Найти тему
Марина Г.

Кто имеет право на льготы участника СВО

Оглавление

Вопросы реализации социальных гарантий,предоставляемых участникам СВО, в настоящее время в условиях возрастания угроз национальной безопасности, проведения СВО, приобрели особое значение, что требует дополнительного пояснения для определения такой категории граждан, защитников родины, как «Участник СВО».

Часто можно услышать такой вопрос: «Являюсь ли я участником СВО?»

Да, и данный вопрос актуален в настоящее время, так как если человек входит в категорию участника СВО, то государство предусматривает определенные льготы и социальные гарантии для данной категории граждан.

Ответ на данный вопрос я постараюсь раскрыть в своей статье.

Анализируя Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», можно выделить определенные категории граждан, на которых могут распространяться нормы законодательства о социальных гарантиях участников специальной военной операции и их семей. К ним относятся лица, поименованные в Федеральном законе от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

В их число входят:

1) военнослужащие, к которым относятся граждане, проходящие военную службу по контракту:

— офицеры (высшие, старшие, младшие);

— прапорщики и мичманы;

— сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;

2) граждане, призванные на военные сборы. Граждане, призванные на военные сборы, к участию в СВО не привлекаются;

3) граждане, пребывающие в мобилизационном людском резерве(резервисты). К ним относятся граждане, пребывающие в запасе, которые на добровольной основе заключили контракт о пребывании в резерве. Первый такой контракт заключается на срок три года, новый контракт может заключаться на срок три года, пять лет либо на меньший срок — до наступления предельного возраста пребывания в резерве. Резервисты военнослужащими не являются: на них распространяются отдельные нормы Закона о статусе военнослужащих в специально оговоренных случаях. К участию в СВО резервисты привлекаются только в случае их призыва на военную службу по мобилизации либо заключения ими контракта о прохождении военной службы;

4) граждане, пребывающие в добровольческих формированиях, содействующих выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации и войска национальной гвардии, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Статус и предназначение добровольческих формирований определены ст. 22.1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне». Такие граждане военнослужащими не являются, но на них в специально оговоренных случаях распространяются отдельные нормы Закона о статусе военнослужащих;

5) граждане, уволенные с военной службы. Нормы Закона о статусе военнослужащих распространяются далеко не на всех лиц, кто когда-либо в каком-либо качестве проходил военную службу в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах. В сферу действия законодательства о социальных гарантиях лиц, участвовавших в СВО, вовлечены следующие лица:

— имеющие право на получение пенсии по инвалидности вследствие повреждения здоровья в связи с участием в СВО;

— обладающие статусом ветерана боевых действий;

6) члены семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, а также граждан, пребывающих в добровольческих формированиях. К ним Закон о статусе военнослужащих относит:

— супруга (супруг);

— несовершеннолетние дети;

— дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;

— дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;

—лица, находящиеся на иждивении военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и граждан, пребывающих в добровольческих формированиях.

7) лица, принимавшие в соответствии с решениями органов государственной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики участие в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, Народной милиции Луганской Народной Республики, воинских формирований и органов Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики начиная с 11 мая 2014 года(подпункт 2.3 пункт 1 статьи 3, подпункт 9 статьи 4 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»);

8) лица, направлявшиеся для обеспечения выполнения задач в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам(подпункт 9 пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»).

Указанными категориями перечень не исчерпывается, однако, принадлежность лица к какой-либо из перечисленных категорий является основанием для предоставления социальных гарантий, установленных для участников СВО и членов их семей.

В отношении военнослужащих Закон о статусе военнослужащих определяет:

а) их права и свободы, т.е. меру возможного поведения, возможность действовать по своему усмотрению, свободному выбору и волеизъявлению в пределах, установленных нормативными правовыми актами. Закон устанавливает, что на военнослужащих распространяются права и свободы, установленные законодательством для всех граждан, но с определенными ограничениями, обусловленными особым характером их служебной деятельности, связанной с обеспечением вооруженной защиты Отечества. В связи с такими ограничениями Закон о статусе военнослужащих устанавливает указанным лицам дополнительные социальные гарантии;

б) обязанности, т.е. нормативно определенные действия, которые подлежат реализации военнослужащими для выполнения возложенных на них функций и воплощения поставленных перед ними задач по подготовке к защите и вооруженной защите Отечества. Обязанности военнослужащих подразделяются на общие, должностные и специальные;

в) юридическую ответственность, т.е. возложение на виновных военнослужащих обязанности претерпевать негативные для них моральные и материальные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, за несоблюдение правил поведения, установленных законами и подзаконными актами. В зависимости от сферы общественных отношений, в которой совершено правонарушение, а также от степени его тяжести и общественной опасности военнослужащие несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

Для иных граждан, не являющихся военнослужащими, Закон о статусе военнослужащих устанавливает дополнительные меры социально-правовой защиты, обусловленные:

— непосредственном участием в обеспечении обороны страны (граждане, призванные на военные сборы; резервисты; граждане, пребывающие в мобилизационном людском резерве);

— наличием заслуг, связанных с прохождением ранее военной службы определенной продолжительности, выполнением задач в условиях вооруженных конфликтов, получением в период прохождения военной службы повреждения здоровья (граждане, уволенные с военной службы);

— принадлежностью к категории «член семьи военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, гражданина, пребывающего в добровольческом формировании». Родство с военнослужащими и гражданами, уволенными с военной службы, дает право на дополнительные социальные гарантии в связи с тем, что денежное довольствие или пенсия, а также иные виды материального обеспечения (например, жилищное) являются во многих случаях единственным или основным источником средств к существованию членов семей таких граждан.

