За время, проведенное в Сербии, у меня сложилось впечатление, что жители Балкан (т.е. относится это не только к сербам) совершенно по-иному чем мы, относятся к жизни и к смерти.
Возможно, объяснение этому то самое знаменитое «полако», а может что-то ещё. Сербы вообще живут одним, сегодняшним днём, абсолютно не пытаясь планировать дальнейшую жизнь.
Несколько раз, на мой недоумённый вопрос, почему сербы ничего не планируют загодя, собеседники (а среди них были достаточно влиятельные и авторитетные люди), только пожимали плечами:
- А зачем? Всё же и так хорошо!
- А если завтра всё изменится?
- Вот тогда и будем думать…
Может быть из-за такого отношения к жизни, дважды, когда у моих сербских знакомых умирали родственники (в первом случае, отец от рака, а во-втором, сестра - в результате несчастного случая), близкие умерших говорили об этом вскользь, словно упоминали в разговоре почившего хомячка.
Но на мои, возможно несколько бестактные расспросы на эту тему, отмахивались и старательно переводили разговор в другое русло.
Потому, данную статью я напишу так, как увидел всё это сам.
На сербских кладбищах очень часто можно увидеть памятники с открытой датой. Умер человек, близкий его похоронил, и тут же установил памятник, дополнив его своей собственной фотографией. Застолбил, так сказать, место! Для нас как минимум странно ухаживать за собственным надгробием, для сербов – совершенно нормально. Насколько раз я слышал о том, что сербы дарят друг другу места на кладбищах. И это тоже считается в порядке вещей, а подарок – очень ценным.
Что ещё может шокировать «понаеха» в первое время после прибытия в страну?
Развешанные по всему городу или деревне «умрлице» - объявления с коротким некрологом и приглашением на похороны, поминки или годовщину смерти, чтобы все желающие смогли лично выразить соболезнования близким умершего. Их расклеивают на улице рядом с обычными объявлениями или для них покупают места в газетах на последних страницах (самые любящие родственники оплачивают сразу всю полосу).
Несмотря на лаконичность жанра, такие объявления содержат много информации об умершем: символами обозначается, какую религию исповедовал покойник (крест или полумесяц), или же его политические взгляды (звезда свидетельствует о коммунистических воззрениях); есть сведения о составе скорбящей семьи, то есть о том, какое потомство осталось у умершего, а текст самого некролога – это может быть молитва, завет или даже угроза возмездия.
«Умрлице» часто лепят где ни попадя: на остановках общественного транспорта, на стенах домов или магазинов, заборах и прочем. Висят такие объявления месяцами, пока не слетают под порывами ветра или не исчезают под такими же траурными листками.
Понятно, что это обычай или часть культуры. Но ведь превращено это в бескультурье. Неужели нельзя установить специальные стенды, за которыми присматривал бы специально приставленный человек.
Лично мне было бы неприятно, как объявление о мероприятии, связанном с памятью близкого человека, болтается на ветру на столбе, или валяется у прохожих под ногами. Видеть такие листки на тротуарах – обычное дело!
Одна из комментаторов к предыдущей статье, посвященной странным памятникам бывшей Югославии, написала, цитирую: «Ну, если нет денег на снос, надо относиться к этим памятникам как к данности, и чтить их, тем более большинство из них посвящено жертвам войн. Музей в Крагуеваце своими артефактами тех кровавых дней Второй мировой войны трогает самые заскорузлые струны души. Посещала, оставляет тяжёлое впечатление».
С этими словами я согласен и солидарен. Многие из наших соотечественников думают также. А как вы думаете, к памятникам относятся сербы? А никак!
Попробую доказать и остановлюсь на отдельно взятом парке – мемориальном парке в городе Крагуевац.
Мемориальный парк Шумарице, также известный под названием «Мемориальный парк «Крагуевацкий октябрь» (серб. Спомен-парк Крагујевачки октобар) расположен в ближнем пригороде Крагуеваца. Это место стало братской могилой для более 7000 жителей Крагуеваца, которые были расстреляны немцами в период с 19 по 21 октября 1941 года.
В начале парка находится музей. Как правило, музей пустует. Лишь иногда в него привозят школьников.
Перед музеем несколько серых гранитных глыб. Только один из более десяти опрошенных мною местных жителей о предназначении этих камней правильно ответил, что это «Вечный огонь». Остальные недоумённо пожали плечами. Так немудрено. «Вечный огонь» был зажжён при открытии парка президентом Югославии Иосипом Броз Тито и горел два месяца подряд. Затем огонь иногда зажигали на время и позже погасили совсем.
А вызывающие оторопь жуткие памятники в парке:
Скульптура «Судицы» которая находится в самом начале мемориального комплекса перед зданием музея.
