Найти тему
Колодец веков

Как Маккавеи победили Селевкидов

Маккавеи подняли восстание евреев против империи Селевкидов и ее царя Антиоха IV Эпифана. Это история восстания Маккавеев. Во 2 веке до нашей эры произошел стремительный взлет небольшой еврейской семьи, которая выступала против тирании империи Селевкидов и ее царя Антиоха Эпифана, человека, который считал себя Богом и пытался уничтожить религию иудаизма и ее народ. Еврей по имени Матиас и его пятеро сыновей восстали против этого угнетения и возглавили то, что впоследствии стало известно как восстание Маккавеев, в ходе которого родились герои, были свергнуты тираны и нация возродилась. Антиох IV, царь Азии, хотел, чтобы его подданные называли его “Эпифан”, что означает “Богоявленный”. Однако после того, как мы стали свидетелями его странного и непредсказуемого поведения, за ним закрепилось новое прозвище “Эпуманес” — “Безумный”. Несмотря на свое потенциальное безумие, Антиох Эпифан, несомненно, был влиятельной фигурой, к которой следовало относиться серьезно. В 170 году до нашей эры, завоевав Египет, Антиох обратил свой взор на Иерусалим, как только там вспыхнуло восстание. В то время как Иудея была вассальным государством суверенной империи Селевкидов, еврейский народ долгое время питал неприязнь к грекам за их властный характер и стремление к независимости, хотя империя Селевкидов позволяла еврейскому народу сохранять свою культуру и религию. Интересно, что предполагаемое “восстание”, которое Антиох так стремился подавить, возможно, даже не касалось его и, возможно, было просто междоусобицей между самим еврейским народом из-за его лидерства. Тем не менее, разгневанный сверх всякой меры тем, что он считал проявлением нелояльности со стороны евреев, Антиох двинулся на Иерусалим и депортировал 10 000 из них, прежде чем совершить непростительный грех - войти в Святая святых Храма, место, куда могли входить только высшие священники. Помимо этого, Антиох похитил из Храма и Святая Святых все золото и сокровища и постановил, что восставшие евреи отныне будут поклоняться ему как своему тезке — Богу. Неудивительно, что евреи резко отреагировали на указ отказаться от своего Бога и поклоняться безумцу Антиоху. Царь Селевкидов отреагировал на это известие даже более решительно, чем на восстание; он решил отказаться от правил терпимости, которые долгое время поддерживали единство его империи, и попытаться полностью искоренить иудаизм. В 167 году до н. э. об истинной порочности и жестокости Антиоха IV Эпифана стало известно, когда он захватил и разграбил Иерусалим в субботу. Он не только предал мечу тысячи жителей Иерусалима, но и объявил иудаизм незаконным и караемым смертной казнью. Любой, кто исповедовал эту религию или следовал ее законам, таким как соблюдение субботы или обрезание, подлежал смертной казни, часто ужасной. Распятие на кресте стало нормой для практикующих евреев, а других сжигали на кострах или сбрасывали с городских стен — как взрослых, так и младенцев. Даже знания Торы было достаточно, чтобы заслужить смертный приговор; Священная книга была запрещена в стенах Иерусалима, и ее экземпляры были уничтожены, а владельцы книги убиты. Антиох Эпифан не остановился перед пытками евреев. Он хотел полностью искоренить веру. Он осквернил знаменитый храм свиньями, а затем заново посвятил его греческому богу Зевсу. Епифан, все еще убежденный в своей божественности, заставлял людей приносить ему жертвы в храме, в то время как внутри происходили оргии. Чтобы добавить еще больше оскорблений, Антиох IV построил крепость в стенах Иерусалима под названием Акра. Убедившись, что его преследование евреев увенчалось успехом, Антиох назначил грека Менелая надзирать за городом, а сам вернулся в Антиохию, чтобы отпраздновать то, что он считал крупной победой. Однако жестокость Антиоха Эпифана, как это часто бывает в истории, привела к прямо противоположному результату, к которому он стремился. Вместо того чтобы запугать евреев, он укрепил их. Вместо того, чтобы отказаться от своей веры, он придал им смелости. Сторонники Антиоха пытались заставить жителей небольшой деревни недалеко от Иерусалима совершать святотатственные подношения Антиоху и другим греческим божествам. Среди горожан был священник по имени Матиас и его пятеро сыновей. Не желая отказываться от своей веры и совершать жертвоприношение, Матиас разгневался, когда другой еврей подчинился и попытался подчиниться грекам. В порыве ярости от этого осквернения Матиас выхватил меч и убил оскорбившего его еврея, а затем зарубил агента Антиоха и уничтожил место жертвоприношения. В этот момент Матиас и его сыновья поняли, что жребий брошен. Они напали на королевских агентов и убили их, и их мятеж не