А вы, наверное, думали, что это было сказано просто так? Ну, дескать, уходим из Германии, невыгодно, надоело. Нет, такие серьёзные люди, как руководители концернов с мировым именем, зря слов на ветер не бросают. И, если уж обмолвились, то точно скоро ждите.
Что же касается работников заводов Фольксваген в Германии, я бы настоятельно рекомендовал им как можно скорее начинать подыскивать для себя другую работу. Потому что всё тут уже яснее ясного:
Через неделю после того, как автопроизводитель объявил о рассмотрении возможности закрытия заводов в Германии, компания заявила, что расторгает трудовые договоры, ранее защищавшие работников от увольнений
Во вторник Volkswagen сообщил лидерам профсоюзов о прекращении действия трудового соглашения, защищавшего работников от увольнений, через неделю после того, как автопроизводитель заявил, что рассматривает возможность закрытия заводов в Германии на фоне падения продаж и роста затрат.
На прошлой неделе компания предупредила, что ей необходимо реструктурировать свой одноименный бренд, чтобы оставаться конкурентоспособной в условиях падения спроса в Европе и за рубежом, а также возросшей конкуренции со стороны Китая. Меры по экономии затрат могут включать закрытие одного или двух сборочных заводов в Германии, что станет первым шагом за 87-летнюю историю автопроизводителя.
Во вторник Volkswagen в своем заявлении сообщил, что решение выйти из соглашения, которое обеспечивало гарантии занятости примерно 120 000 работников, а также из ряда других трудовых соглашений было необходимо для обеспечения будущего компании.
«Мы должны предоставить Volkswagen возможность снизить издержки в Германии до конкурентоспособного уровня, чтобы инвестировать в новые технологии и новые продукты за счет собственных ресурсов», — заявил в своем заявлении Гуннар Килиан, руководитель отдела кадров и труда Volkswagen.
Соглашение о гарантиях занятости между Volkswagen и профсоюзом IG Metall, представляющим работников автомобильной и других отраслей тяжелой промышленности, действует с 1994 года. Оно обеспечивало защиту от увольнений до 2029 года, но компания могла разорвать его, уведомив об этом за три месяца.
Соглашение будет действовать до конца года, а благодаря гарантиям, предусмотренным другими трудовыми соглашениями, увольнения могут начаться только к июню 2025 года, заявили в Volkswagen.
Даниэла Кавалло, возглавляющая производственный совет Volkswagen и являющаяся членом IG Metall, поклялась, что профсоюз будет бороться за защиту трудового соглашения. «Мы окажем яростное сопротивление этой исторической атаке на наши рабочие места», — заявила г-жа Кавалло в своем заявлении. «С нами не будет никаких увольнений».
Volkswagen стремится сэкономить 10 миллиардов евро к 2026 году, чтобы достичь своей цели по прибыли в 6,5 процента. Но он проигрывает производителям электромобилей в Китае и все больше ощущает давление дома, поскольку эти автопроизводители расширяются в Европе.
Новые компании, многие из которых китайские, за последние четыре года отхватили 6 процентов рынка в Западной Европе, «что привело к уменьшению пирога и ожесточенной борьбе за долю рынка», — написал в своей заметке Маттиас Шмидт, автомобильный аналитик из Берлина.
Компания Volkswagen заявила, что также расторгает другие трудовые соглашения, включая соглашение, обязывающее ее предлагать постоянные должности всем профессиональным стажерам и ученикам компании, а также соглашение, предлагавшее временным сотрудникам заработную плату выше стандартной ставки в автомобильной промышленности.
По словам Хелены Висберт, профессора экономики автомобилестроения и директора Центра автомобильных исследований в Дуйсбурге, решение выйти из различных соглашений отражает, насколько плачевны дела у Volkswagen, который десятилетиями создавал свой бренд на основе имиджа высочайшего качества, связанного с немецким машиностроением.
«Volkswagen работает на очень чувствительном к цене рынке, но до сих пор ему удавалось взимать надбавку за более высокие производственные затраты в Германии в качестве наценки «Сделано в Германии», поскольку Volkswagen всегда ассоциировался с качеством», — сказала г-жа Висберт. «Этот расчет больше не работает, поскольку рынки развиваются не так, как ожидалось, а конкуренция значительно возросла».
Ожидается, что Volkswagen и профсоюз начнут переговоры о новом соглашении по заработной плате этой осенью. Профсоюз добивается повышения заработной платы на 7 процентов, а также дополнительных требований, включая предотвращение закрытия заводов.
Однако прекращение действия соглашения о защите рабочих мест означает, что если обе стороны не смогут достичь нового соглашения, сотрудники, нанятые до 2005 года, будут иметь право на заработную плату и льготы, которые действовали 20 лет назад, что, по оценкам профсоюза, может составить «миллионы» долларов.
Подобная ситуация может нанести ущерб усилиям компании по возвращению к прибыльности, а это означает, что увольнения «нельзя исключать», говорится в заявлении Volkswagen.
Volkswagen Group насчитывает около 650 000 сотрудников по всему миру и владеет 10 брендами, включая Porsche и Audi. На прошлой неделе компания сообщила лидерам профсоюза на заводе в Брюсселе, что не планирует продолжать производство своей модели Q8 там после 2025 года. Если компания решит не производить новую модель на заводе, он закроется, и 3000 рабочих мест будут потеряны.