Адописные иконы никто не видел, но их все боялись.
В XIX столетии в СМИ регулярно стала появляться информация об иконах, под рисунками которых можно было найти черта или дьявола, либо как минимум пририсованные рожки у святого. Такие творения наводили ужас на крестьян, и за сюжеты иконы прозвали адописными.
Первое упоминание о таком дьявольском изображении относится к XVI веку в житие Василия Блаженного, а массово о них стали говорить спустя еще три столетия.
Такие иконы представляют собой рисунок святого, под которым скрывается дьявол, бес или черт, либо дьявольская атрибутика. Неблагочестивые иконописцы сначала рисовали представителей ада, затем закрашивали их, а сверху рисовали Христа или какого-нибудь святого. В итоге во время молитвы человек обращался не к святому, а к бесам. Верующие думали, что в таком случае слова действовали в обратном направлении. На Руси такую иконопись считали разновидностью черной магии. Так зачем же создавали такие изображения?
Проделки староверов
Одна из самых распространенных версий гласит, что такие иконы рисовали старообрядцы, и делали они это намеренно. Дело в том, что староверы не приняли фряжское иконописное письмо, которое появилось на Руси под влиянием Запада. Его особенностью было реалистичное изображение святых и действительности.
Для того, чтобы отпугнуть народ от таких икон, старообрядцы стали рисовать под ними чертов и бесов. Стоило отколупнуть краску, и под ней сразу же появлялся тот, кто мог бы устроить пляски во время апокалипсиса. Как итог ― многие просто боялись покупать иконы. Доходило до того, что если на изображении со временем появлялись трещины, то икону вообще могли забраковать, решив, что на ней под слоем краски прячется изображение дьявола.
Всего лишь бизнес
Но староверы ― это лишь одна из версий, возможно, перерисовка икон ― это хитрая бизнес-модель. Писатель Николай Лесков увлекался иконографией, и адописные иконы, конечно же, его тоже заинтересовали. Он изучал истории о них, а позже даже посвятил им целый очерк. В особенности интересен рождественский рассказ «Запечатленный ангел», в котором Лесков изобразил одну из версий происхождения адописных икон. И она весьма прагматична: художники создавали такие рисунки намеренно, чтобы заработать денег.
По сюжету рассказа, проходимцы работали в паре: один продавал адописные иконы, а второй ― обычные. Когда человек совершал покупку у первого художника, второй обязательно намекал на обман и предлагал содрать краску, под которой моментально находились чертики. Крестьян подобные ситуации приводили в ужас, и они покупали несколько икон у «честного» художника.
Всего лишь шутка
Есть и третья версия: возможно, адописные иконы ― это всего лишь шутка. Например, Максим Горький непродолжительное время работал в иконописной мастерской, и ради шутки он постоянно подбивал мастеров подрисовывать святым рога. Когда он оттуда ушел, ему даже подарили икону с бесом, и Горький с ней никогда не расставался.
Недопонимание
Вообще изображение чертов, бесов и дьявола фигурируют на иконах о Страшном суде и в сюжетах об искушении праведников. Так что вероятно, крестьяне просто были под впечатлением от таких изображений, и боялись, что подобная картина окажется под рисунком святого. Это версия вполне похожа на правду, ведь адописных икон никто никогда не видел: о них только ходили истории.
Почитайте про Боровск ― современный город старообрядцев, а еще мы рассказывали, почему русские цари почитали юродивых и блаженных.