Гроб из Афганистана получили, но что было там!.. К сожалению, исповедь вдовы лейтенанта Шиньковича В.В. - это далеко не единственный подобный случай. Иногда в гроб было попросту нечего положить, кроме горстки пепла. Есть выходящие из ряда вон случаи, когда после похорон, мать "погибшего" узнавала, что сын жив, или, когда родственники настаивали на эксгумации и выяснялось, что в гробу неизвестный. Было. Об этом мы писали. Но с годами эти истории обрастают деталями и мы приняли решение дополнить эти истории подробностями.
Ссылка на фильм-интервью (исповедь) Шинькович Алевтины Николаевны:
Алевтина Николаевна сетовала на то, что ей не удалось поговорить с сослуживцами мужа, непосредственными участниками того боя. И вот, неожиданно нам написал письмо сослуживец Шинькович В.В., в котором рассказал о себе и о том, что хорошо знал Владимира Шинькович и его жену.
Мы передали контакт сыну Владимира Шинькович - Юрию. Это было важно. Теперь они общаются.
В Афганистане работали в основном с 56-ой десантно-штурмовой бригадой
О тех событиях с Шинькович могу рассказать без всяких прикрас. Мы выходили из ущелья очень высоко на 5400 (потолок головой чувствовали) над уровнем моря, а так 4600 и по нам доставали... Высоко-то высоко, а в ущелье горы тоже высокие. И с них по нам шарахнули из ДШК. Это было днем раньше. Пришлось делать "Кобру Пугачева" на МИ-8. До этого уже были проведены с нами такие занятия. Там ошибаться нельзя, можно отрубить балку и для вертолёта МИ-8 это исключение из пилотажа, а не правила. Огненная трасса шла впереди веером по курсу. Мы её ясно видели. Борт аккуратно поставили на дыбы, насколько это было рискованно возможно. Вертолёт фактически остановился в воздухе, а потом надо уйти на левую педаль, влево - и на спираль со снижением... а потом уже воевать с нижнего уровня... Получилось.
Шиньковича знаю. Он там же...
...я их всех знаю... и Алевтину тоже, её у нас звали "Вятская княгиня" Очень обидно, что к ним так отнеслись в воинской части... им предложили освободить квартиру в гарнизоне, не предоставив ничего взамен и даже не позаботились об этом... И Алевтина отправилась в "двушку" к матери с тремя малышами. Да, не каждая и родная мать примет. Ей надо было постоять хоть немного на очереди, в гарнизоне бы и помогли. Где был женсовет? Спихнули и все, управились так. Плюнуть бы им в рожу, тем негодяям... слов других нет! И сколько всего такого приходилось терпеть...
Про то, что Володя Шинькович жив остался - шанс стремится к нулю, маловероятно, что кто-то из них остался жив. Их вертолёт попал под ДШК, и притом - с двух сторон! Он носом пошел вниз...
В Афганистане летал в грузинском экипаже, наверное поэтому и жив остался...
На Бараках (3-ий батальон 56 ДШБ, здесь же и спецназ под конец стоял) - мы и упали... (Бараки - история с Доманским). Слава богу днём, на взлете, упали между двух орудий ВДВ... но обошлось! Там заход на посадку сложный, в развороте по склонам гор, а ночью там вообще нереально. Видимость никакая. Хотя, один наш командир садился и ночью... рисковый был ...а потом он горел под нами в Панджшере... "разложился". И ещё раз у него было - разбился в одной аварии...
Мы летали, даже брони почти не было на вертолёте. А пули получали прямо по стеклу... Потом про нас вспомнят, как-нибудь... на чём и как мы выполняли задания.
Я летал с разными командирами и знал их возможности, если с третьего захода посадка не удавалась...четвертую делать было уже нельзя. Даже летчикам 1 класса, с большим стажем не все сразу удавалось в Афгане. Некоторые понимали что "отлетались"... и по здоровью (сердце, приступ и т.д.), не сразу понимали во что они вообще попали.