В результате реализации мероприятий призыва граждан на военную службу в рамках частичной мобилизации, объявленной Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 647, в Вооруженных Силах Российской Федерации впервые после Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. появилась новая, неизвестная современному военному праву категория военнослужащих — граждане, проходящие на военную службу по мобилизации, число которых довольно велико — более 300 000 человек.

Как показано выше, действующей редакцией Закона о статусе военнослужащих с точки зрения форм прохождения военной службы предусмотрены только две категории военнослужащих: военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в течение 12 месяцев. Вновь появившаяся категория — военнослужащие, проходящие военную службу по мобилизации, — в Законе о статусе военнослужащих не упоминается вовсе, что позволяет говорить о возникшем пробеле в военном законодательстве. Формально этот пробел вроде бы восполняется пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 647, который определяет, что граждане Российской Федерации, призванные на военную службу по мобилизации, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту.

Однако такое формальное «приравнивание» никаким образом не решает возникших практических проблем реализации статуса мобилизованных граждан.

Это обусловлено, прежде всего, тем, что военная служба по контракту и военная служба по мобилизации коренным образом различаются по своей правовой природе и происхождению:

— военная служба по контракту — это свободное волеизъявление гражданина, осознанный выбор им военной службы как вида профессиональной служебной деятельности, это специфическая форма реализации гражданином конституционного правана труд;

— военная служба по мобилизации — это форма исполнения обязанности защищать Отечество; волеизъявления гражданина для привлечения его к исполнению данной обязанности не требуется, желание или нежелание гражданина проходить военную службу правового значения не имеют. Это подтверждает Федеральный закон «О воинской обязанности и о военной службе», из п. 2 ст. 1 которого следует, что призыв на военную службу по мобилизации и прохождение военной службы в период мобилизации являются самостоятельными формами исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности.

Уже одно это не позволяет ставить знак равенства между военнослужащими по контракту и мобилизованными военнослужащими. С точки зрения добровольности прохождения военной службы военнослужащие по мобилизации больше тяготеют к военнослужащими по призыву, нежели по контракту. Однако и здесь не может быть отождествления статуса данных категорий военнослужащих. Прежде всего, это касается сроков службы: военная служба по призыву имеет строго ограниченные сроки — 12 месяцев. В военной службе по мобилизации каких-либо сроков прохождения службы не устанавливается. Она длится до тех пор, пока не отпадут причины, вызвавшие необходимость проведения мобилизации. Юридически это будет зафиксировано Указом Президента Российской Федерации о демобилизации.

Несопоставимы и объемы социальных гарантий, предоставляемых данным категориям военнослужащих.

Если предположить, что на мобилизованных военнослужащих действительно распространяются все социальные гарантии, установленные Законом о статусе военнослужащих, то тогда можно было бы говорить, что у государства имеются обязанности, например, по реализации жилищных прав мобилизованных граждан и их семей (например, включение мобилизованных офицеров в накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения; выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений и др.), т.е. ровно те же гарантии, что действуют в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Однако на практике ничего подобного не происходит. Многие социальные гарантии, установленные для военнослужащих по контракту и их семей (за исключением денежного довольствия, страховых и единовременных выплат) в отношении мобилизованных граждан практического применения по факту не имеют.

В то же время, за период времени после объявления частичной мобилизации приняты нормативные решения, в том числе на законодательном уровне, о предоставлении мобилизованным гражданам ряда мер социальной поддержки, которые не действуют в отношении военнослужащих по контракту (например, снятие с них запрета на совмещение военной службы с предпринимательской деятельностью; предоставление «кредитных каникул»; выплата ежемесячного социального пособия, дополняющего денежное довольствие до суммы не менее 195 тыс. руб. и др.).

Приведенных примеров, думается, вполне достаточно для обоснования вывода о том, что статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и статус военнослужащих, призванных на военную службу по мобилизации — это два хотя и однородных, но принципиально отличных друг от друга правовых явления. А поскольку эти отношения фактически сложились, они требуют адекватного закрепления в Законе о статусе военнослужащих, в котором должны быть узаконены три фактически существующих сегодня категории военнослужащих:

а) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту;

б) военнослужащие, проходящие военную службу по призыву;

в) военнослужащие, проходящие военную службу по мобилизации.

Внесение соответствующих дополнений в Закон о статусе военнослужащих позволило бы устранить многие пробелы и противоречия, возникшие в сфере правоприменительной деятельности, связанной с реализацией статуса военнослужащих.

24 февраля 2022 г. Президент Российской Федерации публично объявил о начале специальной военной операции (далее – СВО) по демилитаризации и денацификации Украины.

