Лучезарный певец советской эстрады, исполнявший добрые песни, в конце жизни прослыл «мистером Трололо». За свою продолжительную карьеру Эдуард Анатольевич Хиль успел стать и лауреатом премии Ленинского комсомола, и обладателем «Золотого граммофона». Без преувеличения можно сказать, что под его голос выросло несколько советских и российских поколений. Песни из репертуара Эдуарда Хиля и сюжеты, связанные с ними, уже рассказывались в разных публикациях. Даже в предыдущей статье, приуроченной к началу учебного года, приводились композиции, которые звучали его голосом.
4 сентября исполняется 90 лет с официально зафиксированной даты его рождения. Хотя сам артист утверждал, что начал жизненный путь в 1933 году, но во время Великой Отечественной войны документы затерялись, а в новых его «омолодили», поставив годом рождения 1934. С него и принято вести биографию артиста. Памятная дата – повод в очередной раз обратиться к исполнительскому наследию Эдуарда Хиля, вспомнив истории нескольких популярных песен его репертуара.
Художник из оперной школы – звезда эстрады СССР. Начало путь Эдуарда Хиля
Творческая судьба Эдуарда Анатольевича неразрывно связана с городом на Неве. На советской эстраде он считался виднейшим представителем ленинградской сцены, снискал популярность как артист Ленконцерта, но его жизненный путь начался не у невских берегов. Будущий певец появился на свет в Смоленске в простой рабочей семье. Мать, Елена Калугина, трудилась бухгалтером, отец, Анатолий Васильевич Хиль, механиком.
Хиль – родовая фамилия семьи певца. О её происхождении существует две версии, одна восходит к слову со значением «холм», а вторая, экзотическая – испанская, от созвучного имени. Обе выдвинуты самим артистом. Дедушка по отцовской линии Василий Нилович Хиль был связан с музыкой, он руководил церковным хором. От деда будущему народному артисту РСФСР могли передаться способности к этому виду искусства.
А вот от папы, Анатолия Васильевича, ему досталась разве что необычная фамилия. В воспитании мальчика он участия не принимал, ушел из семьи, когда сын был совсем маленьким. К началу войны Эдуард жил с мамой и отчимом в Смоленске.
Накануне оккупации города он вместе с другими детьми был эвакуирован, оказался в Башкирии, в поселке Раевское под Уфой, где жил в детском доме. С семьей он воссоединился в 1943, с освобождением города вернулся на родину.
Покорять северную столицу парень из Смоленска приехал не как певец, а как художник. С детства он увлекался живописью, проявлял способности к этому виду искусства. На берегах Невы жил дядя Эдуарда, которому были отправлены несколько его художественных работ. Оценив талант племянника, он пригласил молодого человека к себе, чтобы тот поступал в Мухинское училище. Однако, переехав в Ленинград и поселившись у дяди, Хиль решил пойти учиться в полиграфический техникум.
Песенный талант раскрылся во время учебы в техникуме, в 18 лет Эдуард Хиль стал серьёзно заниматься вокалом. Студентом, а после, работая по специальности на офсетной фабрике, он посещал оперную студию во Дворце культуры имени Кирова и обучался в вечерней музыкальной школе. Так вместо продолжения художественного образования и карьеры в области изобразительного искусства или полиграфии он выбрал музыкальный путь, который лежал в Ленинградскую консерваторию. Её Хиль успешно закончил в 1960 году.
Первое время консерваторский выпускник работал в классическом жанре, исполнял академический и камерный репертуар, пел арии в операх «Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро», "Евгений Онегин" и других.
Устроившись на работу в Ленконцерт, Хиль стал выступать как эстрадный певец. Впервые предстал в этом качестве в 1962 году. А уже к середине десятилетия хиты в его исполнении широко звучали на всю страну, их количество росло от года к году, от десятилетия к десятилетию.
Охватить все знаковые песни советской эпохи, которые пел Хиль, невозможно. Прежде, чем перейти к подборке, некоторые песни придётся просто упомянуть.
