Битва Титанов - это рубрика, в которой я сравниваю друг с другом разных исполнителей и выясняю, кто же из них круче. Ну или на чьей стороне правда.
Предыдущие выпуски:
От любви до ненависти - один шаг, не так ли? Ну, вроде так.
А от ненависти до любви сколько? Тут, думаю, путь несколько длиннее.
Но суть не в этом, а в том, что некоторые проблемы становятся очевидными только лишь при определённом стечении обстоятельств - хотя могут при этом существовать годами.
Что-то подобное случилось и с Аллой Борисовной, которая в один прекрасный момент решила, что пора продемонстрировать своё истинное отношение к черни.
Кто Есть Кто?
Алла Борисовна Пугачёва - бывшая жена Филиппа Киркорова, нынешняя жена Максима Галкина. Примадонна всея российской эстрады, единолично решающая, кому на сей эстраде блистать, а кому - довольствоваться малым и не тявкать.
Народ - весьма обобщённое понятие, в которое входят люди совершенно разных профессий, от врачей с пожарниками до сантехников с электриками. Народ зачастую наивен и верит в сказки - особенно с хорошим концом.
В Чём Суть Конфликта?
Имеет смысл вспомнить, с чего вообще всё началось. Вот жила себе Алла Пугачёва, никому не известная певица из Москвы, голосила в разных вокально-инструментальных ансамблях и мечтала о славе.
С середины семидесятых её мечта вдруг стала воплощаться в жизнь - сначала песни в "Иронии Судьбы", затем победа на "Золотом Орфее" в Болгарии с "Арлекино", потом "Волшебник-Неудочка", "Не Отрекаются Любя", "Всё Могут Короли", "Песенка Про Меня" и так далее в том же духе.
Я не просто так перечисляю все эти песни - это всё кирпичики, из которых строилась народная любовь к Алле, это дух времени, за которые многие даже сейчас готовы отдать последнюю рубашку. Это не просто песни, это жизнь многих советских (и не только) людей. Кто бы там что впоследствии не говорил, а чутьё у Пугачёвой было отменное - она поняла, что публика на крючке, и продолжила исполнять душещипательные сентиментальные песни.
Редкая гулянка обходилась без исполнения нестройным пьяным хором её композиций - и это говорит обо всём красноречивее всевозможных грамот и государственных наград. К концу семидесятых Аллу любят все - от дорого Леонида Ильича до простых рабочих фабрики "Заря Коммунизма". Фактически она стала символом эпохи, её глашатаем. Можно было бы сказать, что раз уж народ тебя своим глашатаем выбрал, то немного уважения к этому самому народу не помешает. Однако...
Однако в начале восьмидесятых раздаётся первый тревожный звоночек, явно демонстрирующий стремительно развивающуюся звёздную болезнь - певица устроила на съемках фильма "Рецитал" (поздее был переименован в "Душа") скандал из-за того, что художники по костюмам сшили ей... некрасивое пальто. Алла Борисовна хотела было сниматься в своём новом роскошном пальто, которое она не так давно приобрела где-то за бугром, но не тут-то было - художники по костюмам стали возражать и попытались певицу убедить в том, что их пальто не такое уж и уродливое. В ответ на это Пугачёва порвала (!) пальто одному из ассистентов художников и разбила (!!!) стекло машины, принадлежавшей Мосфильму.
Режиссёр фильма Стефанович, её тогдашний муж, прикола, конечно, не понял, но попробовал всё замять и продолжить съемки - однако был вынужден под давлением Сизова, директора Мосфильма, заменить супругу на площадке более покладистой Софией Ротару.
Особого ажиотажа сие событие (я про разрывание пальто, а не про "Душу" с Ротару) не вызвало и на любовь народную к АБП никак не повлияло - хотя режиссёр Карен Шахназаров позднее в своём блестящем фильме "Зимний Вечер В Гаграх" провёл определенные параллели и поведение певицы справедливо высмеял.
Тем не менее, в восьмидесятых Алла Пугачёва закрепляет своё положение на отечественной эстраде песней "Миллион Алых Роз". Теперь она непобедима и с трона скинуть её не может практически никто (кстати, на премьере песни она чуть с трапеции не свалилась - но это, скорее, трагичная, чем весёлая история). Сквозь эту декаду АБП шагает гордо подняв голову - её творчество положительно оценивают Бенни Андерсон и Бьорн Ульвеус из ABBA, она сотрудничает с Игорем Николаевым и Владимиром Кузьминым и выдаёт на гора ещё целую кучу хитов: "Паромщик", "Две Звезды", "Надо Же", "Айсберг", "Балалайка", "Сто Друзей" и так далее в том же духе.
