Друзья, сегодня рассмотрим, как новые технологии изменят рынок труда и логистики.
Да, уже в 2024 году инженеры занялись разработкой роботов для управления складскими транспортировщиками. Способен ли он полностью заменить водителя? Как машина перемещает грузы без помощи человека?
Давайте разбираться. Поехали!
Найди свое место
Разработчики уточнили, что затраты на проектирование, изготовление и внедрение новинок будут ниже, чем фон ЗП на человеческий персонал с аналогичным опытом. Ведущие игроки в сфере логистики уже рассматривают роботов как эффективную альтернативу по следующим направлениям:
- обработка грузов;
- высвобождение сотрудников для новых задач.
Эксперты уверены, что бурный рост маркетплейсов порождает в РФ возведение множества складских комплексов. А для таких проектов требуется инновационная инфраструктура.
За дело взялись специалисты из Московского физико-технического института (МФТИ). Итогом работы ученых стал первый в нашей стране робот для транспортировки грузов внутри склада. На что способен “железный помощник”?
На данный момент новинка способна заменить водителя погрузчика в операциях с грузом на паллетах. Помимо погрузки/разгрузки инженеры с нуля написали программное обеспечение (ПО) для управления складским помещением. Таким образом, прогресс ставит под сомнение наличие раздутого штата “живых” сотрудников.
Первым этапом робот возьмет на себя компетенции водителя погрузочно-разгрузочной техники — транспортировщика паллет на первом. На втором этапе - этапе высотного погрузчика. Далее наступит черед оператора производственных процессов.
Для эффективности бизнес-процессов разработчики взяли за основу метод навигации по потолочным оптическим меткам в видимом диапазоне. Плюс решения - минимальные вложения и эффективная масштабируемая система автоматического перемещения паллет на складе.
Сотрудник лаборатории цифровых систем специального назначения МФТИ Андрей Леус уточнил, что для тестирования разработки использовали модель испытательного полигона в масштабе 1:10. В пересчете на реальный размер - это складское помещение площадью 600 кв. м с высотой потолков около 12 м.
Система оптических меток позволила прототипу точно передвигаться по территории склада. Прохождение маршрута роботом проходило быстро и близко к 100% по корректности.
Второй задачей стало удешевление производства робота. Вместо дорогостоящих лидаров инженеры используют обычные камеры видимого диапазона. Просто для эффективной ориентировки на местности ПО “обучили” различать метки на потолке. Робототехнический комплекс определяет по ним направление движения.
Я робот
“Железный помощник” пока решает только одну задачу - перевезти груз с одного места на другое. Машина захватывает груз с одной локации на складе и перевозит его на другую. Конечная точка назначения - нужный ряд и место хранения. Для этого робот использует систему технического зрения, которая работает на базе нейросети.
Робот - это переносной и монтируемый комплекс управления. Его можно “навесить” на любую тележку для перевозки паллет. Достаточно “вшить” комплекс на шину машины. Руль поворачивает электромотор с сервоприводами.
На стороне робототехников принцип регламентированности передвижения в замкнутом пространстве склада. Робот обладает тройной степенью защищенности. Машина остановится в 100% случаев, когда видит перед собой человека. Затем следует звуковой сигнал “уступи дорогу” и снижение скорости. При столкновении с объектом машина сразу отключается.
Полноразмерный прототип сейчас тестируется на реальном складе одного из ведущих федеральных ритейлеров. Окончательная смета на производство комплекса пока не определена. Модель проходит испытания и до конвейера еще далеко. Но в любом случае она будет ниже затрат на ЗП водителя-транспортировщика.
Кстати о ЗП. По данным портала Superjob, средний чек доход водителя в настоящее время составляет 80 000 рублей ежемесячно. На пике заработать можно 130 000 рублей “чистыми”. За 2024 год доход увеличился на 14%.
Сейчас уже понятно, что автоматизация логистических процессов будет помогать исполнителям выполнять повседневные обязанности. Важно, что роботы пока рассматриваются как помощники, а не замена “живым” работникам.
Внедрение робототехники позволяет выиграть как сотрудникам, так и клиентам и логистической сфере.
Складские роботы и роботы-погрузчики — это актуальный тренд. Да, внедрение машин - это сложнейшая техническая задача. Но с другой стороны, техника позволяет работать в режиме 24/7 без снижения концентрации и внимательности.
Такие вот пироги!