Найти тему
Исчезнувшая история

Удар по американскому китобойному промыслу: катастрофа «Баффина» 1871 года

Оглавление

В 1986 году Международной китобойной комиссией (МКК) охота на китов была запрещена из-за огромного снижения популяции. Однако стоит вернутся в то время, когда китобойный промысел был разрешен на государственном уровне и посмотрим, при каких условиях людям пришлось заплатить жизнью за уничтожение морских млекопитающих.

Важная часть экономики

В раннее Новое время (XVI-XVII вв.) началась Эпоха географических открытий, благодаря которой произошел скачок в развитии мореплавания и морского промысла. Испанцы, португальцы и англичане открывали всё больше новых земель, прокладывали торговые пути по морю.

Китобойный промысел также являлся одним из видов деятельности. Когда-то на нём была построена половина мировой экономики. Однако такая охота считалась хоть и легальной, но вовсе не безопасной. В истории известно несколько трагических случаев с китобойными судами. Сегодня мы расскажем про американскую китобойную катастрофу 1871, в которой, к сожалению, были жертвы. К чему пришлось прибегнуть морякам, чтобы выжить, и в каких условиях они оказались?

Гравюра: Китобойный промысел
Гравюра: Китобойный промысел

Откуда пошла тенденция на китобоев

Первое упоминание о постоянной охоте на китов в Европе относится к 800-1000 годам нашей эры. В раннем Средневековье первыми китобоями были баски – народ, населявший земли северной Испании и юго-западной Франции. Они охотились в основном на гладких, а также гренландских китов, так как те медленно плавают.

Сначала китобойный промысел велся в Бискайском заливе (часть Атлантического океана, омывает берега Испании и Франции), а затем охватил северное побережье Европы и Гренландию. Далее датчане и англичане занялись промыслом в водах Арктики. На восточном побережье Северной Америки китобойный промысел появился в XVII веке.

Фото: Гренландский кит
Фото: Гренландский кит
Фото: Гладкий кит
Фото: Гладкий кит

Зачем и чем велась охота?

Киты представляли для людей особую ценность, так как из них добывали важные промышленные материалы. В первую очередь целью китобойного промысла являлась добыча ворвани (подкожного жира), которая в промышленности служит топливом. Также со второй половины XX века большую роль стала играть добыча мяса, которое использовалось для производства колбасы. Интересно, что органы китов вырабатывали важные витамины: печень – витамин A, железы и мозг – гормоны. Из китового уса делали различные предметы и набивали мебель.

Охота всегда велась на небольших парусных судах — небольших шлюпках. В качестве вспомогательных средств использовали гарпун (оружие в виде копья с зазубренным кончиком) и сети.

Фото: Китобойный гарпун
Фото: Китобойный гарпун

Арктическая ловушка и 7 счастливчиков

В конце июня 1871 года 40 китобойных судов (весь китобойный флот США) отправились на север через Баффинов залив. Их целью была охота на гренландских китов в Чукотском море. В августе корабли добрались до берегов Аляски. Внезапно ветер, стоявший над северо-востоком Сибири, изменил направление и толкнул паковый (многолетний) лед к побережью Аляски. Семь судов смогли уйти на юг, но остальные 33 навсегда попали в ловушку арктических льдов.

Через 2 недели льды сокрушили 4 корабля. Суда выстроились длинной линией приблизительно в 97 км к югу от мыса Франклин (западная оконечность о. Интеркурренс на архипелаге Палмера). Примерно такая же ситуация произошла с 12 бостонскими китобойцами, которые погибли во льдах Чукотского моря.

Чудесное спасение

Капитаны застрявших кораблей 12 сентября 1871 провели собрание, на котором было принято общее решение покинуть флотилию, дорогостоящий китобойный инвентарь и вытопленный жир и выбираться на чистую воду. План состоял в том, чтобы доплыть до остальных 7 судов, которые находились примерно в 129 км к югу.

В середине сентября абсолютно весь состав судов (1219 человек из которых несколько женщин и детей) был эвакуирован на небольших лодках с запасом провизии на 3 месяца. Люди проплыли 110 км по арктическим водам на юг, где их ждали спасшиеся корабли. Судна приняли людей и после благополучно добрались до Гавайских островов, Сан-Франциско (штат Калифорния), Нью-Бедфорда (штат Массачусетс) и других портов США.

Итоги китобойного бедствия

Происшествие принесло США огромные убытки — около 2 млн долларов (по современному курсу – 40 млн). Однако катастрофа оказала положительное влияние на экологию того времени: именно гибель судов замедлила процесс законного истребления китов, в котором на протяжении XIX века преуспевала не только Америка, но и Норвегия, Голландия, Великобритания.

Несколько тысячелетий китобойный промысел оставался легальным и активно развивался. За шесть десятилетий популяция синего кита сократилась с 360 000 до 1000 особей — к концу XIX века популяции гренландских и гладких китов были почти полностью истреблены. Только в конце XX века китобойный промысел был запрещен. Как думаете, это надолго?