Известно, что в советское время не было четкой фиксации песни за репертуаром конкретного артиста, голосом Эдуарда Хиля прозвучало немало нетленных хитов, которые он пел параллельно с другими артистами. Сразу несколько общих хитов оказалось у Хиля с Вадимом Мулерманом. Эмигрировавший в 70-х в США певец закрепил за собой первенство в исполнении спортивного хита Пахмутовой и Добронравова «Трус не играет в хоккей», с отъездом Вадима Иосифовича песня продолжала звучать в исполнении других певцов, многим памятна именно версия Хиля.
После Мулермана, наряду с Арташесом Аветисяном и Анной Герман, он пел «Случайность» Алексея Экимяна на стихи Долматовского.
Голосом Хиля на эстраде звучала песня «Сережка ольховая» из фильма «Это всё о нём». Об этой песне я уже рассказывал в материале о первом исполнителе, закадровом вокалисте Геннадии Трофимове, и в статье о композиторе Евгении Крылатове, который её написал на стихи Евтушенко.
Армейский строевой хит Владимира Шаинского на стихи Владимира Харитонова «Не плачь, девчонка», Хиль «честно» поделил с Львом Лещенко. Певцы записали его почти одновременно, один - для радио, второй - для телевидения. В новогоднем концерте «Песня-71», давшем начало более чем полувековой истории «Песни года», её спел Лев Валерианович, но песня в то же время звучала и в исполнении Хиля.
Ниже в подборке вспомним несколько песен, которые ассоциируются с голосом и образом Эдуарда Хиля.
«Зима»
Муз. Э. Ханок. Ст. С. Островой
На концерте «Песня-71» находящийся в лучах всесоюзной славы Эдуард Хиль выступил с хитом, без которого разговор о певце невозможен, хотя об этой песне на канале уже неоднократно вспоминалось, да и вообще сейчас она совсем не по сезону.
Только отгремело лето, на дворе ещё стоит теплая погода, а наследие юбиляра, рожденного в первые сентябрьские дни, побуждает вновь обратиться к «Зиме». У певца Эдуарда Хиля немало песен, которые можно назвать его «визитным карточками», но эта из тех, что всплывает в памяти на уровне первой ассоциации.
История песни восходит к 1956 году, когда из-под пера поэта Сергея Острового вышли строки про «потолок ледяной, дверь скрипучую».
Примерно в конце 60-х наполненное яркими зимними образами произведение на страницах издания «Литературная Россия» вычитал начинающий композитор Эдуард Ханок, только закончивший консерваторию. Вдохновившись стихами, он положил их на музыку. Автора произведения Сергея Острового музыкант поставил перед фактом, позвонив по телефону. Заслуженный поэт, 1911 года рождения, к тому моменту сочинил множество популярных песен в соавторстве с именитыми композиторами. «Зиму» он песней не видел, к молодому малоизвестному музыканту отнесся скептически, под различными предлогами не хотел встречаться с ним и принимать песню.
Но Ханку настойчивости было не занимать, он хотел явить своё произведение миру. Кстати оказалась случайная встреча на радио с Эдуардом Хилем. Тезки уже были знакомы. Ханок предложил певцу исполнить эту песню. Хиль не пришел от неё в восторг, но всё же согласился взять в репертуар. Записана песня была в 1970 году. Широкая популярность к ней пришла после выступления Хиля на «Новогоднем голубом огоньке» 1970-1971. Спустя год на первом в истории фестивале «Песня» «Зима» звучала уже в статусе большого всесоюзного хита.
Песня оказалась знаковой для обоих Эдуардов, дала толчок развитию карьеры Ханка и стала ярчайшим номером в репертуаре Хиля, у которого уже было полно хитов.
Говоря об этой песне, не могу оставить без внимания одну очень подозрительную историю, которая долгое время не давала мне покоя. Во многих источниках в связи с этой песней воспроизводилась версия, что стихи «Зимы» Островой написал не с нуля, а сделал что-то типа вольного перевода с испанского. Первоисточником преподносится произведение «Синий пар» некого Хавьера Линареса, испанца-франкиста, который воевал в составе «Синей дивизии» и, замерзая в окопе под Ленинградом, сочинил текст о суровой русской зиме. Оригинал якобы был опубликован в его единственном авторском сборнике, изданном в Мадриде в 1962 году (откуда его мог взять Островой в 1956, которым датирована "Зима"?)
