«№61 (Ржавый и голубой)» (1953) Марка Ротко — яркий пример его стиля живописи цветового поля, в котором для создания эмоционального воздействия используются большие, наложенные друг на друга прямоугольники цвета.
Основные цвета в «№61» — насыщенный землисто-ржавый и темно-голубой. Ротко считал, что цвет обладает глубокой способностью передавать эмоции. В этой картине сочетание ржавого и синего создает ощущение контраста между теплом и холодом, вызывая диалог между различными эмоциональными состояниями. Синий цвет, как правило, доминирует на холсте, придавая картине задумчивый, созерцательный характер.
Ротко часто накладывал краску слоями и размывал края своих цветовых полей, что придавало работам ощущение глубины и текучести, как будто цвета мягко вибрируют. Эта мягкость по краям не дает цветам казаться резкими, вовлекая зрителя в картину, а не удерживая его на расстоянии.
Вертикальное расположение цветных прямоугольников влечёт взгляд вверх и вниз, побуждая зрителя размышлять о взаимодействии цветов и их эмоциональном резонансе. Ротко хотел, чтобы зрители стояли близко к его большим холстам, чтобы цвета их окутывали.
Часто говорят, что работы Ротко вызывают глубокие чувства трепета, меланхолии или трансцендентности, и «№61» не является исключением. Для многих зрителей темные оттенки предполагают возвышенные, даже экзистенциальные размышления. Ротко стремился создать прямую эмоциональную связь со зрителями, предлагая им столкнуться с его собственными чувствами, при столкновении с этими чистыми выражениями цвета.
Сам Ротко подчеркивал, что его картины были не просто экспериментами с цветом, но чем-то более глубоким: «Я заинтересован только в выражении основных человеческих эмоций — трагедии, экстаза, рока и так далее... И тот факт, что многие люди не выдерживают и плачут, встретившись с моими картинами, показывает, что мне это удаётся».
Большой размер этой (и многих других) картины Ротко играет решающую роль в её воздействии. Зрители должны чувствовать, как будто они поглощены картиной, а цвета окружают их со всех сторон. Это погружение усиливает эмоциональную интенсивность переживаний.
Ротко находился под сильным влиянием философии, включая экзистенциалистов, и его работы отражают размышления о человеческом существовании и духовности. Открытые, обширные поля цвета побуждают к размышлениям о себе и неизвестном. В «№61» отношения между цветами можно интерпретировать как метафору противоречивых или взаимодополняющих эмоциональных состояний — возможно, намекая на сложность жизненного опыта или напряжение между жизнью и смертью, радостью и печалью.
Подводя итог, «№61» иллюстрирует желание Ротко вызвать эмоциональный и почти духовный отклик с помощью использования больших абстрактных полей цвета. Глубокая, мрачная палитра, мягкие края и монументальный масштаб создают особый созерцательный опыт, приглашая зрителей вовлечься в картину на глубоко личном уровне. Работы Ротко выходят за рамки простого эстетического удовольствия, достигая более глубокой, межличностной связи.