Найти в Дзене

Христианская аскетика. Понятие добродетели.

Преамбула. Мы продолжаем изучение предмета, который называется аскетикой, и уже переходим ко второй его части. В первой части курса мы изучали в основном страсти и борьбу с ними. Теперь же, во второй части, мы будем больше прилагать усилий к изучению добродетелей. Почему это так важно? Потому что для спасения недостаточно просто знать о страстях ине бороться с ними. Необходимо знать и добродетели, для того чтобы заменять ими страсти. В качестве эпиграфа настоящей лекции и всего курса можно привести такую цитату: «Каждый, желающий спастись, должен не только не делать зла, но обязан делать добро, как сказано в Священном Писании: Уклонися от зла и сотвори благо (Псалом 33:15)» («Как возрастать духовно». Поучение третье (среда). Преподобный Авва Дорофей) Этот текст для нас очень важен. Не сказано только: «уклонися от зла», но сказано так же: «сотвори благо». Далее Авва Дорофей говорит: «Если кто-нибудь привык обижать, то он должен не только не обижать, но и поступать по правде» (Там же). Это уже выше. Далее: «Если он был блудник, то он должен не только не предаваться блуду, но и быть воздержанным; если был гневлив, должен не только не гневаться, но и приобрести кротость; если кто-то гордился, то он должен не только не гордиться, но и смиряться» (Там же). Таким образом, мы должны идти дальше. Мы разобрали борьбу со страстями, разобрали, что можно сделать, чтобы потеснить их в своём сердце, чтобы их вообще уничтожить, но надо идти дальше. Надо это пустое место, которое образуется после того как мы подвинули свои страсти, заполнять добрыми помыслами и добрыми расположениями, по той причине,что свято место пусто не бывает, и природа не терпит пустоты. Если мы не заполняем её добрыми, то снова приходят злые помыслы и расположения. Здесь опять же вспоминается такая притча, или такое размышление, которое Сам Господь Иисус Христос говорит в Евангелии. Если бес уходит из дома, то есть из души человека, то он скитается в безлюдных местах, и он наблюдает, заполнит ли человек чем-то хорошим этот дом, т. е.свою душу. Если этого не происходит, то этот бес берёт с собой ещё семь злейших себя, и бывает человеку тому ещё хуже, чем было, то есть всё это потом возвращается. Таким образом, мы теперь просто вынуждены говорить об этом снова, чтобы заполнять своё сердце чем-то добрым, чтобы заполнять его какими-то добрыми расположениями; вот как это важно.

Понятие добродетели. Прежде чем начатьговорить о том, что такое добродетель, нужносказать, что у нас есть проблема в отсутствии объяснения каких-то понятий. Мы вроде бы знаем, или понимаем,а вот оформить это в слова очень часто не можем. Поэтому когда мы будем говорить о добродетелях, нам будет необходимо, чтобы мы всё это осознавали своим умом и ужена уровне словесном могли это высказать, чтобы мы могли сами себе этоуяснить и может быть даже помочь другим людям. Теперь необходимо дать определение того, что такое добродетель. Добродетель это есть определённый Богом образ внутреннего расположения человека, влекущий его к деланию добра. Таким образом, внутри человека есть какие-топомыслы, какие-то чувствования, которые влекут его к деланию добра, и вотздесь оченьважно, чтобы мы понимали, что только из сердца рождаются все эти побуждения, помыслы которые влекут человека. Опять же, вспомните слова Господа Иисуса Христа из святого Евангелия, где Он говорил, что именно из сердца исходят как злые, так и добрые дела. Не из ума, как думают некоторые, что человек сначала подумал, потом сделал, а именно из сердца. Здесь путь гораздосложнее: ум переходит в сердце, а сердце уже начинает двигать человеком. Далее необходимо сказать, что добродетели включают в себя не толькодобрые дела человека, нои добрые расположения души, из которых исходят сами дела. Кратко можно сказать так, что добродетель это добро, вошедшее в привычку; такой путь нам предлагают святые. Когда человек только становится на путь святости, он может делать добро, а может и не делать оного. Потом проходит время, и человек укореневается в добре, и вот тогда получается, что человекуже не может делать зло. Сначала человек может делать добро, аможет делать и зло. Потом проходит время, и человек может сказать: «могу делать добро, но мне тяжело ужеделать зло», то есть человек укореневается в добре. Проходит ещё время, и человек достигает святости. Здесь он уже приходит в такое состояние, когда не может не делать добро, то есть происходит такое укоренение. Это такое чувствование святых, когда человек полностью отстранён от зла, и тогда всё, что он ни делает, у него получается добро.