Критически мыслящими русскоязычными авторами история преподносится как фейк, скорее всего так оно и есть.
Я в прошлом историк-испанист, много работал с испаноязычными источниками и читал литературу по эпохе Франко. Эта экзотическая версия не могла меня не зацепить, научный интерес не позволил оставить её в покое. Я попытался, как мог, сам всё проверить: искал в испанском интернете, залез в каталог Национальной библиотеки Испании им. Менендеса-и-Пелайо в Мадриде (это как РГБ им. Ленина у нас). Пребывая в Москве, воспользовался случаем и сделал запрос в библиотеку им. Рудомино, имеющую доступ к базам зарубежных источников, в том числе редким. Ничего похожего по году издания, примерному названию не нашлось. Хавьеров Линаресов попалось несколько, но ни один из них под франкиста, бойца «Синей дивизии» и по совместительству поэта не подошел. Да и с датами и фактами явные не стыковки.
Придумать подобное на пустом месте сложно и странно. Непонятно, кто, когда и зачем запустил этот миф.
«Как хорошо быть генералом»
Муз. В. Гамалия, ст. М. Танич
Шуточную, ироничную песня о том, как хорошо быть генералом в 60-х пели и Эдуард Хиль, и Вадим Мулерман, в чьем исполнении она фигурировала под названием «Строгий капрал».
Автора музыки этой песни тоже звали Вадимом. Современным поколениям слушателей популярный композитор 60-х композитор Вадим Александрович Гамалия уже едва ли известен, хотя его песни продолжают звучать и в новом веке. В последнее время с завидной регулярностью на всевозможных вокальных конкурсах исполняется его лирическая композиция «Город влюбленных» или «Посидим-помолчим» из репертуара Анны Герман.
Наряду с ней совсем иная по характеру песенка «Как хорошо быть генералом» осталась одной из самых памятных работ композитора. Слова написал Михаил Танич.
Первенство в её исполнении, скорее всего, за Хилем. Со ссылкой на слова певца источники указывают, что это произведение было в его репертуаре в первой половине 60-х. Датировки создания и исполнения песни размыты. Её относят к 1963-1964 гг.
С исполнением этой песни Хилем связана интересная история. Из-за неё певец попал во временную опалу, к чему невольно оказался причастен не кто-нибудь, а сам первый космонавт планеты. Однажды Хиль выступал на концерте, где в зале присутствовали высшие чины советской армии, представители генералитета. Среди зрителей был и Юрий Гагарин, попросивший певца исполнить именно эту песню. Генералы не оценили шуточный характер произведения, восприняли его в штыки, сочтя оскорблением, и покинули зал. А Хиля отлучили от радио и телевидения. Юрий Алексеевич, имеющий связи на самом верху, исправил ситуацию, обратившись чуть ли не к самому министру обороны, о чем свидетельствуют воспоминания Хиля.
Обижаться генералитету было не на что, ведь Михаил Исаевич писал не про советскую армию, на что указывает и звание капрала, которого у нас нет, и обращение сеньор, и имя Мэри.
Об этой песне у меня выходил отдельный материал, где история рассказана подробнее.
«Ходит песенка по кругу»
Муз. О. Фельцман. Ст. М. Танич и И. Шаферан
Творчество Михаила Танича пронизывает полвека нашей песенной культуры. Поэт, оставивший огромное наследие, немало писал в соавторстве с другим классиком советской песенной поэзии – Игорем Давидовичем Шафераном. Вместе они сочинили, например, раскритикованный Высоцким хит «Белый свет», текст которого изрядно сократил автор музыки Фельцман.
