Не у каждой истории есть две стороны.
Краков, Польша, 1942 год. Тоби Бибер, вместе с несколькими тысячами других ортодоксальных евреев, перемещён из краковского гетто в лагерь принудительного труда Плашов.
Несмотря на слухи, что тех, кто не может работать, расстреливают на месте, несколько отчаянных родителей прячут своих младенцев в сумки и рюкзаки, предпочитая не оставлять их. К их удивлению и радости, когда Гестапо обнаруживает, что дети прячутся в лагере, для них организуют небольшую детскую.
Две недели родители отправляют своих сыновей и дочерей в детскую, чтобы о них заботились, пока они работают. Затем приезжает грузовик и забирает всех детей. Больше их никогда не видели живыми.
Краков, Польша, 1943 год. СС обыскивают дом, где тринадцатилетний еврейский мальчик Ян Имич прячется с начала Второй мировой войны. Один из солдат начинает подозревать, увидев его поддельное удостоверение личности, и заставляет его снять штаны. Яна немедленно арестовывают.
Ян отправлен в концентрационный лагерь Гросс-Розен, где нацисты проводят на нем медицинские эксперименты и заставляют работать в крематориях. Но охранник, который его регистрирует, хотя и знает, что он еврей, присваивает ему красный треугольник, обозначающий политического заключённого, вместо жёлтого треугольника, символизирующего еврея. И эта небольшая деталь спасает Яну жизнь.
К счастью, никому не показалось странным, что тринадцатилетний мальчик — политический диссидент.
Маутхаузен, Австрия, 1942 год. Премысл Добияс арестован за помощь евреям в Австрии и отправлен в концентрационный лагерь Маутхаузен.
Охранники говорят новым прибывшим, что им нужны добровольцы для кормления свиней. Понимая, что это шанс избежать худшего принудительного труда, а может даже выжить, питаясь свиными помоями, Добияс использует все возможные уловки, чтобы получить эту работу. К сожалению, несколько других заключённых тоже пришли к той же мысли.
Добияс завистливо смотрит, как двенадцать других заключённых отобраны и направляются на ферму. По крайней мере, до тех пор, пока охранники не расстреливают их, чтобы использовать их тела в качестве корма для свиней.
«Кто ещё умеет кормить свиней?» — смеётся один из солдат.
Я не знаю, вызвано ли это апатией, порожденной социальными сетями, или тем, что с 1945 года было снято около 450 фильмов о Холокосте, но кажется, что некоторые люди начинают считать подобные истории немного... скучными.
"Список Шиндлера", "Серая зона", "Выбор Софи", "Зона интересов" — легко забыть, что все это происходило с реальными людьми в реальном мире, в обществах, которые, за исключением, возможно, пары айфонов, были неотличимы от нашего.
Но, к счастью, в одном из недавних эпизодов шоу Такера Карлсона исторический подкастер и сторонник Гитлера на полставки по имени Дэрил Купер предложил свежее, новое видение Второй мировой войны для 34-миллионной аудитории Такера Карлсона.
В версии событий Купера Гитлер не был жестоким, психотическим манией величия, а был оклеветанным и непонятым человеком, стремящимся сотрудничать с Европой, чтобы найти «приемлемое решение еврейской проблемы».
Холокост, по его мнению, не был преднамеренным, тщательно спланированным геноцидом, а просто невинной ошибкой, и нацисты оказались «неподготовленными к тому, чтобы справиться с миллионами и миллионами военнопленных», задаваясь вопросом: «Разве не гуманнее будет покончить с ними быстро?»
А «главным злодеем Второй мировой войны» был вовсе не Адольф Гитлер, о нет! Это был воинственный и мелочный Уинстон Черчилль, который превратил безобидное вторжение в Польшу в кровавый глобальный конфликт, проигнорировав мирные предложения Гитлера.
Вы могли заметить одну-две проблемы в этой истории.
Вы могли заметить, что Дахау, один из первых нацистских концентрационных лагерей, открылся за шесть лет до того, как Черчилль объявил войну. И что нацисты утвердили правовую основу для массового уничтожения евреев, ромов, людей с инвалидностью и ЛГБТ еще за пять лет до того, как начали накапливать военнопленных.
