В последние выходные лета 2024 в Самаре прошёл очередной фестиваль Волгафест. Предлагаю общий обзор и личное впечатление. Которое, конечно, обязательно не совпадёт с чьим-то ещё.
Не задалось у меня в этом году с фестивалем с самого начала. О попытках изучить хоть что-нибудь написал в предыдущей статье. Ссылку можно найти в конце этой. Те сложности повторять не буду. Основные фестивальные мероприятия пришлись на пятницу-воскресенье. Запланировал две или три поездки. Конечно, в первый день, пятницу для осмотра дневной жизни. Вечер субботы для знакомства с вечерними программами. И по результатам, возможно, ещё и в воскресенье, для полноты картины. Однако, на обратном пути в пятницу Мироздание послало мне новый прекрасный трамвай. Очень удобный, комфортный. С кондиционером. Снежные пушки на Красной поляне слабее того кондиционера. Меня продуло на первом же вдохе. В результате все выходные провёл в обнимку с аптечкой и градусником. Ни о каком Волгафесте речи уже не было. Честно говоря, глядя на материалы в сети, нисколько об этом и не жалею. Начиная с 2022 года каждый новый фестиваль неинтереснее предыдущего. Строго говоря, тенденция идёт с 2021 года. Но тогда был юбилейный 5-й (по счёту 6-й) невероятно мощный и зрелищный фестиваль, в сравнении с которым проигрывают Волгафесты любого года.
Спустя неделю после посещения фестиваля, пытаюсь сформулировать впечатления о нём. В голове возникают два слова. Неорганизованность. Вторичность. Заявленная изначально программа постоянно подвергалась изменениям. Даты переносились, время начала мероприятий менялось, менялись и локации выступлений участников. В пятницу во второй половине часть площадок ещё только монтировалась. Все участники были максимально расслабленными, никто никуда совершенно не торопился. И этот бардак продолжается даже после завершения фестиваля. На странице в ВК начали выкладывать фотографии от профессиональных фотографов. Один из них умудрился провести две сессии 30 и 31 сентября. Я даже искренне ему позавидовал. У меня так точно не получится.
В плане оформления городка сложилось впечатление, что главной целью тут было освоение наследия Николая Полисского. Основным материалом для фестивальных объектов стали брёвна, из которых состоял его «Супрематический куб», выставленный ранее около филиала Третьяковской галереи и демонтированный перед началом фестиваля. По легенде, автор «завещал» тот куб после демонтажа на нужды других уличных художников. Кто бы мог подумать, что брёвен так много, что их хватит практически на всё. При этом особых идей у организаторов явно не было. И всё созданное отсылало именно к кубу, что выглядело абсолютно вторично.
Основной темой фестиваля была заявлена «Другие берега». Воздух странствий и открытий. Дальние земли и собственные берега, увиденные свежим взглядом. Сближение двух берегов реки, жителей на них, а также воображаемого мира с миром реальным. Идея отличная. Только на деле мало что ей соответствовало.
Пожалуй, напрямую попали в тему две площадки. Первая - «Сотворение Прорана». Она расположилась на острове Поджабный (он же Проран). Подробнее о ней и сложностях, с ней связанных, уже писал в первой части. Посетить её вроде бы можно и сейчас. Заявляется, что все арт-объекты и навигация остались и после завершения фестиваля. Только вот на фото и видео в сети (выложенных на официальной странице) не увидел я ничего, ради чего мне захотелось бы поехать. Всё те же бесконечные брёвна Полисского плюс какие-то лежбища бомжей. Кстати, обещанная уменьшенная копия кубика оказалась там, а не во дворе фабрики-кухни, как анонсировалось изначально. Возможно, ближе к зиме его перевезут. Выглядит он значительно менее интересно оригинала. Что было действительно интересно, это почитать историю острова. Оказалось, что она довольно насыщенная. Часть артефактов сохранилась до сих пор. И вот ради них приехать вполне стоит. За эту часть авторов можно честно поблагодарить.
Вторая площадка располагалась на пляже в Самаре. Это резиденции городов. В этом году на фестиваль пригласили гостей из Нижнего Новгорода, Казани, Саратова, Тольятти, Волгограда и Астрахани. Инсталляцию от Николая Полисского привезли из парка в Никола-Ленивце. Подобный опыт уже был в 2021 году. Тогда участие принимали только 4 города (Саратов, Ульяновск, Казань и Нижний Новгород). Для них на променаде набережной были построены специальные павильоны оригинальной конструкции. В этот раз гостей разместили... в металлических грузовых контейнерах. Которые просто поставили на пляже в хаотичном порядке общей кучкой. Выглядело это совершенно непрезентабельно. По наполнению, в целом, пожалуй, это была самая интересная площадка. Хотя, тут тоже кое-что вызывало недоумение.