Итак, кто же все же относится к категории Участник СВО?

К участникам СВО

в соответствии с разделом III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (Приложение к Федеральному закону «О ветеранах») можно отнести лиц, выполняющих (выполнявших) задачи в ходе специальной военной операции:

- на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года;

- на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года.

К указанным выше лицам в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации относятся:

- военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), сотрудники (в том числе лица рядового и начальствующего состава) органов внутренних дел, войск национальной гвардии (в том числе имеющих специальное звание полиции) и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные (направлявшиеся) органами государственной власти Российской Федерации на территорию Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики и (или) Запорожской области и Херсонской области и выполняющие (выполнявшие) возложенные на них задачи в период проведения специальной военной операции, в том числе принимавшие участие в боевых действиях (пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2022 № 268);

- сотрудники федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, сотрудники уголовно-исполнительной системы Российской Федерации принимающих (принимавших) участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, выполняющих (выполнявших) возложенные на них задачи на указанных территориях в период проведения специальной военной операции (Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2022 № 268);

- граждане, пребывающие (пребывавшие) в добровольческих формированиях, заключившие контракт о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации) согласно ст. 22.1. Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (приказ Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2023 № 67 «Об определении порядка поступления граждан Российской Федерации в добровольческие формирования, пребывания в них и исключения из них, требований, предъявляемых к гражданам Российской Федерации, поступающим в добровольческие формирования и пребывающим в них, а также порядка заключения контракта гражданами Российской Федерации о пребывании в добровольческом формировании и типовой формы контракта»);

- военнослужащие спасательных воинских формирований, сотрудники федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, работники Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, выполняющие (выполнявшие) возложенные на них задачи на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и Украины в период проведения специальной военной операции (Указ Президента Российской Федерации от 24.05.2023 № 382);

- военнослужащие органов федеральной службы безопасности (в том числе уволенные в запас (отставку), выполняющие (выполнявшие) задачи по отражению вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, а также в ходе вооруженной провокации на Государственной границе Российской Федерации и приграничных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года (пп. 1.1. п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Указ Президента Российской Федерации от 18.04.2022 № 209);

- волонтеры, осуществляющие свою деятельности на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (Указ Президента Российской Федерации от 30.04.2022 № 247);

- лица, заключившие контракт (имевшие иные правоотношения) с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации и войска национальной гвардии, в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года согласно пп. 2.4. п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»;

- лица, принимавшие в соответствии с решениями органов государственной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики участие в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, Народной милиции Луганской Народной Республики, воинских формирований и органов Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики начиная с 11 мая 2014 года (с 30 сентября 2022 года продолжают проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации) (пп. 2.3. п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»;

- лица, направлявшиеся для обеспечения выполнения задач в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам согласно пп. 9. п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Можно выделить следующие основания назначения участникам СВО социальных гарантий согласно действующему законодательству Российской Федерации:

- заключение контракта о прохождении военной службы в период проведения СВО (Указ Президента Российской Федерации от 11.09.2023 № 669, Указ Президента Российской Федерации от 02.11.2022 № 787);

- призыв на военную службу по мобилизации (Указ Президента Российской Федерации от 11.09.2023 № 669, Указ Президента Российской Федерации от 02.11.2022 № 788, Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2022 № 1933);

- пребывание в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации(войска национальной гвардии Российской Федерации) (Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ, Федеральный закон от 07.10.2022 № 377-ФЗ;

- гибель (смерть), признание безвестно отсутствующим или получение ранения, контузии, травмы, увечья, заболевания в ходе проведения специальной военной операции (при выполнении специальных задач) (Указ Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 98, Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2022 № 996, Указ Президента Российской Федерации от 03.08.2023 № 582, от 11.03.2024 № 181 (в отношении гражданского персонала), Федеральный закон от 07.11.2011 № 306-ФЗ, Федеральный закон от 28.03.1998 № 52-ФЗ (ст. 5), Федеральный закон от 04.06.2011 № 128-ФЗ (ст. 1);

- увольнение с военной службы в связи с признанием не годным к военной службе вследствие военной травмы вследствие участия в СВО (Федеральный закон от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»);

- прекращение контракта о пребывании в добровольческом формировании с гражданином, пребывающим в добровольческом формировании, в связи с признанием не годным к пребыванию в добровольческом формировании вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании (Федеральный закон от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»);

- установление инвалидности вследствие военной травмы или инвалидности вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании (Федеральный закон от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Федеральный закон от 28.03.1998 № 52-ФЗ (ст. 5), Указ Президента Российской Федерации от 03.08.2023 № 582);

- получение статуса ветерана боевых действий (Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (ст. 3);

- выполнение задач в ходе специальной военной операции (Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ (ст. 20), Федеральный закон от 07.10.2022 № 377-ФЗ, Указ Президента Российской Федерации от 18.04.2022 № 209, Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2022 № 996, Указ Президента Российской Федерации от 09.10.2023 № 755).

Чтобы не пропустить новые полезные статьи подписывайтесь на канал, буду рада вашим комментариям.