Также Пугачёва даёт концерт для ликвидаторов последствия аварии в Чернобыле - неподалеку от места, где эта самая ликвидация и происходила. В тяжёлый момент Борисовна как бы говорит простым людям: я с вами, мне радиация не страшна. Но...
Но тут снова происходит крайне неприятный случай - в 1987-ом, в ленинградской гостинице "Прибалтийская", АБП выходит из себя и устраивает самый натуральный Ад и Израиль для персонала. Причиной послужило нежелание администрации заселять певицу в номер-люкс, который она хотела. АБП предложили аналогичный номер-люкс - но не тут-то было. Заселяйте меня только туда, куда я хочу - и плевать на ваши отговорки. Администрация отказалась - и получила от певицы порцию "комплиментов". На сей раз замять скандал не удалось и на некоторое время АБП из эфиров убрали.
Но убрать из эфиров это одно, а вот стереть из памяти народной - совсем другое: на свадьбах, похоронах и просто гулянках всё так же звучали песни великой рыжей москвички - в конце восьмидесятых народ искренне любит Аллу и молится на её песни, однако...
Однако вскоре наступает 1991-ый год, все маски как-то сами по себе спадают и Алла Борисовна выступает на стороне Ельцина вместе с защитниками Белого дома, а затем...
А затем, в девяностых, происходит весьма странная трансформация: из талантливой и любимой многими певицы АБП стремительно превращается в типичную такую базарную бабу бизнесвумен, которая единолично командует парадом и решает все вопросы - в том числе и с почитателями своего творчества, с которыми церемониться, по мнению певицы, особо не стоит. Были ли у Пугачёвой хорошие песни в те годы? Были: "Осенний Поцелуй", "Сильная Женщина", "Любовь Похожая На Сон", "Бессонница", "В Петербурге Гроза" и, конечно же, "Позови Меня С Собой".
Однако агрессивный пиар и желание быть одновременно везде и всюду сыграли с АБП злую шутку и по итогу Пугачёва-певица уступила место Пугачёвой-бизнесвумен.
Можно, конечно, сказать, что ничего плохого в этом нет - многие в девяностые переквалифицировались из управдомов в поэты в бизнесмены, однако в случае с АБП это оказалось губительно, ибо она стала пиариться всеми мыслимыми и немыслимыми способами - и по итогу просто всем надоела.
Вываливанием на публику своего грязного белья певица не побрезговала (что можно Мадонне - то Примадонне сам Бог велел): то она расписалась с Киркоровым, то они вместе куда-то поехали и остались недовольны обслуживанием в местном ресторане, то она кому-то перекрывает восхождение на эстраду, то она поддерживает тех, кого поддерживать вообще не следует, то Филиппа застукали в туалете гей-бара с двумя афроамериканцами, то у Кристины нос больше стал после маминой взбучки, то Кристину чуть на костре не сожгли за то что чучело - предатель.
Про позорное выступление самой АБП на Евровидении в 1997-ом и говорить нечего - она там громко плюхнулась в лужу, но сделала вид, что все нормально и дала понять, что простолюдинам слова никто не давал и оценивать её выступление они сметь не должны.
К концу девяностых Пугачёвой как певицы уже практически не существует - качество песен стремительно падает и спасти положение не помогают даже многочисленные скандалы и заказные статьи в жёлтой прессе.
Простой люд же продолжает на похоронах и свадьбах рвать баяны, исполняя "Миллион Алых Роз" и сокрушаться по поводу того, что Пугачёва превратилась в Пугачиху - то есть изменилась до неузнавемости и перестала делать акцент на хороших песнях, предпочтя этому желтизну газетных заголовков.
В новом тысячелетии тактика Борисовны по продвижению себя любимой в массы приобретает всё более и более гротескные формы - к постоянным слухам о странном браке с Киркоровым добавляются сплетни о романе с Галкиным (ныне - иноагент) и всё крутится именно вокруг этих трёх персон.
На всех праздниках, на всех этих Голубых огоньках и прочих телепередачах мелькают счастливые лица АБП и её возлюбленных. Простым людям это всё быстро надоедает - уже к середине нулевых при первом же появлении Аллы Борисовны на экране они тут же берут в руки пульт и переключают на другой канал. Пугачёва-бизнесвумем осточертела всем, ибо никому особо не интересно, кто же её там под столом на самом деле ублажает - Галкин или же Киркоров или вообще Моисеев. А на похоронах и свадьбах всё так же звучат "Миллион Алых Роз" - и все невольно всплакивают, когда слышат знаменитый рефрен, ибо времена уже совсем-совсем другие и молодость не вернешь, даже если очень сильно захочешь.
