Найти тему
Ольга Домаева

Красивый юридический текст: как это сделать? И какая от него польза

O

Oльга

September 11, 2024

Главная цель юридического дизайна (Legal Design) – донести правовую информацию так, чтобы читателям было просто и понятно. Это могут быть юристы: судьи, коллеги компании-контрагента, – а также не юристы: директора, менеджеры, клиенты розничных сервисов.В основе нового тренда – кажется, вечные и сами собой разумеющиеся принципы: излагать мысли четко и кратко, избегать ненужного канцелярита, писать только важное, не захламлять тексты словесным мусором и отступлениями.

«Документы должны готовиться для людей. Потенциальному читателю должно быть легко понять смысл нормы (статьи договора) с первого раза. Если нужно перечитывать, значит, это провал автора»

Антон Вашкевич,  управляющий партнер юртех-компании «Симплоер»

Чтобы в документе было просто ориентироваться, его обязательно надо структурировать – использовать нумерацию, абзацы, списки, чек-листы.

Еще один помощник в направлении Legal Design – графика. Ее задача тоже в том, чтобы облегчить усвоение сложной информации.Графики, таблицы, диаграммы уместны в большинстве процессуальных документов, поскольку там обычно рассчитываются денежные суммы и временные сроки, изучаются различные связи: корпоративные, семейные и прочие.

Даже простое структурирование с помощью таблиц, отступов и правильно подобранных шрифтов сделает условия понятнее. Спасибо юристу скажут не только собственники бизнеса, но менеджеры, бухгалтеры и другие сотрудники, которым придется обращаться к тексту договора.

Использовать юридический дизайн крайне полезно — договоры согласовывают быстрее и они порождают меньше вопросов и споров.
Процессуальные документы с юридическим дизайном понятно доносят позицию и убеждают судей.
Как и в дизайн-мышлении, в юридическом дизайне задачи решают творчески.

Сравните, как по-разному можно написать.

Как пишут многие:

Доводы Ивашкина М.И. о том, что автомобиль продан по завышенной стоимости, не находят своего подтверждения (не представлены документы). Неизвестен год выпуска автомобиля, его характеристики, время его эксплуатации в ООО «Инвест Холдинг» и состояние, в котором он был продан. Оценка рыночной стоимости автомобиля может быть выполнена экспертом-товароведом, после чего можно будет говорить о его реальной стоимости.

Как писать понятно:

Ивашкин М.И. считает, что автомобиль был продан по завышенной цене, но подтвердить этого не может. Оценить рыночную стоимость автомобиля с учетом его состояния и характеристик может эксперт-товаровед.Изначально текст был перегружен. Что сделали, чтобы упростить: заменили страдательный залог на действительный, удалили лишние детали, разбили сложные предложения на простые.

Как прокачать юридическое письмо?Начните следовать этим правилам:

1.     Секрет хорошего текста в простоте. Пишите легко, как будто объясняете суть дела другу.

Совет: прочитайте вслух то, что написали. Там, где споткнулись, перепишите проще.

2.     Всегда думайте о читателе: кто и в каких условиях будет знакомиться с текстом, какой будет контекст. Воспримет ли читатель ясно и однозначно то, что вы написали?

Совет: держите в голове образ человека, для которого пишете, общайтесь с ним мысленно и отвечайте в тексте на возможные вопросы.

3.     Пишите только то, что читатель должен знать. Удалите не относящиеся к сути детали и повторения.

Совет: сокращайте текст максимально, пока это не повлечет потерю смысла.

4.     Научиться хорошо писать возможно только на практике. Сможет каждый, если получать обратную связь.

Совет: просите знакомых оценить тексты, спрашивайте, как они поняли смысл.

5.     Избегайте канцелярита.

Совет: пользуйтесь сервисами по проверке текста на читаемость. Например, Главред.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ.Представьте мир, в котором юридический дизайн вошёл у юристов в привычку: переговоры стали короткими, руководители компаний не зовут юриста для перевода с юридического на русский, суды из-за двусмысленностей в договорах — редкость.)))).