По славянской мифологии существуют три существа женского пола (судицы), которые определяют судьбу ребёнка при рождении: молодые девушки-судицы приносили удачу, с старые — предвещали несчастья.
Бронзовая скульптура «Судицы» изображает новорождённого младенца на руках у трёх костлявых старух, которые связаны с судьбой всех, кто нашёл своё последнее пристанище в мемориальном парке Шумарице.
Скульптура жутко исполненная, но хотя бы понятно, что изображено.
«Монумент боли и неповиновения». Две людские фигуры из белого мрамора изображены в предсмертном спазме. Фигура мужчины согнута от боли и медленно падает на землю. Фигура женщины сильно выгнута назад, запрокинув голову она кричит от боли, но всё же стоит, бросая вызов смерти.
С этим памятником тоже всё понятно. Правда, неестественно вытянутые пальцы у статуй вызывают лишь горькую усмешку.
А дальше начинается кошмар из серии «кто во что горазд!»
Памятник «Против зла», оформлен в стиле народов майя. И хотя тема памятника христианская, призывающая задуматься о хороших и плохих делах в своей жизни, в этом парке он выглядит совершенно не к месту.
Один из центральных памятников в этом парке – монумент «Сто за одного». Преступный приказ в октябре 1941 года генерала Франца Бёме, о расстреле мирных жителей в соотношении 100/1 (за каждого убитого солдата вермахта расстреливать 100 мирных жителей) лёг в основу замысла создания бронзового памятника «Сто за одного». Человеческие тела, переполненные болью, переплетаются в предсмертных судорогах. Их очертания постепенно исчезают и превращаются в крону дерева, которое символизирует жизнь.
Монумент центральный, но расположен уж совсем на отшибе, за пределами основного комплекса и найти его непосвященному туристу можно лишь ориентируясь на подсказки местных жителей (при знании языка, конечно!).
Мне, да и не только, этот памятник напоминает сцену из американского футуристического фильма ужасов в котором огромная головка сыра катится, давя всех на своём пути. Так же из неё торчат руки-ноги.
А центральный монумент в парке, являющийся символом города – «Прерванный полёт», установленный прямо на месте братской могилы убитых учеников и учителей? Знаете, как интерпретировали монумент сербы? Местные, люди всю свою жизнь прожившие в этом городе! Говорят, что это латинская буква «V» (почему? Неизвестно!) или римская цифра «V» (потому что большинство расстрелянных учеников было из 5-го класса местной гимназии). Лишь немногие, отвечают, что это изображение птицы со сломанным крылом (что является истиной!).
Откуда я знаю, что обозначают эти изваяния? Разумеется, из интернета! То есть, памятники, установленные во времена правления Тито, сегодня воспринимаются как абстракция и не носят никакой смысловой нагрузки. Многие из ныне живущих в Сербии вообще не обращают на героизм своих предков внимания.
Вспомните памятники, установленные в память о погибших в ВОВ в России. В статуях - героизм, мужество народа, готовность к самопожертвованию.
А теперь сравните их с аналогичными сербскими изваяниями на ту же тематику.
К чему я вообще поднял эту тему. Просто не так давно в одном из крупных книжных магазинов на глаза мне попалась занятная книжица одного печально известного австрийского художника под названием: «Моя борьба»
И на мой возмущённый вопрос, адресованный к знакомым сербам:
-Как же так? На территории вашей страны существовали концлагеря, людей казнили тысячами! Даже сегодня, ежегодно 21 октября территории Мемориального парка Шумарице у монумента расстрелянным ученикам и учителям проводится «Большой школьный час». А у вас в магазинах в свободной продаже книга главного преступника 20-века!
Потомки замученных и расстрелянных людей меланхолично отвечают:
- А что такого… Это же всего лишь книга!
Да и сам мемориальный парк, который, по сути, является огромной братской могилой (на его территории более 30-массовых захоронений!), просто большая заросшая территория, с единственной более-менее ухоженной аллеей. Гулять по нему можно лишь в определённые часы весной или поздней осенью. Нет-нет, определённого режима работы у парка нет. Просто зимой мешает скапливающийся в парке смог, летом отсутствие на главной аллее тени. А по заросшим мелколесьем тропинкам особо не походишь из-за туч мошкары.
Большинство отдалённых изваяний зарастают сорняками и находятся в крайне неприглядном виде:
А по этим ступеням, ведущим в парк, в дождливую и скользкую погоду подниматься или спускаться просто опасно.
Конечно не все монументы в Сербии абстрактны. Вот к примеру, памятник защитникам Отечества разных времён:
Или мой любимый, установленный около старого военного кладбища, где похоронены солдаты и офицеры, погибшие во время первой мировой войны:
Огромный лев, лежит на постаменте, как бы скорбя по погибшим сынам Сербии, и в то же время оберегая их вечный покой. Правда, принадлежит это творение не сербскому, а венгерскому скульптору.