Найти в Дзене
История Канады

Рок Сэмюэла Лаунта

Кузнец Сэмюэл Лаунт был уважаем и любим соседями. Они даже избрали его в парламент Верхней Канады в 1834 году. Ненадолго. Как и многие из Партии реформ, он проиграл выборы 1836 года. Они отличились повышенным количеством драк (по сравнению с обычным уровнем – тогда выборы вообще без драк не проходили), случаев запугивания и фальсификаций в пользу Консервативной партии. Политик-реформист Чарльз Данкомб отвёз в Лондон петицию против нарушений, но министерство по делам колоний отказало ему в приёме.

Выборы во время борьбы за ответственное правительство. Художник Чарльз Уильям Джеффрис.
Выборы во время борьбы за ответственное правительство. Художник Чарльз Уильям Джеффрис.

Это и другие несправедливости, которые чинила в Канаде правящая олигархическая клика, толкнули Лаунта на участие в мятеже Уильяма Макензи. В марше на Торонто 5 декабря 1837 года он был голосом разума и гуманности – например, не дал Макензи поджечь дом личного врага. Участник событий вспоминал:

Маленький Мак вёл себя как сумасшедший... Он бушевал и кричал, как ненормальный, и многие из нас были уверены, что он не в своём уме... Если бы мы заперли его в комнате в таверне и затем смогли убедить Лаунта вести нас в город, мы бы свергли правительство без всякой борьбы, заслуживающей упоминания.
Марш на Торонто. Художник Чарльз Уильям Джеффрис.
Марш на Торонто. Художник Чарльз Уильям Джеффрис.

Восстание, организованное исключительно по-дурацки, очень быстро закончилось провалом. Макензи благополучно сбежал в США. Лаунт добрался до озера Эри, прячась от властей и искателей награды за свою голову (это была огромная сумма в 500 фунтов). Он и несколько его товарищей сели в лодку. Была середина зимы, по ледяной воде ходили волны, и ветер дул не в ту сторону. Беглецы гребли два дня и две ночи, без сна и почти без еды. И вот до американского берега было рукой подать... Но начался шквал, и их унесло обратно. После нескольких часов отчаянной борьбы они, совершенно обессиленные, оказались на канадском берегу.

Они могли бы спрятаться и дождаться перемены ветра, но им опять крупно не повезло. Местный фермер увидел лодку издалека и решил, что это контрабандисты. Он собрал соседей, и как только беглецы пристали, их схватили, чтобы передать полиции.

Лаунт и Питер Мэтьюс – фермер, возглавлявший отряд, который убил одного человека и поджёг несколько домов и мост, – были обвинены в государственной измене. Адвокат посоветовал им признать себя виновными и надеяться на милосердие суда. Так они и сделали. И, разумеется, получили смертный приговор.

Элизабет, жена Сэмюэла и мать его семерых детей, собрала больше восьми тысяч подписей под прошением о помиловании. Даже лоялисты жалели Лаунта, чьи многочисленные добрые поступки были хорошо известны всей колонии. Накануне казни, 11 апреля 1838 года, она принесла прошение лейтенант-губернатору сэру Джорджу Артуру.

Элизабет Лаунт падает на колени перед Джорджем Артуром. Художник неизвестен.
Элизабет Лаунт падает на колени перед Джорджем Артуром. Художник неизвестен.

Кузнеца словно преследовал злой рок. В том же году генерал-губернатор лорд Дюрем из-за просьбы жены одного из приговорённых помиловал всю их группу (заменив казнь каторгой на Тасмании). Но лейтенант-губернатор был из другого теста. Он занимал свой пост совсем недолго (приехал в Торонто 23 марта), а до этого 12 лет правил той самой Тасманией, островом-тюрьмой. Беспощадный по натуре и по должности, он прямо сказал Элизабет, что хочет казнить её мужа, чтобы преподать урок другим. Его не тронули ни её мольбы, ни желание множества канадцев, чтобы Лаунт жил.

Двое мятежников были повешены. Эгертон Райерсон, глава системы образования Верхней Канады, написал в дневнике:

Всеобщее чувство – абсолютно против казни этих людей. Шериф Джарвис заплакал, когда вошёл в комнату, чтобы приготовить их к казни. Они сказали ему очень спокойно: “Мистер Джарвис, исполняйте свой долг, мы готовы встретить смерть и нашего Судию”.

Последние слова 46-летнего Лаунта были такими:

Мужайтесь, ребята. Я не стыжусь ничего, что я сделал, я верю в Бога, и я умру как мужчина.
-4

Лейтенант-губернатор не отдал тела родственникам, опасаясь выступлений на похоронах. Он велел тихо похоронить их на кладбище для бедняков. Много лет спустя Уильям Макензи, который получил амнистию и стал членом парламента, организовал перенос останков на главное городское кладбище.

Могила Лаунта и Мэтьюса.
Могила Лаунта и Мэтьюса.

Имущество казнённых было конфисковано (через 10 лет, после всеобщей амнистии, его вернули семьям). Элизабет с семью детьми, которым было от 21 до 2 лет, уехала в Мичиган. Там она умерла в 83 года, пережив мужа на 40. Она была страстной республиканкой и писала:

...канадцы не могут долго оставаться в цепях. Они будут свободны. Лев уступит, и яркая звезда в конце концов украсит канадское знамя. Тогда имена канадских мучеников будут воспевать поэты и восхвалять ораторы, а те, кто сейчас даёт законы истекающему кровью народу Канады, будут ненавидимы или забыты цивилизованным миром.

Предсказание о падении английского льва в Канаде не сбылось, но через несколько лет после мятежа были проведены реформы, которые демократизировали систему управления. Власти олигархической клики пришёл конец. Сэр Джордж Артур, возможно, поняв, куда ветер дует, начал сам вести реформаторскую политику. Он навсегда покинул колонию в 1841 году, не любимый никем.

Многие консерваторы считали его предателем и бойкотировали публичный ужин, данный в его честь. Он был лишь самую малость популярнее среди реформистов, которые справедливо сомневались в его преданности новому порядку.

В память о Лаунте были названы два озера, три улицы и парк, а также снят фильм.

Источники: Adam Bunch 'The Toronto Book of Love'

Begbie Contest Society - Rebellions of 1837