Вот к чему мы действительно должны стремиться и каким путём должны идти. Святитель Феофан Затворник приводит такие слова: «Дела это единичные, в этот час и в этом месте, действия, а расположения означают постоянные настроения сердца». Так, согласно святителю Феофану Затворнику, то,что мы делаем сейчас,в данный момент это дела, а расположения это «постоянные настроения сердца»; здесь святитель говорит о сердце. Далее святитель говорит: «постоянные настроения сердца, коими определяется характер и нрав человека и откуда исходят его наибольшие желания и направления его дел. Добрые из них называются добродетелями, а худые — пороками, порочными наклонностями и страстями». Вот такое определение даёт свт. Феофан. Он говорит, что есть постоянные расположения сердца, которые определяют характер и нрав человека. Теперь несколько слов необходимосказать о христианских добродетелях. Их мы называем ещё евангельскими добродетелями, поскольку они изложены в святом Евангелии. Теперь такой важный вопрос: могут ли быть добродетели не христианскими? Дело в том, что есть люди, которые говорят, что у нас мол есть добродетели светские, и Церковь здесь не при чём. Дело в том, что есть такая программа, которая называется «Не верю». Там происходит встреча верующего и атеиста, гдеатеист доказывает, что можно делать добро и «без всякой Церкви», и между прочимсреди верующих довольно таки мало людей, которые могут доказать, что Церковь всё таки нужна. На самом деле там многие говорили, что не может быть иныхдобродетелей, кроме христианских, тех, которые мы делаем на основании православного учения, на основании Евангелия, и никаких светских добродетелей быть не может, но там были и такие люди, которые доказывали, что есть светские добродетели, но тогда получается, что Церковь вообще не нужна.Туда приходили учёные атеисты, психологи, которые доказывали, что светские добродетели всё таки есть, и чтобы самореализоваться в жизни, необходимо делать добро людям. Верующие, которые там были оппонентами, терялись и не могли ничего доказать. Они ходили вокруг да около и говорили, что это от христианства всё идёт, что христианство облагораживает людей. В древности у людейбыли дикие нравы, а сейчас их нет, это влияние христианства; это заявлял один верующий человек, который пришёл на программу. Нужно сказать, что это действительнотак, христианство облагородило, и тем не менее всё равно никто не мог толком всё это выразить. Здесь возникает ещё такой вопрос: как люди жили и делали добро до христианства? На самом деле мы почитаем ветхозаветных святых наряду с нашими православными святыми. Так, например, мы считаем православными мучеников Маккавеев, хотя они не знали Иисуса Христа и жили за 2 века до Его Пришествия в мир. Так же мы почитаем и многих других ветхозаветных святых, пророков и так далее, которые действительно пострадали, которых мучили, перепиливали пилами и тому подобное. Для нас это такие же святые, они ничем не отличаются от новозаветных святых. И всё таки давайте вернёмся к нашему вопросу. Неверующий человек пришёл на программу «Не верю» и говорит: «Я могу творить добро и без вашей Церкви. Мне ваша Церковь не нужна. Я делаю добро людям для самореализации, чтобы чувствовать себя уверенней в жизни, чтобы чувствовать себя хорошим человеком». Некоторые верующие давали такой ответ: добро, которое в данном обществе считается добром, не всегда добро для других. В качестве примера здесь можно привести племя готентотов с их знаменитой готентотской этикой. Если я украл корову, это хорошо, а если у меня украли корову, то это плохо. Мы почему-то так не живём, а у них это считается вполне нормальным. Если я украл корову, я хороший человек, я ничего плохого не сделал, но если у меня украли корову, то это плохо. На основании Библии (Деяния 15:20)мы можем сказать, что такая этика не работает, она не подходит, для того чтобы считаться хорошим человеком. Здесь идет речь об апостольском соборе в Иерусалиме, на котором в частности было сказано, чтобы обращающиеся из язычников не делали другим того, чего не хотят себе. Таким образом, правильный критерий добра и зла мы можем взять только у Церкви, иначе представление о добре и зле будет у каждого своё. В этом отношении наиболее метко сказал преподаватель киевской духовной академии В. М. Чернышёв, он всё это писал в полемике с учением толстовства. Именно Толстой учил, что Церковь не нужна, чтобы быть хорошим человеком, то есть это от него стало идти, и именно против его учения В. М. Чернышёв писал: «Безблагодатная святость оттого и безблагодатна, что строится на рационалистическом (т. е. рассудочном) начале улучшения человеческой природы» («Сектоведение». Часть 1. В. М. Чернышёв). А теперь вспоминаем, чем рассудок отличается от духовного ума. Так, если строить только на рассудочном «начале улучшения человеческой природы», то так оно и будет, это всё безблагодатно. И