Слово семнадцатое. О Евангелии.
«Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10).
Возлюбленные христиане! Нет ничего нам, грешным, приятнее, любезнее и слаще, чем Евангелие. Не так благоприятен алчущим хлеб, жаждущим – питье, плененным и сидящим в темнице – свобода, как грешникам, познающим свое бедствие, – Евангелие. «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10). Это сладчайший голос Евангелия. Кто Он, Сын Человеческий? Это Сын Божий, Царь Небесный и Сын Царя, Отцом Своим Небесным к нам посланный, восхотевший ради нас назваться Сыном Человеческим. Ради чего Он пришел? Взыскать и спасти нас, погибших, и привести в вечное Свое царство. Что может быть нам, погибшим, благоприятнее и вожделеннее этого?
Но посмотрим, что такое Евангелие, чего оно от нас требует и кому оно проповедуется?
1) Евангелие, по самому названию – всерадостная весть. Оно проповедует всему миру Христа, Спасителя мира, «Который пришел взыскать и спасти погибшее».
Слушайте, все грешники погибшие, слушайте сладчайший голос Евангелия! Оно обращается ко всем нам: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».
Страшно нам быть в грехах пред Богом – Евангелие проповедует, что грехи нам отпускаются ради имени Христа и что Христос есть наше оправдание перед Богом. В Тебе, Спаситель мой, Иисусе, Сыне Божий, оправдаюсь, Ты моя правда и освящение.
Страшно нам быть под гневом Бога – Евангелие проповедует, что Христос нас примирил с Богом и, «придя, благовествовал всем мир, дальним и ближним» (Еф. 2:17).
Страшна нам клятва законная, ибо что все мы грешники. Она подвергает грешника и временному, и вечному наказанию. Евангелие же проповедует, что Христос «искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал. 3:13).
Страшна нам смерть – Евангелие проповедует, что Христос есть наше воскресение и жизнь.
Страшна нам геенна и ад – Евангелие проповедует, что Христос избавил нас от ада и всего того бедствия.
Страшно нам отлучиться от Бога и вечного Его царствия – Евангелие проповедует, что «всегда с Господом будем» (1Фес. 4:17) в вечном Его царствии.
Это благословенные христиане, сладчайший голос Евангелия. Итак, «вкусите и видите, как Благ Господь» (Пс. 33:9)! «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Cвоего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него. Верующий в Него не судится» (Ин. 3:16–18). «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой, и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего» (Лк. 1:68–69).
2) От нас требуется, христиане, чтобы мы эту небесную и сладчайшую весть, с неба присланную, благодарно приняли, и Бога, Благодетеля нашего, даром так нас помиловавшего, всегда от чистого сердца благодарили, и Ему от благодарности святое послушание и угождение оказывали. Ибо сама совесть увещевает и убеждает нас быть благодарными к благодетелю. Возлюбил Он нас, недостойных, – возлюбим и мы Его, достойного всякой любви. Любовь требует не оскорблять любимого. Всяким грехом Бог оскорбляется. Уклонимся от всякого греха, и сотворим святую волю Его, и не оскорбим Его, столь Милостивого нашего Отца и Благодетеля. «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли», – и прочее (см. Мф. 6:10).
3) Кому проповедуется Евангелие? Христос нам отвечает: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем» (Лк. 4:18). То есть тем людям, которые, познавая свои грехи, видят свою нищету, бедность и окаянство, и имеют сердце, сокрушенное страхом суда Божиего и печалью. Таковым Евангелие и проповедуется, как прилагается изъязвленному телу живительный пластырь.
Слушайте, печальные и сокрушенные души, слушайте пресладкий голос Евангелия: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Этот живительный пластырь пресладкого Евангелия к изъязвленным душам нашим прикладывайте, этим спасительным врачевством исцеляйте сокрушенные ваши сердца.
«Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Взыщет и спасет и вас, поскольку и вы из тех, которых Он пришел взыскать и спасти. Признаете и исповедуете себя грешниками пред Богом – отпускаются и вам грехи ради имени Христова. Каетесь за грехи и «печаль ради Бога» (2Кор. 7:10) имеете – готово и вам спасение от Бога. Ибо «верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1Тим. 1:15). Святой Дух говорит вам через Своего служителя: «Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит» (Пс. 50:19). Эту жертву кающееся и сокрушенное сердце приносит Богу, и она для Него приятнее всякого приношения. На такую жертву милостиво смотрит Бог и ниспосылает Свою благодать (см. Ис. 66:2).
Отсюда видишь, христианин, что Евангелие не полезно тем христианам, которые бесстрашно и беззаконно живут, своих грехов, нищеты и бедствия своего не познают и сокрушенного сердца не имеют. Ибо какая польза камню от елея? Пластырь к ране прилагается, и врачевание подается познающему и признающему свою немощь. Таким людям говорится: «Покайтесь, сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак. 4:9–10). И еще: «Уже и секира при корне деревьев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3:10).
Грешники! Убоимся Страшного Суда Божиего, и постараемся иметь сердце сокрушенное и смиренное, чтобы и нам от Евангелия, как от спасительного источника, черпать живую воду прохлады и утешения, и души наши напоевать, и так получить вечную жизнь о Христе Иисусе, Господе нашем. Ему же будет слава со Отцом и со Святым Духом во веки веков. Аминь.
-------------------------------------
святитель Тихон Задонский (Соколов)
Краткие нравоучительные слова
https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonskij/kratkie-nravouchitelnye-slova/#0_2