Летом прошло. Для кого-то оно было легким и беззаботным. Но точно не для первокурсников: сначала экзамены, затем волнительный и даже нервный этап подсчета баллов и наблюдения за своим местом в списках на поступление. Наконец списки опубликованы.
Начинается новый этап в жизни – обучение в высшей школе. Он может совпадать и с другим, не менее важным событием в жизни, переездом в другой город, а иногда и страну. Первокурсник сталкивается с проблемами самостоятельной жизни и адаптацией к студенческому коллективу.
Сейчас для знакомства с внутривузовской жизнью существуют беседы и группы в социальных сетях, где старшекурсники объясняют «первоходам» как заселиться в общежитие, рассказывают о всевозможных видах активностей и погружают в подробности учебного процесса. Как же происходила интеграция первокурсника в дореволюционной высшей школе?
В первую очередь, молодых людей знакомили с общестуденческими ритуалами и традициями. Обычно это происходило на так называемых «сходках» или через «университетский коридор», где во время перерывов между занятиями происходило обсуждение текущих проблем и дел. Молодой человек также мог вступить в землячество или студенческую корпорацию.
В начале обучения студент старался показать себя с наилучшей стороны и быть примерным учащимся. Религиозный мыслитель П.К. Иванов вспоминал, как на первом курсе занимался составлением набросков плана посещения лекций. Историк А.Р. Марков называет этот процесс самоприспособлением к нарисованному самим же студентом образу учащегося. Он представлял собой особую дисциплину, знакомую новичку по гимназическим годам, но требовавшую куда большей ответственности, чем раньше.
Молодой человек мог найти себе круг общения в студенческих научных обществах, кружках по интересам и библиотеках. Например, будущий поэт В.А. Рождественский после поступления в Петербургский университет почти сразу же примкнул к студенческому литературному кружку.
Однако дальнейшая судьба зависела от самого человека и его личных качеств.