Вы могли бы заподозрить, что, учитывая то, что мы знаем о Гитлере (и учитывая, что к тому времени, когда Черчилль стал премьер-министром, Гитлер уже захватил Польшу, Данию, Норвегию, Нидерланды, Бельгию и Францию), Черчилль, вероятно, был прав, сомневаясь в искренности его мирных предложений.
И самое очевидное: вы могли бы отметить, что «приемлемое решение еврейской проблемы» Гитлера обернулось индустриальным истреблением шести миллионов евреев.
Но настоящая проблема в истории Купера заключается не в хронологических ошибках или в том, что, по мнению Купера, вам «не разрешается» критиковать Черчилля. Дело даже не в том, что Купер струсил, отказавшись защищать свои утверждения перед уважаемым историком Второй мировой войны, потому что он «знает, чем для него это обернется».
Проблема в том, что, вместо того чтобы заглянуть в учебник истории или продемонстрировать базовое понимание причинно-следственных связей, миллионы людей восприняли это так же, как этот парень.
Какое увлекательное чтение, Купер просто великолепен.
Я увлекся Второй мировой войной в последние несколько лет, и это было особенно глубокое и нестандартное изложение, которое редко встретишь.
Международная политика, глобальные пандемии, вопрос о том, убил ли Гитлер шесть миллионов евреев случайно — причина, по которой мы больше ни о чем не можем договориться, заключается в том, что миллионы людей предпочитают «увлекательные» рассказы истине.
И в этом процессе они забывают, что некоторые вещи не должны быть увлекательными. Водные горки — это весело. «Монополия» — это весело. Фильмы (не о Холокосте) — это весело.
Но переписывание истории, чтобы обелить Гитлера, — это не весело. Двухчасовой подкаст о самом разрушительном конфликте в истории человечества по определению не является «особенно глубоким». А причина, по которой вы редко встречаете такие «нетрадиционные взгляды», как у Купера, в том, что у большинства историков слишком много принципов, чтобы поддерживать нацистов.
В 1978 году, во время своей речи на выпускной церемонии в Гарварде, Александр Солженицын указал на проблему, с которой мы боремся до сих пор, спустя сорок шесть лет.
Несмотря на обилие информации, а возможно, отчасти из-за этого, Запад испытывает большие трудности с тем, чтобы разобраться в современных событиях.
Но в 2024 году проблема не только в обилии информации, а в том, что социальные сети мотивируют нечестных, жаждущих внимания глупцов делать эту информацию как можно более сенсационной и поляризующей.
Это Канье Уэст, заявляющий, что он «любит нацистов». Это Дональд Трамп, утверждающий, что Гитлер «сделал кое-что хорошее». Это Кэндис Оуэнс, которая утверждает, что всё было бы «нормально», если бы у Гитлера «не было амбиций за пределами Германии» (думаю, немецкие евреи с этим не согласятся).
До недавнего времени, если вы хотели обратиться к многомиллионной аудитории, вам нужно было быть мировым лидером, уважаемым мыслителем или Джерри Спрингером. И хотя бы это служило барьером для плохих идей. Но сегодня любой человек с интернет-соединением находится в одном клике от вирусной славы. И самый лёгкий способ сделать это — сделать историю как можно более шокирующей и противоречивой.
Но история Тоби Бибера не станет лучше, если остановиться на том моменте, когда Гестапо построило детскую. Не имеет значения, если кому-то больше понравится история Премысла Добияса, если не упоминать, что произошло на ферме.
История важна, потому что она показывает нам правду о тех ужасах, на которые мы способны, она отражает лучшие и худшие стороны человеческой психики, она предоставляет нам ориентир для понимания опасностей современных событий.
Купер заработает десятки (или, скорее всего, сотни) тысяч долларов, распространяя этот маленький кусочек апологии Гитлера. Ретвиты и поправки от историков Второй мировой войны принесут ему тысячи новых доверчивых последователей. Он не понесёт никаких репутационных потерь за переписывание прошлого.
Но неизвестно, какую цену за это заплатим мы.