дальше он говорит: «Толстой как бы юридически обосновал и санкционировал такое «добро», то есть он как бы дал ему волю, дал путёвку в жизнь, так сказать, такому добру, которое строится на рассудочном «начале улучшения человеческой природы»; это«добро» не настоящее. Далее В. М. Чернышёв пишет: «Абсолютный кошмар коммунизма в том и заключается, что он хочет принудительной организации добра, хочет принудить к добродетели». Есть такой известный советский фильм «Формула любви», и вот там есть такой момент, где граф Калиостро говорит своей возлюбленной: «Хочу, чтобы все были счастливы». Она его спрашивает: «А если они не захотят?» Граф отвечает: «Тогда они умрут». Так вот коммунисты таки говорят: «хотим, чтобы все были счастливы, а кто не захочет, тот умрёт». Таким образом, добро из-под палки,принудительное добро, перестаёт быть добром. Подлинное, настоящее доброможет быть только свободным. Далее, В. М. Чернышёв проводит такие параллели,он пишет, что все инквизиторы, начиная с Торквемадо и оканчивая Робеспьером и Дзерджинским, почитали себя носителями абсолютного добра, то есть «святости», но не Божественной. Видите? Мы теперь можем это понять. Вот какой довод так и не прозвучал на передаче «Не верю». Хоть бы кто сказал, что эти люди, которые сами себя считали носителями абсолютного добра, тем не менее стали для нас инквизиторами и просто исчадиями ада. Мы-то понимаем, что они несли зло, а они сами считали, что они несут добро. И далее Чернышёв заканчивает: «Они иубивали во имя добра, искренне почитая это правильным решением». Так, всоветской школе нас учили, что когда расстреляли царскую семью это было только добром, и все были уверенны, что это было совершенно правильно. Сейчас в политической сфере происходит то же самое. Если одна страна убивает людей другой страны, это добро, а если кто-то убил представителя этой страны, то это зло; вот это и есть та самая готентотская этика. Сейчас все вот эти глобальные страны, такие как Америка и так далее, живут по этой самой готентотской этике: «то, что мы делаем, это всё хорошо, а то, что против нас делается, это всё плохо». Россия, наверное, осталась единственной страной, которая ещё старается жить по общечеловеческой этике, которая пытается сохранить общечеловеческие правила и хочет, чтобы они действовали везде, во всём мире, в противовес тем, которые говорят, что должны быть только такие правила, которые установила эта Америка: «против нас ничего плохого делать нельзя, а мы будем всё, что угодно, делать плохое, но это будет считаться хорошим». Кто-то считает, что именно он знает, что такое хорошо, однако на самом деле человек в отрыве от Бога и Церкви всегда ошибается. Началось это между прочим от коммунистов. Как только они отказались от Церкви, этот вопрос, эта дилемма у них стала вылазить. Всё, что бы мы ни делали, мы делаем в отрыве от Бога и Церкви. Мы думаем, что это хорошо, а получается плохо. Мы думаем, что это добро, а получается зло. Весь советский союз думал, что он хороший, но когда он разваливался, никто не хотел его защищать. Весь мир думал, что это зло. Нас так и называли, «evil empire», «империя зла». Все считали коммунизм империей зла. Те же самые ошибки сейчас допускает Америка. Те же самые ошибки, прям один в один: то, что делал советский союз, сейчас делает Америка. Но этомы уже отошлив сторону. Итак, все христианские добродетели заключаются в исполнении двух наиглавнейших заповедей: любить Бога всем сердцем, всем разумением и любить ближнего, как самого себя.Вот чем мы сейчас отличаемся от всего мира. Мы ещё хотим, чтобы эти заповеди работали, а весь мир старается эти заповеди уже выкинуть просто на свалку. Ещё один вопрос, который хотелось бы осветить, это то, что после грехопадения христианские добродетели стали не свойственны для человека, хотя и являются естественными для человеческой души. До грехопадения человек пребывал в своём естественном состоянии, и добродетели были действительно свойственны тогда человеку, но после того, как произошло грехопадение, состояние души человека стало неестественным. Тогда добродетели стали несвойственны для души. Что это значит, что добродетели стали несвойственны? Как мы прекрасно знаем, человеку легче согрешить, чем сделать доброе дело. Таким образом, получается, что добродетели, с одной стороны, для падшего человека не свойственны, но, с другой стороны, они для него естественны. Вроде как и противоречие, но тем не менее по-другому нельзя сказать. Ещё можно сказать, что добродетели не принадлежат ветхой человеческой природе, поражённой греховными страстями, а принадлежат природе обновлённой и преображённой Божественной благодатью. Когда человек обновляется, преображается в таинствах Церкви, тогда добродетели становятся для него естественными, и вот здесь человек из противоестественного состояния души переходит в состояние естественное, когда добродетели становятся уже лёгкими для исполнения. А мы как раз и стремимся к тому, чтобы избавиться от этого противоестественного состояния. Далее необходимо сказать, что для приобретения христианских добродетелей человек должен подвизаться, то есть прилагать усилия по борьбе со своими страстями и падшим естеством. Здесь можно привести цитату свт.