В начале десятых Алла Борисовна с одной стороны вроде как классик отечественной эстрады, а с другой - вусмерть надоевшая всем женщина, которая вместо хороших песен в очередной раз подогревает слухи о себе дешевыми откровениями. На похоронах и свадьбах по-прежнему поют "Миллион Алых Роз", однако вот интересующихся нынешним положением дел амурных самоназванной Примадонны как-то маловато - все помнят её старые песни и уважают её исключительно за прошлые заслуги.
И так бы всё и сошло на нет, постепенно позабылось бы и пылью покрылось, однако после всем известных событий верные Алле Борисовне холопы вдруг стали рабами. Слова, конечно же, были обращены не ко всему народу - однако обиделись очень многие (если не почти все).
Тут, в принципе, можно было лишь плечами пожать - ну если тебе, дорогая Алла Борисовна, здесь так плохо и твоего любимого гея мужа обижают, то ведь никто ж в Израиль или Кипр не запрещает уезжать, правда ведь?
Вот молча собери вещи, не прощайся ни с кем и уедь - что сложного-то?
Но нет, АБП мало того, что уехала - она расчехлила гуаномёт (экзотическое оружие, применяемое в основном в словесных перепалках) и принялась чехвостить всех и вся, причём особенно сильно по шапке получали почему-то те самые простые люди, которые молились на её старые песни и всё так же рвали на свадьбах и похоронах баяны, в очередной раз пытаясь сыграть "Миллион Алых Роз".
Чем Всё Закончилось?
Вишенкой на торте стало интервью АБП журналистке Гордеевой (тоже иноагент) осенью 2025-го, в котором певица окончательно обозначила своё отношение к публике и выставила себя в роли (сюрприз-сюрприз) жертвы.
Смысла вдаваться в детали нет - Пугачёва красивая вся такая, вся в белом и с молодым геем мужем, а быдло усиленно поливает её нечистотами и негодует. И вообще, её, Аллу Борисовну, предали - да-да, те самые холопы, ставшие рабами, они её, такую лялю, предали и цинично переметнулись на другую сторону. Вот, собственно говоря, и весь конфликт. Заканчиваться он, конфликт, судя по всему не собирается - всё только набирает обороты, ибо Алла Борисовна так устроена, что привлекать к себе внимание будет всеми возможными способами вплоть до самой смерти.
Но давайте не будем анализировать политическую составляющую, сконцентрируемся лучше на вопросе отношений между артистом и публикой.
Кем надо быть, чтобы практически всех тех, кто ходил к тебе на концерты и покупал твои пластинки (не говоря уже о тех, кто рвал баяны и глотку под "Миллион Алых Роз"), опустить ниже плинтуса?
Вы можете себе представить, скажем, МакКартни, который в интервью утверждает, что его поклонники - истеричные дегенераты, мешающие ему жить спокойной жизнью?
Ну хорошо, давайте без МакКартни, он всё же англичанин - а они лицемеры с рождения. Высоцкого можете представить в роли борца с невежеством? Вот сидит Высоцкий где-то в Париже в 1979-ом и вещает очередному борцуну с режимом из Израиля:
- Советский человек есть скот по своей сути и ничего достойного из себя не представляет. Сколько ни пытался своими песнями исправить положение - ничего не помогает. Скотами были - скотами и умрут.
Трудно себе такое представить? Трудно, практически невозможно. Окей, а, скажем, Цоя можно в данном амплуа представить? Тоже практически невозможно - разве что в каком-нибудь дешевом фанстастическом фильме (уверен, такое скоро снимут).
А вот с Аллой Борисовной всё подобное представить можно - причем особо не напрягаясь. Она могла бы то же самое сказать в девяностых - и никто, думаю, удивлён бы не был. Потому что ей можно, она сама себя в Примадонны записала. А кто против - тот смерд, того плетьми и в острог.
Не хотите слушать новые песни АБП? В острог. Не хотите читать про её шуры-муры с очередным фаворитом? В острог. Устали от её лица на экране? Тем более в острог. Она - Звезда! Вы - мелочь, шелуха какая-то под ногами, букашки вонючие, которых и раздавить-то не жалко.
Я к чему клоню? Я клоню к тому, что любовь народа к Алле Пугачёвой всегда была любовью без взаимности. Её любили, в этом спору нет. А она...
А она лишь позволяла себя любить. Поэтому...
Стоп, может я ошибаюсь? Мы, слушатели её песен, кто мы такие? Неужели мы и в самом деле бывшие холопы, вдруг ставшие рабами? Если так, то почему многие из нас искренне любили песни Аллы и ходили на её концерты?