В первый же наш вылет на Бамиан - мы чуть не погибли. Попали на 5000 в турбулентный след от МИ-6-го, хотя и шли на удалении км -полтора. "Восьмерка" у нас завалилась и пошел срыв потока по несущему винту. "Режим вихревого кольца". Вертолёт ощутимо тряхнуло и его так начало "колбасить" с раскачкой, ощущение было такое, что троса лопнули в балке. Лётчики начали натягивать подвесные от парашютов и проверять ручки блистеров, готовились прыгать. Приборы в норме, но теряем высоту, а летим над Кабулом... Это и спасло, а то бы пилоты сразу свалили за борт. Вертолёт то неуправляется, стали таскать ручку, уводить его в сторону от города. А потом он потихоньку начал "дышать", провалились на все 800 м.!
Шел с аэродрома - ноги трясутся. Пилоты такие же, с трясущимися руками. Комеск старый, сразу заметил и спросил, как отлетали. Да хeрово, и все ему рассказал. И он поставил меня в другой экипаж с более опытными летчиками из Грузии, о чем я потом и вовсе не пожалел, отлетали с ними классно!!! Я реально сделал и свой вклад, что летающий металлолом, старый МИ-8 дожил до КВР-а, но у него уже расходилась хвостовая балка по швам и управление было попросту ушатанным. При перегонке из Кундуза нашелся только один смелый экипаж, остальные благоразумно отказались, гарантий не было уже никаких...
Гроб без трупа "погибшего" в Афганистане
Алевтина Николаевна Шинькович, вдова, а может и нет?! Наш фильм "Ташакор" попал в поле зрения одного из трех сыновей Алевтины Николаевны.
Юрий (сын Алевтины Николаевны) сообщил мне о том, что в нашем фильме "Ташакор" идёт повествование о его отце, возможно! Речь идет о фрагменте ленты, когда начальник розыскного отдела военной контрразведки рассказывает о пустом гробе, отправленном для захоронения по месту жительства с балластом для веса. Экипаж МИ-8 три человека. Первого пилота ПСО (поисково-спасательный отряд) нашли на месте падения машины, труп второго пилота выкупили у душманов контрразведчики, а третий пропал. Чтобы семья получала положенные выплаты - сослуживцы решились отправить гроб с балластом. Возможно именно так и поступили с Шинькович Владимиром Владимировичем, оформив гибель по регламенту для погибших в Афганистане - отправили на родину гроб без трупа.
Эта история стала очень похожей, поэтому сын Алевтины Николаевны обратился к нам.
Когда на нашего контрразведчика вышел представитель одной из душманских групп с предложением обменять советского вертолётчика на тунисского шпиона, который находится в заключении в правительственной тюрьме Пули-Чархи, предоставив описание, как они пленили вертолётчика, время и место...
Сопоставив информацию и факты - я выступил перед коллегами с предложением отснять интервью Алевтины Николаевны Шинькович. Меня поддержали. Мы получили согласие её сыновей и самой Алевтины Николаевны, и поехали в Киров.
По пути следования не раз задумывался о том, что это возможное совпадение, домыслы родственников, тем более Шинькович Владимир Владимирович не числится пропавшим без вести в Афганистане. Однако, по мере знакомства с материалами и воспоминаниями родственников - я стал склоняться к тому, что в жизни может произойти всё, что угодно. Мы помним историю Владимира Каширова, которого похоронили дома, а через некоторое время врач-француз передал записку нашим дипломатам во Франции от Владимира, в которой он сообщал, что живой и находится в плену...
На наших глазах разворачивается драматическая история женщины - пронзительное откровение из щедрой на то афганской войны.
Ожидание с афганской войны - всем смертям назло!
- Я уверена, что Володя остался жив!..
Если так случится, что Володя Жив и где-то находится... возможно у него есть семья, возможно он где-то под другой фамилией живёт... - чтобы он знал, что дети помнят его и ждут!..
- Я бы очень хотела, чтобы он их увидел!.. и что детьми он может гордиться... Дети выросли хорошие... и что у него растёт три внука и одна внучка, которые тоже будут рады видеть его!
- Меня зовут Гриша, я хороший. Дед, если ты жив, приезжай к нам скорей!