Я думаю, после прочтения данной заметки Грете Тунберг можно перепрофилироваться и забыть про свои ветряки с угольными шахтами, поскольку обозначился враг куда пострашнее - КНР. Лезь на трибуну и ори. Авось, деньжат под это делол подкинут.
Враг то, реально, прям ужасный. По крайней мере, именно так написано в очередной страшилке от CNN:
Запад попал в ловушку Китая. Без него чистой энергии не будет
Соединенные Штаты и Европа стремятся сократить лидерство Китая в области чистых энергетических технологий, предоставляя субсидии местным производителям и повышая пошлины на китайский импорт, что является ярко выраженным протекционистским шагом.
Доминирование Китая в цепочках поставок чистой энергии представляет собой головоломку для правительств, пытающихся экологизировать свою экономику и достичь быстро приближающихся климатических целей, одновременно защищая целые отрасли и тысячи рабочих мест от потока дешевого импорта .
Без китайских электромобилей, солнечных панелей, ветряных турбин и аккумуляторов сокращение загрязнения, вызывающего нагревание планеты, может занять больше времени и в конечном итоге привести к увеличению расходов для предприятий и потребителей.
Однако Западу необходимо избежать повторения ошибки Европы, которая стала чрезмерно зависимой от единственного поставщика — России — дешевого газа, и он хочет получить экономические выгоды от разработки собственных технологий будущего.
«Мы увидели сценарий того, как Китай пришел к доминированию в отрасли солнечных панелей... предоставляя огромные субсидии отечественным поставщикам, в то же время... закрывая внутренний рынок для иностранных компаний», — заявила в апреле глава Европейского союза по вопросам конкуренции Маргрете Вестагер, объявив о расследовании деятельности китайских производителей ветряных турбин. «В результате в настоящее время менее 3% солнечных панелей, установленных в ЕС, производятся в Европе».
«Мы не можем позволить себе повторить то, что произошло с солнечными панелями, с электромобилями, ветряными электростанциями или основными микросхемами», — добавила она.
Растущая глобальная конкуренция в области зеленых технологий усиливает напряженность между Китаем — крупнейшим в мире производителем — и его основными торговыми партнерами. США и ЕС заняли жесткую позицию в отношении импорта из Китая, при этом Вашингтон повысил пошлины не только на электромобили страны, но и на аккумуляторы, солнечные панели и критически важные минералы.
«Конкуренция за позиции в экономике чистой энергии является жесткой, поскольку она касается не только проблем изменения климата», — заявил журналистам в недавнем телефонном разговоре Фатих Бироль, генеральный директор Международного энергетического агентства (МЭА).
«Это обусловлено проблемами промышленной политики: кто и какое положение займет в следующей главе промышленных технологий».
Чистая энергетическая сверхдержава
На данный момент лидирует Китай. В прошлом году на страну пришлось три четверти мировых инвестиций в производство чистых технологий, хотя это и меньше, чем 85% в 2022 году, по данным МЭА .
В этом году планируется инвестировать $676 млрд в чистую энергию в целом на фоне устойчивого спроса на солнечные панели, литиевые батареи и электромобили. Это более чем вдвое превышает прогнозируемые инвестиции США в размере $315 млрд и намного опережает инвестиции ЕС в размере $370 млрд.
Эти огромные инвестиции превратили Китай в крупнейшего в мире и самого дешевого поставщика многих технологий и важнейших минералов, необходимых для перехода к чистой энергетике.
По данным МЭА, китайские автопроизводители произвели более половины всех проданных в мире электромобилей в прошлом году. Глобальные производственные мощности для электромобилей и промышленных аккумуляторов, ветряных турбин и солнечных панелей также сосредоточены в Китае.
Похожая картина возникает, когда речь заходит о критически важных минералах, необходимых для электромобилей и других зеленых технологий. Более половины мировой переработки лития и кобальта происходит в Китае, как и почти вся переработка графита, используемого в электромобилях, и редкоземельных элементов, необходимых для генераторов ветряных турбин.
Фактическая монополия Пекина на обработку некоторых критически важных минералов несет в себе особые риски для глобального зеленого перехода. В прошлом году Китай ввел экспортный контроль на галлий и германий — редкоземельные металлы, необходимые для производства полупроводников — в ответ на ограничения США, Нидерландов и Японии на экспорт некоторого полупроводникового оборудования в Китай.
Позднее Пекин ужесточил контроль за поставками графита, используемого в электромобилях.
Замедление перехода
Вторая по величине экономика мира не скрывает, что хочет экспортировать больше «новой тройки» своей продукции, а именно электромобилей, литиевых аккумуляторов и солнечных панелей.
Однако, объявив в июне о существенном повышении пошлин на электромобили из Китая, исполнительный орган ЕС заявил: «Зеленый переход ЕС не может основываться на несправедливом (субсидируемом) импорте за счет промышленности ЕС».
Хотя тарифы могут защитить местных производителей, эксперты утверждают, что они могут помешать переходу на экологически чистую энергию, а также увеличить издержки для предприятий.
Электромобили, предназначенные для экспорта в порту Тайцан в Сучжоу, Китай, на фото апрель 2024 года.
«Нет сомнений в том, что мир стал слишком зависим от Китая, особенно в плане сырья для экономики чистой энергии», — пишут ученые Дэвид Г. Виктор и Майкл Р. Дэвидсон в недавней статье в Brookings . «Но правильный способ ответить на доминирование Китая — это не введение обширных пошлин».
Они утверждают, что тарифы «на целые отрасли», подобные тем, что приняты Вашингтоном, повышают стоимость китайского импорта, что «усложняет задачу для тех, кто хочет использовать солнечные панели или батареи для сокращения выбросов».
Попытка перейти на зеленую экономику без Китая «замедлит (энергетический) переход», — сказал Виктор, профессор инноваций и государственной политики Калифорнийского университета в Сан-Диего, в интервью CNN. «Это плохо для окружающей среды».
Аналогичным образом, в прошлом месяце главный экономист Международного валютного фонда Пьер-Оливье Гуринша предупредил, что недавний «всплеск» тарифов и других протекционистских мер может «затруднить координацию политики, направленной на решение глобальных проблем, таких как изменение климата».
Сотрудник тестирует цилиндрические элементы на заводе по производству литий-ионных аккумуляторов, используемых в электромобилях, в июне 2024 года в Фучжоу, Китай.
Любая задержка в переходе на чистую энергию обернется тяжелым бременем для планеты. Согласно отчету , опубликованному в среду McKinsey Global Institute, внедрение технологий с низким уровнем выбросов во всем мире составляет всего около 10% от уровня, необходимого для достижения нулевых выбросов углерода к 2050 году — цели, которую, по словам ученых, мир должен достичь, чтобы избежать катастрофического изменения климата .
Тем временем издержки, связанные с изменением климата, продолжают расти — наиболее очевидно из-за более частых и интенсивных стихийных бедствий, — и больше всего от этого страдают беднейшие страны.