме? Неуязвимый убийца других убийц? Зритель к 2024 году уже порядком закормлен франшизами про лощеных и стильных киллеров, наемников, авантюристов и мошенников, которые будто бы соревнуются в количестве случайных жертв. Жизнь стремительно дешевеет в цене и значение имеет только счет трупов на доске, да эффектность супергеройского приземления. Поэтому так важно, чтобы герою было что терять и делать выбор между своим счастьем или чьим-то еще.
Сравнивая персонажа Билла Скарсгарда со своим предшественником, и насколько он не подготовлен к тому, что на него свалится в фильме, я ощущаю, насколько важно для авторов было доставить послание. Этот персонаж гораздо ближе к современному зрителю, чем сам зритель хотел бы признать, желая видеть себя среди сильных мира сего, а не отверженных и покинутых.
Нет необходимости разгадывать метафору лошади, которая запуталась в ограждении из колючей проволоки, словно в капкане. Я охотно верю, что подобный шокирующий опыт способен надолго отвратить у деревенского мальчишки стремление к социализации. Но образ ли это целого поколения, потерявшего своё место в обществе или что-то более мрачное – это самый запоминающийся момент во всем фильме. Все остальные испытания нового Эрика: любовью, смертью и местью смотрятся гораздо бледнее и скучнее, чем столь многообещающее начало.
Но даже у такого пассивного, не желающего иметь амбиции паренька оказался козырь в рукаве, сделавший его гораздо многообещающим, чем убийцы других убийц. Это ответ на вопрос: в чём выражается твоя любовь? В чём измеряется сила твоих чувств? Уж точно не во флешбеках счастливых моментов. Это объясняет, почему в фильме столько времени ушло на предысторию персонажей, которым полагалось умереть в первые десять минут. Их знакомство могло быть трижды притянутым, их отношения могли ощущаться фальшивыми, но фермерский парнишка решил обменять свою душу, чтобы девушка вернулась – и это был самый настоящий поступок. Жаль только, что он сам едва ли успел его прочувствовать, а вместе с ним и зритель.
Почему же зритель остался недоволен? Не в первый раз социальный комментарий является основой сюжета, но и фанаты оригинала и остальные зрители хотят, чтобы даже самые непритязательные персонажи совершали какие-то увлекательные поступки. Недостаточно просто обреченно тусоваться, растворяясь в растаманском отрицании своей участи, пока злые люди тебя не разыщут. Это тот момент, где фильм бесповоротно потерял своего зрителя, уставшего ждать, когда же начнется хоть что-то интересное.
Можно согласиться с идеей, что: каковы времена – таковы и герои, а эти хотят только того, чтобы их оставили в покое, но если авторы ищут зрительской симпатии, то они должны приглашать красивых и харизматичных актеров. Певица смешанных стилей FKA twigs (она же Та́лия Де́бретт Ба́рнетт) в качестве любовного интереса для мстящего героя менее интересна, чем любая типовая девушка-подросток с проблемами в семье, в школе или на работе. Это еще один камень, утянувший на дно этот проект.
Да, у фильма есть причины, почему его персонажи настолько нелепы, а происходящее так неуклюже, и если бы авторы приложили столько же усилий к правилам подачи истории, то сам концепт был бы принят гораздо приветливей даже фанатами франшизы. Просто то, что получилось следует называть не фильмом, а перфомансом.