Во время учебы в школе сын как-то дома объявил:
— В среду День Самоуправления. Буду учителем русского языка!
— А почему именно русского языка? — я начала усиленно вспоминать его успехи в этой науке.
— Так все разобрали!
В День самоуправления ребята замещали не только учителей, но даже секретаря и директора. Единственный раз в году школьники одевались официально: приходили все причесанные, девочки без лишней косметики и в юбках правильной длины, мальчики в пиджаках и в галстуках...
Когда я училась в школе, такого не было. Но попробовать роль учителя мне удалось...
Конец 70-х. Дверь на уроке литературы распахнулась и вошла завуч.
— Ребята, учительница в начальной школе заболела. Заменить некому. Нужна ваша помощь.
— Я пойду! — обрадовалась я.
Так со мной всегда: загорюсь — хочу — все сумею, а потом уже остыну — подумаю, запереживаю. Конечно мне нравится общаться с младшими, но так сразу стать учительницей... Что скажу им? Вдруг ошибусь в задачке? А если будут шуметь и не слушаться?
В учительской мне объяснили:
— Большой фантазии не потребуется — вот тебе методичка. Здесь подробно описан каждый урок. И не бойся, они не кусаются.
Завуч подвела меня к классу с табличкой "2 А":
— Ну, смелей, — ободряюще подмигнула она.
Я выдохнула и решительно открыла дверь, вошла. Больше тридцати пар глаз удивленно уставились на меня. Думали, что старшеклассница дверью ошиблась.
— Здравствуйте! Сегодня я буду заменять вашу учительницу. И оценки буду ставить,— добавила я на всякий случай (чтоб слушались). — Начнем с урока Чтения.
Все сразу перестали вертеться, сложили руки на парте: девочки в коричневых платьицах и черных фартуках, мальчики в синих костюмах с погончиками. Рассматривали меня с головы до ног — все-таки старшеклассница перед ними, это ого-го! Им еще расти и расти!
Я открыла тоненькую методичку. Оказалось, там расписана каждая фраза, каждый шаг учителя, придумывать вообще ничего не надо. Ну, думаю, когда вырасту, пойду в учителя.
Ребята немного расслабились увидя заминку — так, надо как-то удержать дисциплину.
— Откройте учебники на странице.., — зашелестели страницами. — Будем играть в эстафету — по цепочке, друг за другом, будете читать по одному предложению этого рассказа.
Мальчики и девочки внимательно водили пальчиком по строчкам, чтоб прочитать в свою очередь нужное предложение.
"Уже хорошо, все увлечены", — думала я.
— Вот вы сейчас прочитали рассказ, как девочка прогуливала уроки. Давайте представим... — оживились мои второклашки, началась горячая дискуссия...
Следующим уроком была Математика. Вызывала к доске решать примеры, затем дала самостоятельно делать задачу.
— Если не получается, скажите, вместе разберем, — но малыши стеснялись и молчали. Тогда я стала проходить по рядам, заглядывая в тетрадки. Леша Бутусов, взлохмаченный и перепачканный чернилами, обреченно склонился над листком в клеточку.
— Смотри, вот тут.., — я тихонько начала объяснять мальчишке. Поняв, он старательно продолжил решать дальше.
На уроке Русского языка писали слова, потом сделали перерыв:
— Мы писали, мы писали, наши пальчики устали. Мы немного отдохнем и опять писать начнем.
Затем предложила всем встать между рядами, положить руки на талию и повертеться:
— Давайте посмотрим весело по сторонам: на дверь — вправо, теперь заглянем в окошко — влево...
В заключении, урок Труда. Здесь проще — можно было переговариваться, вертеться. Задание на тот день — елочные игрушки.
— Ребята, скоро Новый год. Давайте дружно сделаем самую длинную цепочку-гирлянду. Возьмите лист цветной бумаги, линейку, карандаш...
— А у меня не клеится! — через некоторое время подал голос Леша.
— Намажь кисточкой клей на бумагу, прижми, подержи немного.
— Ой! У меня пальцы приклеились!
К концу урока нам удалось одолеть непослушный клей. Вместе мы прикрепили на окна нашу разноцветную бесконечную цепь дружбы...
Жаль было расставаться с второклашками. Учились мы на разных этажах, но иногда встречались на первом этаже школы и они, радостно, первые здоровались со мной. Были и еще замены, куда меня приглашали как уже "опытного педагога". Но первый раз запомнился на всю жизнь.
12.09.2024