С этим композитором поэтический тандем Танича и Шаферана сочинил и знаменитый хит, ставший одним из советских «гимнов песне»:
«Адресованная другу ходит песенка по кругу,
Потому что круглая земля»
У этой песни было много исполнителей, её пели Лев Барашков, Нина Дорда и другие. Одним из самых известных и канонических считается исполнительский вариант Эдуарда Хиля. «Ходит песенка по кругу». Есть датировки по которым наш сегодняшний герой спел в 1965 году и в дальнейшем исполнял регулярно в разные годы.
Эту песню Эдуард Анатольевич пел также совместно со своим сыном и группой Препинаки, что символично. Песенка «по кругу» идет от одного поколения к другому. Дмитрий Эдуардович, рожденный в единственном браке певца с балериной Зоей Правдиной, тоже стал музыкантом, окончил хоровое училище имени Глинки. В том же учебном заведении отучился и представитель третьего поколения семьи, внук и тезка певца – Эдуард Хиль-младший, продолживший творческую династию. Вместе они вступали в проекте «Папа, дедушка и я – музыкальная семья».
«Человек из дома вышел»
Муз. С. Пожлаков, ст. А. Ольгин
Оптимистический хит сочинил композитор, чья творческая судьба объединила две столицы. Рожденный в предместьях Москвы, в Мытищах, Станислав Пожлаков большую часть жизни жил и работал в Ленинграде, где руководил несколькими ансамблями. Пожлаков – автор музыки к двум десяткам кинофильмов, среди которых «Кортик», где соавторствовал с Окуджавой, сочинив «Песню красноармейца» и «Песню беспризорника».
«Самородком без огранки» назвал Пожлакова ленинградский поэт Лев Маграчев, подписывающийся псевдонимом Алексей Ольгин, соавтор композитора.
Их совместное творение – «Топ-топ, топает малыш» осталось в памяти слушателей одной из самых известных взрослых песен о детях. На стихи Алексея Ольгина Пожлаков написал и жизнерадостную композицию «Человек из дома вышел», доставшуюся Эдуарду Хилю.
Песня зазвучала в его исполнении в 1966, была записана на пластинке, с ней Хиль выступил на «Голубом огоньке» по случаю встречи нового 1967 года.
«Голубые города»
Муз. А. Петров, ст. Л. Куклин
Мой друг 32 лет от роду очень любит песню «Голубые города» Светланы Сургановой, именно от популярной рок исполнительницы и её «Оркестра» он впервые услышал эту песню и ассоциирует её с репертуаром Светланы Яковлевны. Уже потом я ему рассказал, что песня-то древняя, аж из 60-х, а первым её исполнителем считается Эдуард Хиль.
Вот вам характерный пример того, как благодаря последующим исполнениям песни далекого прошлого открывают для себя слушатели следующих поколений. В случае с «Голубыми городами» такая перекличка поколений особенно символична, ведь изначально эта песня – свидетельство своего времени.
Композиция, датированная 1963 годом, - художественное отражение эпохи большого строительства, когда на карте один за другим появлялись новые населенные пункты.
«Голубые города, у которых названия нет» в стихотворной форме воспел поэт, который в силу своей геологической профессии много ездил по стране и видел, как она менялась. Звали его Лев Валерьянович Куклин.
Песенную форму красивым стихам придал композитор Андрей Петров, автор музыки и песен из любимых советских кинофильмов. История песни «Голубые города» также связана с кино. Эдуард Анатольевич спел её за кадром подзабытой картины «Два воскресения» режиссера Владимира Шределя. Песня оказалась популярней фильма, сойдя с экрана, разнеслась по стране, звучала голосом Хиля с телеэкранов и радиоприёмников. Также в те времена её исполнял Эмиль Горобец.
Жители молодых городов приняли песню за свою, считая, что написана она именно об их городе. Попала песня и в контекст эпохи освоения космоса. В материале журнала «Комсомольская правда» от 1964 года упоминалось, что «Голубые города» поют космонавты на Байконуре.
В 2011 году, переосмыслив в своём стиле, «Голубые города» вернула современным слушателям Светлана Сурганова. Кавер-версия вышла на альбоме «Увидимся скоро» группы «Сурганова и Оркестр».