Сердцем фестиваля 2023 года был Музейный городок, созданный силами городских музеев. По-моему, именно он и вывез хоть как-то программу прошлого года. В этом году музеи решили отдохнуть. Мало того, что их разбросало по всей территории, часть оказалась в кустах на променаде. Если не приглядываться, их можно было просто не заметить. Напрямую теме фестиваля соответствовала только площадка музея имени Эльдара Рязанова. Её авторы представили выставку, посвящённую фильмам, снятым на Волге. Чисто визуально более-менее подошло оформление музея «Зелёнка» - в форме деревянного корабля. В пятницу он напоминал скорее корабль, выброшенный штормом на берег. Постепенно приобрёл более нормальный вид. У всех остальных было что-то мало внятное с упором на мастер-классы, в большинстве детские. У трёх музеев основу составили предметы советского периода. По отдельности оно всё было ничего. Но когда это три раза... Возникло желание посмотреть в будущее, а не в прошлое. Симпатичная площадка была у Третьяковки. Но рассчитана на детей. И к основной теме не имела никакого отношения.
Условно основную тему поддержали два коммерческих арт-объекта. Шезлонг от круизного оператора и лодка от телеканала. И то, и то вполне симпатично, особенно на фоне остального. И то, и то вполне вторично. Ещё один шезлонг с прошлого августа стоит практически тут же на набережной, только что он не синенький и постоянный. Лодка была в прошлом году на фестивале от сети аптек. Только что одна, а не в окружении сетей и фанерных чаек.
С арт-объектами в этом году было совсем плохо. Абсолютно ничего запоминающегося. Основным стал проект «Выход в город». По нему я уже тоже прошёлся, повторяться не буду. История с ним такая же, как с Прораном. Я не увидел совершенно ничего интересного, ради чего стоило бы бегать по всему городу. А именно по всему городу результаты работы этого проекта и были расставлены. Для примера, около ТЦ «Гудок» возвели «Дженгу». Это такая настольная игра. Из деревянных дощечек-палочек составляют башню, каждый её уровень повёрнут на 90 градусов относительно соседних. Играющие по очереди вытаскивают палочки таким образом, чтобы башня не упала. Вот такую башню и предложил один из участников проекта. Сделана она из железнодорожных шпал. Что несомненно наполнило её бесконечно глубокими смыслами. Кроме одного. Зачем ради этого ехать к «Гудку»? От набережной довольно далеко, ничего фестивального там больше нет. По-моему, пустая трата времени. На территории самого городка также были представлены несколько объектов. Для ещё одного примера, «Доска объявлений». На грубо сколоченной деревянной доске развешаны распечатки с описаниями объектов проекта. И добавлено переговорное устройство из бумажных стаканов, соединённых верёвкой. Этот нафталин, по-моему, был свежим в конце прошлого века. Я думал, что сейчас такого уже никто не делает. В памяти осталась, пожалуй, только красная собака-барабака, плескавшаяся прямо в воде. Никакой информации о ней не нашёл. Но она подозрительно похожа на логотип портала собака.ру. Скорее всего, оттуда и приплыла. На фоне остального это было ярко и свежо. Хотя, снова не так чтобы очень оригинально. На одном из первых фестивалей гости из Ижевска уже купали в Волге красного коня.
Благодаря прекрасному новому трамваю я не увидел ничего из музыкальной и театральной программ. Специально ни там, ни там я не хотел ничего посетить. Но что-нибудь наверняка бы застал. Музыки, честно сказать, не особо и хотелось. Неподходящее время, по-моему. Знакомых имён не было. Но об уровне их интересности сказать ничего не могу. Со спектаклями тоже всё было странно. В предыдущие два года на протяжении всех фестивальных дней показывали специально созданные постановки. В этом году в пятницу уличный театр «Пластилиновый дождь» представил «Ловец снов». Зрелищный эффектный перфоманс. За последние три года - это третий его показ на городских праздниках. В субботу - спектакль «Три урока
русской словесности» от воронежского театра RAZGAR. Как раз на него я мог попасть, потому то примерно в это время и планировал приехать. Случилось то, что случилось, поэтому про него не могу ничего сказать. В воскресенье - повтор этого спектакля. Вечером ещё один - «Авиаторы» театра клоунады «Микос». Отличный, очень смешной. Показывается четвёртый раз за два года. Дополнительная сложность, связанная с этими представлениями, - они проходили на площадке для танцев. Днём здесь были различные мастер-классы и выступления танцоров. Сидячих мест организаторы не предусмотрели. Потому что танцы надо танцевать, а не смотреть. То, что вечером зрители вынуждены были либо сидеть прямо на песке, либо стоять общей толпой, видимо, для них нормально. Была ещё площадка для детских театров. В пятницу во время одного из них постоял немного неподалёку, снимая одну из соседних площадок. Только слушал, не смотрел. Впечатление... как бы помягче сказать... захотелось побыстрее уйти. С другой стороны, я уже давно и не ребёнок.
