Давно хотела перечитать "Господа Головлевы" Михаила Салтыкова-Щедрина. Под конец лета поняла, что, наконец, созрела и тут же приступила к чтению, настолько захотелось повторить это еще раз.
Хорошо помню свои первые впечатление от романа: восторг от стиля, персонажей и передачи эпохи посткрепостничества. Салтыков-Щедрин открылся для меня с абсолютно новой стороны. Каково же было мое удивление, когда поняла, что градус впечатлений от произведения не снизился, а еще и повысился после второго прочтения.
«Господа Головлевы» — хроника умирающего дворянского рода с погружением в глубочайшие страхи и тревоги человека. Салтыков-Щедрин создает атмосферу безысходности и отчаяния, пропитанную духом времени, где семья — не пристанище, а тюрьма, из которой нет выхода. Угасание Головлевых — это семейная трагедия, но если смотреть в более широком смысле, то запечатление важного исторического процесса в России, запущенного отменой крепостного права.
Размеренная жизнь помещиков постепенно начинает разрушаться. Оставшись без привычного труда крестьян, они теряют чувство реальности и начинают увязать в собственных пороках. Жизнь в их поместьях становится все более бессмысленной, и на смену активной жизни приходит отчужденность, праздность и моральное разложение.
Автор делает читателя незаметным наблюдателем за чужой семьей, демонстрируя самые потаенные и неприглядные стороны жизни каждого члена этого недружного семейства. Все персонажи просто на загляденье. Арина Петровна — мать семейства, властная помещица, которая к концу жизни опустилась до празднословной и перепуганной старухи. Из-за жестокости и скопидомства лишилась не только имущества, а схоронила почти всех наследников.
Ее дети — яркие психологические портреты беспутных, слабохарактерных и лицемерных людей. Особенно поражает портрет среднего сына "Иудушки", "кровопивушки". Иудушка — персонаж, который вызывает не просто презрение, а глубокое чувство отвращения. В чистоте его помыслов сомневается даже родная мать. Люблю героев с ярко проявленными характерами, как положительных, так и отрицательных. Признаюсь, что средний Головлев один из моих любимых художественных образов. Настолько плохо, что аж хорошо.
Автор демонстрирует разложение этой личности не только во внешнем виде и помыслах, а через его манеру общения, это чудо, что такое. Уменьшительные суффиксы делают его тон нестерпимо умилительным: ранехонько, обеденка, лошадушек, котлеточка и т. п. Благодаря такой стилизации речи, в голове с легкостью доигрываются интонации: наигранность и льстивые нотки с расчетливым подтекстом. Иудушка трусливый, неспособный на привязанность, жалость, а только на пустословие и затаенную выжигающую все внутри ненависть. Он окончательно теряет человечность, превращаясь в монстра, который уничтожает свою семью и даже не замечает, что тем самым уничтожает и себя.
Жестокая реальность, в которой психологическое насилие и разобщенность правят балом. Ощущение беспросветности в семье перекликается с исторической реальностью, ставя под сомнение все надежды на будущее. Смерть и гибель становятся чем-то плотным и осязаемым, это чувствуется во всем: описание быта, внутренних переживаний, надвигающейся пустоты, утрата смысла жизни и как следствие полуосознанное саморазрушение.
Когда читаешь роман, то невольно испытываешь смесь чувств: отвращение, гнев и жалость к персонажам, которые не могут выбраться из ада, сами его создавшие. Автор беспощадно обнажает пороки людей, неспособных к переменам, и заставляет нас задуматься о том, как легко может человек превратиться в "кровопивушку", если его жизнь проходит без труда, цели и самое важное без любви.
Если читали роман, то обязательно делитесь своими впечатлениями!