Завершение
Замыкает тройку лидеров в мире древних игр та, у которой даже нет определенного названия. Исследователь Уильям Флиндерс Петри, обнаруживший первую такую игру (это была своеобразная доска), классифицировал её как «Игру в 58 дырочек». Иначе ее называют «Собаки и шакалы» из-за характерной формы фишек, а еще - "шен" — по иероглифу, написанному возле финиша. Собака и шакал неслучайны для культуры Египта, и, очевидно, этой игры. Оба символа олицетворяли границу двух миров. Собака — друг, сторож, животное дня, её лай — сигнальная система для общения с людьми. Шакал же — полная её противоположность: хитрый ворюга, изворотливый и вероломный, живёт в пустыне, охотится по ночам, а его высокий и громкий вой напоминает плач ребёнка. Собака простодушная, шакал — хитрец и притворщик. Вместе с тем они прекрасно скрещиваются - как прекрасен и глубок по смыслу этот образ в природе! Ее двойственность, цикличность, взаимозаменяемость составляющих очень понятны древнеегипетской парадигме. Постоянное перетекание жизни в смерть и обратно, мира богов в мир людей - и наоборот - все это было не только религиозной, а и повседневной культурой Древнего Египта.
Анубис, египетский бог-покровитель умерших, изображался в виде человека с головой шакала, а его жена Инпут, богиня Дуата (места пребывания умерших), — в виде женщины с головой собаки. Их дочь, Кебхет, была богиней чистой прохладной воды, её изображали в виде золотой змейки или женщины с головой змеи (отсюда и змейки на игровом поле).
Другие, менее популярные и известные названия игры - «Щитовая» или «Пальмовая» и это связано с визуальными отличиями игровых досок - на ней, выполненной в форме щита, изображали пальму.
Будем коротко называть ее "Шен". Визуально это, пожалуй, самая красивая игра именно в плане исполнения игровых снарядов. Игра появилась примерно 4000 лет назад и была так популярна, что египтяне, как они любят, брали ее с собой в загробный мир - доски хоронили вместе с хозяевами.
Итак, что собой представляет игровой щит? На доске есть две дорожки и множество полей. Доска в 58 клеток получилась бы огромной, и древние игроки нашли гениальное в своей простоте решение: сделать вместо клеток отверстия и играть тонкими палочками.
Поэтому-то тот самый сэр Петри и понял сразу, что перед ним какая-то незнакомая современникам игра.
Форма поля была различной. Шумерские доски напоминают подошву ботинка, коптские — уступчатый «кирпичик», египетские — щит, а древнееврейские — скрипку. Пожалуй, ни одну игру египтяне не украшали с такой любовью, как шен. По сложности конструкций, грациозности линий и тонкости отделки наборы подобны музыкальным инструментам. Древние мастера долго резали и гнули дерево и кость, добиваясь таких изящных форм. Фишки тоже очень тонкой работы: эти характерные головы вислоухих египетских гончих и «геральдические» острые морды шакалов с огромными ушами торчком стали сегодня образцом для копирования.
Правила игры не сохранились. Что не мешает производителям и сегодня выпускать наборы с инструкциями, вполне годными для игр. Неизменно на поле есть отметки, линии и даже надписи, направляющие движение фишек. Гонки шли вокруг «оазиса» с пальмой, и первый игрок, чья фишка добирались до финиша (там рисовали глаз змеи или иероглиф «shen» — «замкнутый круг» или «вечность»), захватывал источник с водой. Кривизна штрафных и бонусных дорожек была призвана изображать змеек и ящерок.
Отверстий на доске без малого 60, а это число имело важное значение в астрономии Египта: оно соотносится и с Солнцем, и с Луной, а также с Сириусом, а значит, со сменой сезонов и разливами Нила. Древние египтяне полагали число 60 сакральным и бога Анубиса назвали в честь него (Anu). Так что эта игра вполне может оказаться древнейшей, и, как все ей подобные игры, отсылать нас к самим истокам бытия.