останется безнаказанным. Сбежав в горы со своими сыновьями, Матиас призвал тех, кто хотел соблюдать Законы и Завет, присоединиться к ним в предстоящей войне против Антиоха Эпифана и империи Селевкидов. В то время как старый священник и отец Маттиас вскоре погиб, руководство восстанием перешло к его третьему сыну Иуде, которому вскоре дали имя Иуда (или Иегуда Джуда) “Маккавей” (или Маккавей-еврей). Затем термин "Маккавей" стал прозвищем, которое стало ассоциироваться с каждым человеком, участвовавшим в восстании, поскольку оно стало более официально известно как восстание Маккавеев. Независимо от значения этого слова, Иуда Маккавей вскоре показал себя грозным противником. Избранный своим отцом на пост лидера после его смерти благодаря его мужеству, вере и силе духа, несмотря на то, что он был третьим сыном, Иуда мудро решил, что правильным курсом действий было бы вести партизанскую войну против Антиоха и империи Селевкидов по мере того, как их сила возрастала. Когда сторонники восстания Маккавеев хлынули на иудейские холмы, чтобы увеличить свою численность, пятеро сыновей Матиаса фактически одержали победу над греками. Их первое настоящее испытание произошло, когда войска Маккавеев, все еще находившиеся в зачаточном состоянии, столкнулись с гораздо более многочисленной армией сирийских греков, которую поддерживали Селевкиды из Иерусалима. Используя внезапность в своих интересах, Иуда и его небольшая армия из 600 человек ночью напали на сирийские войска и нанесли им сокрушительное поражение в битве при подъеме на Левону. Возможно, в предчувствии того, что должно было произойти, Иуда вызвал предводителя сирийской армии Аполлония на поединок. Иуда взял меч Аполлония после того, как Молот сразил грека. Это был меч, который Иуда носил с собой до конца своей жизни в походах против империи Селевкидов, демонстрируя неповиновение тому, что было сделано с его народом. Началось восстание Маккавеев. Ободренные этими успехами, маккавеи под предводительством самого Маккавея быстро обратили в бегство гораздо более многочисленную и опасную армию Селевкидов, посланную, чтобы напасть на них. Одержав две важные победы, Маккавеи обрели уверенность в себе, а также возросли в значимости для империи Селевкидов — им больше не приходилось сталкиваться с символическими силами, посланными для подавления незначительного мятежа, теперь они столкнулись с большими и хорошо оснащенными армиями, возглавляемыми хитроумными полководцами Селевкидов Никанором и Горгием. Горгий и Никанор хитроумно решили не допустить, чтобы Иуда и Маккавеи встретились с ними в открытом бою. Вместо этого Селевкиды планировали напасть на ничего не подозревающих евреев ночью в их лагере и разгромить их кавалерийской атакой, которая даже не дала бы им времени взять себя в руки. Однако Иуда Маккавей в очередной раз перехитрил своих врагов. Горгий не смог найти их в горной местности, и Иуда, разгадав его план, заставил свою армию продолжать движение всю ночь, чтобы скрыться от них. Выбрав подходящий момент, Иуда переломил ситуацию при Горгии. Войска Иуды атаковали и разгромили третью армию, посланную им навстречу, пока греки отдыхали в своем лагере.

Ситуация для Антиоха Эпифана и империи Селевкидов в Иудее была теперь тяжелой. Антиох был настолько уверен в слабости еврейского восстания, что отправился вести кампанию в Персию, оставив во главе ее вице-короля Лисия. Однако, когда до него дошли известия о том, что Маккавеи вышли на тропу войны и разбили три армии Селевкидов, его дипломатическая политика резко изменилась. Вместо того чтобы быть Антиохом IV Эпифаном, Богом-царем, убивавшим евреев и осквернявшим Святая святых и Храм, он превратился в раскаявшегося человека, чтобы предотвратить ярость Маккавеев и спасти свою империю. Антиох вновь пообещал евреям свободу вероисповедания и позволил им следовать своим законам. Хотя эллинизированные евреи (те, кто перенял греческие обычаи) поддержали это заявление и считали битву выигранной, такого мнения придерживались не все. Неудивительно, что у Иуды “Молота” и Маккавеев было мало времени для извинений или изменения взглядов. Даже если бы они согласились на сделку, их жизнь просто вернулась бы к тому, какой она была до террора, — к свободе вероисповедания, но к постоянной жизни под пятой и суверенитетом Селевкидов. Маккавеи отвергли это предложение под бой военных барабанов. Что касается Антиоха IV Эпифана, то он перенес недолгую и мучительную болезнь и скоропостижно скончался в 164 году до н.э. Хотя “Богоявление” погибло, война за независимость продолжалась. После смерти Антиоха IV Эпифана и падения империи Селевкидов в Палестине Маккавеи, казалось, были готовы завершить то, что начали три года назад, когда старый священник Матиас расправился с отступником и греком, чтобы начать восстание. В 164 году до н.