Были также перфомансы и площадки, которые работали только в субботу и/или воскресенье и которые я тоже пропустил. При этом ничего и не потерял. Традиционные воздушные змеи. В данном случае «традиционные» означает «одни и те же». Заявляют их на каждый фестиваль, выставляют по фактической погоде. Когда ветра нет, конечно, нет смысла пытаться их поднять. Каждый год демонстрируется практически одно и то же. В этом году, судя по фото, была всего пара ниток. Всё те же скат и ящерица. Осьминоги вроде бы раньше не заплывали. Ну ок, наполовину вторично.
На субботу был заявлен сап-карнавал. Всех желающих приглашали создать какой-нибудь костюм и проплыть в нём вдоль фестивального городка на сапе. Попытки сделать подобные заплывы уже предпринимались несколько раз. Только раньше это были авторские плавсредства. Много кто собирался их посмотреть. Мало кто собирался в них поучаствовать. Так же оказалось и в этом году. Плюс начало действа в процессе перенесли без предварительного анонсирования.
В воскресенье состоялась выставка ретро-автомобилей. Снова не в первый раз. И на предыдущих фестивалях это уже было. И в этом году в целом. Летом в Самаре ранее проходили две такие выставки, значительно более масштабные. А в Тольятти вообще провели отдельный специальный фестиваль. На одной из выставок я побывал, насмотрелся под завязку.
Все три дня по вечерам проходили огненные шоу. Которые, во-первых, изначально были заявлены на 19.30. Что сразу показалось мне странным. Несмотря на то, что сейчас темнеет значительно раньше, чем в начале лета, в половине восьмого всё-таки ещё светло, никакого огня просто не видно. Видимо, столкнувшись с этим обстоятельством непосредственно в лоб, организаторы перенесли их на значительно более позднее время. Не предупредив об этом дополнительно. Во-вторых, эти шоу проводятся, по-моему, начиная с 2021 года. Судя по фото в сети, всё это время демонстрируется одна и та же программа. Даже костюмы как будто не изменились. Также несколько лет завершение каждого дня сопровождается большим костром около главной сцены. На фотографиях и видео он выглядит очень эффектно. Один раз я имел удовольствие поприсутствовать. Дымом пропахло полностью всё, включая нижнее бельё. Тот случай, когда лично мне одного раза достаточно.
В программе также были многочисленные (я бы даже сказал, бесчисленные) мастер-классы и лекции. Которые у меня остались бы за кадром в любом случае. Не люблю я это. Я за визуал, а не за послушать.
В целом, честно сказать, впервые мне не хотелось ехать на фестиваль. Буквально заставил себя всё-таки выбраться. Как оказалось, зря. В этом году вполне можно было бы пропустить. Хотя, если не искать смыслов, не пытаться анализировать и сравнивать, жить текущим моментом и ни о чём не задумываться, удовольствие получить вполне можно было. Кто-то, наверное, именно так и сделал. Но, что показательно, на странице в ВК очень мало комментариев. Очень. А те, что есть, только хвалебные. Я ни на что не намекаю. Я совершенно точно знаю, что отрицательные отзывы там просто удаляют.
Возможно, что всё это - следствие скромного финансирования. Что в текущих условиях вполне понятно. Но именно принимая во внимание эти текущие условия, можно было не мучить себя и других и просто изменить формат фестиваля. Ограничиться Прораном и «Выходом в город», оставив их работать до конца тёплого сезона. Только вложиться в них нормально. В том числе и идеями. Было бы значительно оригинальнее и уместнее. Тем не менее, очень слабая надежда на будущее сохраняется. В 2025 году должен быть 10-й фестиваль. Юбилей ещё круче пятилетия. Можно ожидать чего-то более интересного. Если в следующем году вообще будет кому и для кого этим заниматься.
Спасибо тем, кто осилил столько много букв. В качестве иллюстрации предлагаю посмотреть на главную входную группу. Я её уже показывал всё в той же первой части. Только тогда её (группу) ещё монтировали, и было непонятно, что будет в результате. А в результате - всё та же невнятная и вторичная композиция с отсылкой к кубу Полисского. Добавились только плакаты с логотипом фестиваля и схема и программа, отпечатанные на сетке, что сделало их малочитаемыми.
Продолжение рассказа о фестивале, вероятно, рано или поздно будет. Все материалы по нему, если что, в отдельной подборке.