Феофана Затворника: «Единственно верным путём добродетели всеми святыми признаётся его болезненность и притрудность, а противная тому льгота есть признак пути ложного» («Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики». Святитель Феофан Затворник). И далее свт. Феофан приводит цитату: «Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» (Матфея 11:12) (Там же). Часто на исповеди при разговоре с людьми приходится приводить им пример из сельского хозяйства. Какие культуры или какие семена сеются сами? Сорняки. Их не надо выращивать, за ними не надо следить, ничего этого им не надо; сами прорастут, сами всё заполонят. Что же касается культурных растений, то за ними нужен уход. За ними нужно всё время следить, поливать, окучивать и так далее. Точно так же и в нашем сердце. Если за ним не следить и оставить всё на самотёк, то сорняки обязательно прорастут. Злые дела, помыслы, помышления, всё это будет. Ну, а если мы хотим, чтобы внутри было что-то доброе, значит нужно, соответственно, употреблять усилия. Вот о чём говорится в этой цитате. Дальше, когда мы с помощью церковных таинств получаем Божественную помощь, тогда всё это делать нам становится намного легче. Об этом говорит преподобный Макарий Великий: «Посему кто обрел и имеет в себе сие небесное сокровище Духа, тот неукоризненно и чисто совершает им всякую правду по заповедям и всякое делание добродетелей уже без принуждения и затруднения» («Собрание рукописей типа II». Преподобный Макарий Египетский). Таким образом, человеку возможно добиться такого состояния, когда он сможет делать добродетели без затруднений и понуждений. Когда человек становится на путь святости, происходит укоренение в добре, и тогда это добро человеку уже намного легче сделать, чем зло. В начале человеку легче сделать зло, чем добро, потом уже становится где-то наравне, а потом человек уже переходит на такой этап, когда ему легче сделать добро, чем зло. Хорошо было бы, если бы каждый человек [достигал такого уровня]. Было бы действительно замечательно. К этому действительно нужно стремиться. Далее приведём цитату святителя Иустина Поповича. Это сербский богослов, очень мудрый и духоносный, вот поэтому мы и пользуемся его цитатами. «Каждая евангельская добродетель соткана из деятельности благодати Божией и свободы человеческой» («Подвижнические и богословские главы». Преподобный Иустин Попович. Стословие второе. Слово 38). Смотрите, как интересно. Это кстати тоже относится к тому, о чём мы говорили. Как добродетель может быть светской, внерелигиозной, если, как говорит святитель, каждая добродетель соткана из действий благодати Божьей и человеческой свободы? Человек одну только свою свободу понимает, а благодать Божью отрицает. Может ли здесь что-то хорошее получиться? Нет, конечно. Дальше святитель говорит, что каждая добродетель это «богочеловеческий акт». Дальше, в 91 слове, святитель говорит: «Добродетели мертвы, если они не питаются от святых таинств, особенно от святых таинств покаяния и святого причащения. Они - «девы неразумные» (Мф. 25:1 - 12), не вливающие небесного, благодатного, Божественного елея в богоподобный светильник своей души» («Подвижнические и богословские главы». Преподобный Иустин Попович. Стословие первое. Слово 91). И ещё важный момент, это тоже говорит святитель Иустин Попович, «святые таинства с избытком источают из себя святые добродетели», то есть когда человек искренно, истинно причащается, когда подходит с верой, со страхом Божьим, у него таинства начинают источать изнутри добродетели, а добродетели, опять же по слову Иустина Поповича,поощряют к святым таинствам и питаются ими. Вот такой получается замкнутый круг, ведущий к Богу: таинства источают добродетели, а добродетели поощряют к святым таинствам и насыщаются ими. Такой замкнутый круг, который для нас становится очень полезным. Последнее, о чём нужно сказать, это то, что не следует браться вдруг за стяжание всех добродетелей или нескольких, но надо выбрать прежде одну, над которой будем трудиться, затем другую. При таком образе действия любая добродетель прочнее укореняется в душе. На этот счёт говорит преподобный Никодим Святогорец. Когда упражняемся непрестанно в одной добродетели, то и память будет занята ею одной, и ум быстрее найдёт способы достичь её.