э. именно это и произошло. Иуда Молот и его войска успешно отвоевали Иудею у Селевкидов. Он даже снова завоевал Иерусалим - за исключением крепости Акра, которая удержала его с помощью сильного гарнизона. Завоевание Иерусалима в 164 году до нашей эры стало знаменательным событием — не только для Маккавеев, но и для истории и для современного еврейского народа. Когда Иуда увидел, в какое плачевное состояние пришел храм во время правления Антиоха IV, его печаль была огромной, но решимость - еще большей. Иуда заново освятил Храм и зажег свечи — и они продолжали гореть, несмотря на нехватку масла в городе. Таким образом, торжество Маккавеев и повторное освящение Храма до сих пор празднуются в еврейской традиции Хануки. Иуда и его братья продолжали кампанию по всей Палестине, одерживая множество побед и разрушая святилища ложных божеств, куда бы они ни направлялись. Даже когда Маккавеи терпели поражения, все, казалось, складывалось в их пользу, и империя Селевкидов, наконец, предоставила евреям свободу следовать своим законам, поскольку их внимание переключилось на борьбу с восстаниями у себя дома, в самой Антиохии. Однако могущественные Селевкиды не собирались так просто отказываться от своих внешних территорий. Отвоевание Иерусалима имело для них первостепенное значение, и оно было успешно осуществлено старым врагом Иудеи, генералом Никанором. Это грандиозное поражение положило начало финальной схватке между Иудой и Никанором. Чтобы быстро закончить битву, Молот решил, что правильнее всего будет напасть на самого Никанора, чтобы убить его и заставить его армию сдаться. Иуда успешно выполнил это ужасное задание, символическим жестом отрубив Никанору голову и руку. Однако времена Селевкидов, позволявших Маккавеям свободно передвигаться и чувствовать себя комфортно в Иудее, прошли. В 160 году до н. э., когда Иуда пытался договориться с Римской империей о помощи против греков, огромная армия Селевкидов численностью более 20 000 человек двинулась на него, стремясь вырвать у евреев полный контроль над Иудеей. Это сражение получило название битва при Эласе, и в нем противостояли силы маккавеев и полководца Селевкидов Вакхида. Как и во многих исторических конфликтах, существует несколько версий того, что произошло на самом деле. В библейской книге Маккавеев, считающейся очень точной с исторической точки зрения, говорится, что, увидев мощь сил Селевкидов, сражавшихся против них, многие из Маккавеев призвали Иудею уйти с поля боя, чтобы сразиться в другой раз, поскольку решительное сражение с такими силами было безнадежным. Несмотря на то, что армия противника намного превосходила его по численности, Молот отказался сдаться грекам. Многие из его последователей покинули его и планировали вновь вступить в партизанскую войну, в то время как сам Иуда и его оставшиеся солдаты - 1000 человек против 20 000 — были разгромлены. Сам Иуда был повержен и убит, а руководство Маккавеями перешло к его брату Ионафану. Другие исторические источники говорят о гораздо более равной битве, в которой маккавеи смогли сразиться с Селевкидами один на один, а также выставить 20 000 человек вместе с кавалерией. В этом рассказе Иуда и Маккавеи попали в ловушку из-за притворного отступления Вакхиды и понесли тяжелые потери. Однако в обоих рассказах Иуда Молот, великий спаситель еврейского народа, был убит. Несмотря на потерю выдающегося человека, первого Маккавея, еврейский народ не пал духом. Борьба с греками продолжилась под руководством братьев Иуды, Ионафана и Симона. Ионафан был известен как великий переговорщик, и, хотя ему удавалось одерживать военные победы над Селевкидами, он также дипломатически сотрудничал с царями Сирии и Египта и добился успеха в установлении контроля над Иерусалимом и повторном освящении Храма в 153 году до нашей эры. Однако греки в конце концов захватили и убили Ионафана, оставив его брата Симона во главе маккавеев. “Симон Великий”, как его называли, смог вновь собрать армию Маккавеев в полную силу. В 141 году до н.э. маккавеи смогли, наконец, разрушить ворота Акры, крепости, построенной Антиохом IV Эпифаном как оскорбление еврейского народа почти за 30 лет до этого. Автономия Симона значительно возросла, и родилась династия Хасмонеев — династия, зародившаяся в результате восстания Маккавеев. В 130-х годах до н.э. внук Симона Великого провозгласил себя царем Иудеи. Селевкиды уже давно были ослаблены и были бессильны остановить их. Восстание Маккавеев завершилось победой почти через 40 лет, и династия просуществовала еще столетие, пока на еврейский народ не обрушилось новое бедствие — Ирод и римляне.