Может прав дедушка Фрейд, а? Может мы действительно в плену у душевного мазохизма и обожаем лишь тех, кто нас искренне презирает и считает чернью? Жизнь ведь вообще штука жесткая и жестокая - сегодня ты на коне, а завтра конь по тебе топчется и "яблоками" тебя закидывает.
Вопрос в другом - почему тот, чьи песни тебе нравятся, вдруг начинает считать, что на тебя можно смотреть сверху вниз? Да не просто смотреть, а ещё и плевать и сморкаться на макушку?
Кто Победил?
В данном случае побеждают те, против кого гнев АБП направлен - ибо гнев её глуп, несправедлив и больше смахивает на желание любой ценой оскорбить всех тех, кто ею когда-то восхищался (в том числе и тех, кто всю жизнь рвал баяны играя "Миллион Алых Роз").
Но вообще обижаться на Борисовну несколько глупо. Почему? Сейчас попробую объяснить.
Вот представьте, что у вас за углом магазин, где продают рыбу. И продавщица к вам хорошо относится, всегда говорит, что свеженькое, а что нет.
И вроде вы к продавщице симпатией проникаетесь, и она вас всегда радушно встречает, улыбается в тридцать два зуба, кильку с хеком бонусом всегда даёт.
И так продолжается довольно долго - ровно до тех пор, пока вот не выходите вы из своего подъезда и не попадаете случайно под колёса джипа.
Всё, слава Богу, обходится, но из джипа вылазит та самая продавщица из рыбного и начинает крыть вас последними словами. Куда-то делась доброжелательность, улыбка пропала - про тюльку с хеком вообще молчу.
И вот стоите вы, опешивший или опешавшая - а продавщица орёт: "Быдло, смотри куда идёшь, ты меня чуть под статью не подвёл, скотина эдакая!".
Намёк понятен, да? Если не понятен, то замените условную "рыбу" на "сентиментальные красивые песни" (а тюльку с хеком - на "Паромщик" и "В Петербурге Дожди") - и всё станет понятно.
АБП, к сожалению, никогда не была артистом в настоящем смысле этого слова - она была грамотным и успешным реализатором, продавцом песен, которые ей писали лучшие композиторы страны. Неуважение к публике у неё сквозило практически всегда - но оказаться в нужное время и в нужном месте она тоже умела, что в итоге и создало иллюзию эдакой народной певицы, которая всегда с простыми людьми - и в большой радости, и в большом горе.
То, что Алла Борисовна раскрыла все карты сейчас - логичное завершение всей этой истории, ибо всё тайное рано или поздно становится явным и всю жизнь играть роль "своей" невозможно, рано или поздно "вскроешься".
Я отнюдь не пытаюсь умалить заслуги этой женщины, я и сам, в конце-концов, всегда пою "Миллион Алых Роз" (только под гитару, баяны, слава Богу, пока что не рву) на всяких там сабантуях.
Однако когда тебя записывают в рабы и усиленно играют на руку вражеской пропаганде - это ли не самое что ни на есть настоящее предательство?
Мораль?
Мораль проста - вовремя уйди и добрая память о тебе сохранится вплоть до тех пор, пока за тобой не явится старуха с косой.
Увы, но АБП вовремя уйти не захотела ( хотя мне так думается, что после выхода "Позови Меня С Собой" был бы самый лучший момент для подобного шага) и предпочла вместо этого выставлять себя на каждом углу в крайне неприглядных ракурсах. Когда бредовые сплетни о взаимоотношениях как с Киркоровым, так и с Галкиным перестали будоражить публику, певица принялась делать шокирующие заявления. Кто-то терроризировал девяностые людей и не давал им спокойно жить, устраивая теракты в метро и жилых домах? Да что вы, какой это террорист? Это, по мнению, АБП - весьма достойный человек, который боролся за свободу. Не хочется даже прогнозировать, к чему такие рассуждения приводят, однако давайте не будем удивляться, когда вдруг окажется, что один австрийский художник на самом деле был отличным парнем - просто слегка в сороковых годах прошлого века погорячился.
И ещё раз, для закрепления: уходи вовремя и не плюй в тех, кто любил тебя и твоё творчество. Иначе и тебя по итогу разлюбят, и творчество предадут со времен забвению - хотя в последнем есть большие сомнения, ибо песни Пугачихи как звучали во всех фильмах-сериалах, так и продолжают звучать.
Ну да ладно, песни-то ни в чём не виноваты, правда?
Пойду я, пожалуй, порву струны под "Миллион Алых Роз", давно не играл и не пел эту песню.
А АБП пожелаю на прощание нового гея мужа - помоложе и поумнее.