«Среди теней венецианских улиц я понял: ароматы не исчезают со временем. Они лишь меняют форму, становясь воспоминаниями». Из писем Берте
Венеция, 1861 год.
Венеция полнилась звуками, запахами и криками. А он полнился одиночеством и в страсти своей искал утешения. Страсть его была — ароматы.
Вензо сидел в своей крошечной комнате, которая одновременно служила ему мастерской. Средств на отдельную мастерскую у него не было, да и откуда такие деньги у обычного венецианца, выросшего на улицах.
Мать он не знал, а отец всё время пропадал на работе, чтобы прокормить троих детей. Вензо был самым младшим, но детства, как и у многих его сородичей, у него почти не было. Работа, хлопоты по дому, помощь отцу. Но всё-таки, свет юных и чистых лет жил в нём, навевая воспоминания: отблески солнца на воде каналов, резные гондолы знатных господ, тонкий блеск стекла, сочная зелень.
И запахи: запахи окутывали Венецию: от совершенно отвратительного городского смрада до изящных парфюмов элегантных аристократок. От сточных вод до розовых кустов. От рыбы, что приносил отец, до деревянной лошадки, которую ему подарили однажды.
Ароматы становились для него символами — плохих дней и хороших, мрачных и наполненных радостью. Они мгновенно вызывали у него в памяти образы, которые он хранил, и подстёгивали фантазию, создававшую в голове бедного мальчика волшебные миры.
Став взрослым, Вензо продолжал нести в себе эту любовь к ароматам, которые теперь иногда вызывали и ностальгию по давно утраченному детству. Женой он так и не обзавёлся, хотя приятели настойчиво твердили, что крепкий тыл и уютный дом сделают его жизнь счастливее.
Вензо вообще не был уверен, что любовь — для него. Он любил свою мечту: создавать парфюмы, которые будут наполнять жизнь людей. Он любил Венецию с её буйством жизни. Он любил наблюдать за людьми и представлять себе их историю. И женщин он любил, но лишь издали.
Вряд ли хоть одна из них смогла бы вынести его вечное стремление к мечте, отстранённость. А для брака по расчёту он был слишком беден. Ему нечего было предложить миру, кроме своего таланта и стремления.
Чувствовал ли он одиночество? Конечно. Отец давно умер, брат с сестрой обзавелись своими семьями. А он не испытывал тяги, да и любви. Не было у него высоких требований к избраннице, кроме одного: чувства. Ведь зачем жениться на той, что не вызывает трепета в душе?
Пока что его трепет вызывали только ароматы. Так продолжалось многие годы, и продолжалось бы дальше, если бы в один удивительный, тёплый и солнечный день, он не увидел на улице её…
Продолжение следует