«Два брата»
Муз. В. Гаврилин, ст. В. Максимов
Эдуард Анатольевич был певцом разноплановым. Он прекрасно исполнял как оптимистичные, веселые, заводные по характеру песни, так и лирико-драматические, трогательные, пронзительные песни. Такова сюжетная семейная история о двух братьях, изложенная стихами Виктора Максимова под музыку Валерия Гаврилина.
Песню 1974 Эдуард Хиль спел не первым, однако его версия – наиболее известная, и именно это исполнение, как лучшее, выделял автор произведения, композитор Валерий Гаврилин.
История песни связана с кинематографом и с творчеством Василия Макаровича Шукшина. Музыкальная тема писалась к незаконченному Шукшиным фильму «Я пришел дать вам волю». Гаврилин высоко ценил режиссера и писателя, получив от Шукшина предложение написать музыку к его картине, с радостью согласился. Однако вскоре пришла печальная новость: Василия Макаровича не стало. С уходом режиссера из жизни работа над картиной остановилась. Фильм так и не вышел.
Готовую музыку Гаврилин показал жившему с ним на одной улице поэту Марку Давидовичу Липовичу, писавшему под псевдонимом Виктор Максимов, и предложил написать слова. Вместе поэт и композитор сочинили семь произведений, из которых «Два брата» - самая известная вещь.
Критики характеризуют песню как балладу с фольклорными мотивами. Определение баллады очень льстило Гаврилину. Он считал этот жанр сложным. За песню «Два брата» композитор удостоен премии Ленинского комсомола.
Первыми исполнителями песни считается дуэт Виктора Фёдорова и Александра Хочинского, позже на песенном конкурсе её исполняла Елена Каминская и стала лауреатом. К Эдуарду Хилю композиция попала спустя 4 года с момента написания. Певец представил её на фестивале «Песня-78».
Как провожают пароходы
Муз. А. Островский, ст. К. Ваншенкин, А. Островский
«Стихи мои, вода – Островского»,
- так один из авторов поэт Константин Яковлевич Ваншенкин прокомментировал хит из репертуара Эдуарда Хиля, написанный на его стихи композитором Аркадием Островским. Речь о строчке «Вода, вода, кругом вода», которая стала хит-фразой, именно из-за неё текст подвергался критике, но Ваншенкин этой строчки не писал. Её «додумал» композитор.
Стихотворение «Как провожают пароходы» создавалось не для песни. Константин Яковлевич не считал его слишком уж удачным своим произведением. Оно было опубликовано в сборнике, который сам поэт однажды подарил композитору Островскому. Подбирая стихи для новой песни, Аркадий Ильич остановился именно на этом тексте. Песне нужен был припев, а подходящего фрагмента в оригинальном стихотворении не было. До поэта Островский не дозвонился, надо было что-то придумать и он «добавил воды». В дальнейшем поэт доработал текст под песню.
«Потом кое-что, явно не поющееся, пришлось переделать, на что я согласился с легким сердцем, так как не числил стихотворение в ряду своих удач», -
признавался Ваншенкин.
Создание песни источники датируют 1965 или 1966 годами. Сочиняя эту композицию, Аркадий Островский сразу представлял, что исполнять её будет Эдуард Хиль. Песня «Как провожают пароходы» вышла на гибкой пластинке, которая пользовалась большой популярностью, по словам композитора её «разбирали как воблу».
«Я очень рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой»
(«Вокализ», «Тро-ло-ло», «Я очень рад»)
Муз. А. Островского
Композитор Аркадий Островский оказался знаковым автором в карьере Эдуарда Хиля, именно он написал музыкальную композицию, которая принесла Хилю новый виток популярности уже в 21 веке, тот самый вокализ, известный как «Тро-ло-ло». Официально произведение имеет длинное название «Я так рад, что, наконец, возвращаюсь домой». Ставший интернет-мемом вокализ Островский написал аж в 1965 году.
Об истории его создания есть две версии. Первая соотносится с названием композиции, объясняя его. Согласно ей, изначально это должна быть песня с текстом авторства Вадима Семерина. Он написал стихи об американском ковбое, возвращавшемся домой к любимой.
