Режиссеру Дмитрию Давыдову 41 год. Его фильм «Пугало» победил на «Кинотавре», и дальше череда успешных работ абсолютно разных по стилистике и в разных жанрах. Критики пишут, что это его поиск идентичности, своего языка.
Фильм «Чума» вызвал множество ассоциаций своей стилистикой и темами. Здесь в центре внимания проблема отцов и сыновей. Многим напомнил фильм Андрея Звягинцева «Возвращение». Там темная неясная для мальчиков фигура отца. Притяжение и отталкивание. Амбивалентные чувства. Множество незаданных вопросов. Трагический финал.
«Чума». Мрачный неспешный черно-белый фильм. Мне напомнил фильм «Расемон» Акиры Куросава. Восточная притча. С лучшими образцами японского и китайского кино «Чуму» роднит многое. Сильный мужчина с оружием в руках. Как он решает проблемы?
В чем сила? Главный вопрос фильма «Чума». Не в правде точно. А в чем же?
Сюжет такой.
В якутском селе одна напротив другой живут две неполные семьи. Соседствуют два отца-одиночки с сыновьями. Терпила-философ и «крутой» мужик с излишком тестостерона.
Робкого и безответного Ивана постоянно унижает сосед, дерзкий и самоуверенный Влад. После того как Влад избивает Ивана на глазах у сына, подросток Тарас разочаровывается в отце и начинает всё больше времени проводить с его обидчиком.
Тарас словно выбирает себе отца. Не по крови, а по внутреннему зову. На кого равняться? Чье дело продолжать? Как найти себя?
Есть в фильме скрытый тревожный посыл: может быть, авторитет отцов, их идеалы можно оспорить?
Слоган фильма: «Не принимай добро за слабость». Он многое объясняет. В финале зрителей ждет неожиданный поворот сюжета. Он опрокидывает всю выстроенную картину мира в глазах Тараса.
В фильме есть любопытная тема: чему может научить отец мальчика, чтобы тот не пропал в жизни. И принципам жизни, и бытовым, и профессиональным навыкам.
Может быть, в этом и есть сила отцов?