Как, с христианской точки зрения, нужно относиться к людям, которые совершили зло, рассказал православный богослов Алексей Ильич Осипов.
Алексей Ильич Осипов, учёный-богослов:
Здесь не нужно смешивать две совершенно различные области жизни — юридическую и духовную. Одно дело — общество, где действуют определённые законы, в соответствии с которыми следуют наказания. И совсем другое — то, что происходит в душе человека.
Человек может быть переполнен злобой, а может чувствовать себя совсем иначе. Если этот человек хотя бы немножечко знает себя изнутри, то он в силах сказать: «Я, пожалуй, ещё похуже буду, чем мой обидчик. Господи, прости его!»
Поскольку другой человек совершил подлость или даже преступление относительно меня, то по закону он обязан понести наказание. Но в плане душевного состояния я могу сказать: «Господи, прости его и меня».
Евангелие нам говорит: «Любите врагов ваших...» К какой любви призывает нас Господь относительного того человека, который сделал мне зло?
Дело в том, что у греков на каждую разновидность любви есть своё понятие, своё слово. В русском же языке существует только одно слово — «любить». Отсюда проистекает непонимание или путаница в значении смыслов.
Русское слово, которое употребляется во фразе «любите врагов», по-гречески произносится как «агапе». Это означает нежелание зла и нежелание мести. То есть в дословном греческом варианте «любить врагов» означает не желать зла и не отвечать злом на зло.
Итак, нужно не иметь к врагам зла и ненависти. И, насколько может позволить моя душа, пожелать врагу измениться, исправиться, исцелиться... Вот что означает «любить врагов».
Это не какая-то влюблённость и это не та любовь, на которую указывал Христос, когда говорил о жертвенности ради других людей. В этом случае употребляется греческое слово «филия», которое означает дружескую, братскую любовь.
Это любовь, ради которой человек может даже жизнью своей пожертвовать. Христос об этом так и сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».
Во фразе же «любите врагов ваших» речь идёт только о возможности удержаться от ответного зла и, насколько это возможно, отнестись к врагу по-доброму. Не иметь ненависти, не желать зла и поступать по отношению к нему справедливо.
Это — только первая стадия любви к врагам. Что касается следующей стадии, то Исаак Сирин писал об этом так:
«Если бы я десятикратно в день был сжигаем за любовь к людям — не удовлетворился бы этим».
Это когда сердце пылает любовью. Но это — не наш уровень. Наш с вами уровень — хотя бы не желать зла своему врагу. На большее мы едва ли способны.
Но если мы всё-таки способны чуточку на большее, то нам надо постараться сделать ему добро.
В Писании мы читаем:
«Аще убо алчет враг твой, ухлеби его».
Что означает «ухлеби его»? Дай ему хлеба, какие-то дары, сделай ему доброе...
В истории часто бывали случаи, когда в ответ на такие поступки враг становился лучшим другом.
Ещё статья: Что нужно делать самому, а что — оставить Богу? Объясняет афонский старец.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.