«Я скачу по прерии на своем жеребце, мустанге таком-то, а моя любимая Мэри за тысячу миль отсюда вяжет для меня чулок»,
- цитировал его фрагмент Эдуард Хиль в интервью 2010-го года.
Преисполненные образами дикого запада стихи в СССР 60-х ко двору, очевидно, не пришлись. «Их нельзя было публиковать» - отметил Хиль. Лирическую составляющую не приняли, и из композиции решено было сделать вокализ.
Другая версия повествует, что к написанию вокализа Островского подтолкнул спор с Львом Ошаниным, частым соавтором, вместе с которым они сочинили «Солнечный круг», знаменитый «дворовый цикл» Кобзона и Кристалинской («А у нас во дворе» и т.д.) и многие другие популярные песни шестидесятых.
Спорили поэт и композитор на извечную для авторов-песенников тему: что важнее, музыка или стихи. В пылу прений Аркадий Ильич взял и заявил, что может написать песню вообще без слов и написал.
Об этом эпизоде известно со слов сына композитора Михаила Островского. Обе истории рассказаны людьми, причастными к песне и её создателям и не исключают друг друга.
На волне интернет-популярности вокализа Хиль рассказывал, что хитом эта композиция стала сразу, как появилась в его репертуаре. Уже в 60-х она была визитной карточкой певца.
Исполняли этот вокализ и другие, в частности Валерий Ободзинский, но с кем-то, кроме Хиля, его ассоциировать сложно.
В 1976 году, спустя 11 лет после появления вокализа, Хиль гастролировал по скандинавским странам. В ходе этой поездки, в Швеции, было снято музыкальное видео, как бы сегодня сказали, клип в желтых тонах.
Автора произведения к тому моменту уже не было в живых. Аркадий Ильич Островский покинул этот мир в 1967 году, оставив целый пласт легендарных песен, которые звучат до сих пор.
В 2009-м, когда интернет прочно вошел в нашу жизнь, ролик 33-летней давности появился на Ю-туб и вскоре привлек внимание англоязычных пользователей, породивший мем о «Мистере Тро-ло-ло», который докатился и до России.
Эпилог
У нас в стране в XXI веке Народный артист РСФСР на правах ветерана сцены оставался узнаваем и вне контекста вокализа и мистера Тро-ло-ло, часто появлялся на телевидении со своими классическими хитами, пел в концертах «Зиму», «Как хорошо быть генералом», и другие песни, например, неупомянутую здесь «Семеновну»:
«Семеновна, Семеновна, а ну давай, пляши».
Эта композиция, которую многие считают народной, родом из 70-х. Её авторы известны: композитор Евгений Барыбин и поэт Юрий Погорельский. Исполнение Эдуарда Хиля считается классическим, также известен вариант Ольги Воронец. На канале её истории был посвящен отдельный материал.
Можно вспомнить ещё много не вошедших в материал хитов, например дуэт «Шутка» с Людмилой Сенчиной и так далее.
На волне популярности в последние годы жизни Эдуард Анатольевич записал саунд-трек к мультипликационному фильму «Смешарики». Дело было в 2011, за год до ухода певца из жизни. В этот же год певец удостоился «Золотого граммофона» в номинации «За вклад в культуру». В начале концертной программы он выступил с вокализом Аркадия Островского.
Эдуард Анатольевич Хиль завершил свой жизненный путь в 4 июня 2012 года, его песни и светлый образ остались в памяти нескольких поколений.
Материал носит обзорный, ознакомительный характер, написан в развлекательных целях на базе информации открытых источников и прежних наработок автора.
Спасибо, что дочитали до конца, буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте хорошие песни и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.
Читайте также: "Хорошо ли быть генералом: Хит Эдуарда Хиля и Вадима Мулермана, который невзлюбили советские офицеры. ;
"Голубые города Эдуарда Хиля и Светланы Сургановой";
"Семеновна, Семеновна а ну давай, пляши". Что известно о популярной советской песне, которую считают народной?
7 песен о школе и учебе. Подборка к 1 сентября - "Дважды два четыре" и "Чему учат в школе" исполнялись Э. Хилем.