В большинстве мест последствия не изучались до недавнего времени, - уверяют индийские журналисты
От магнитных замков и заблокированного доступа к Wi-Fi до прямых запретов и законодательных мер — школы по всему миру уже много лет ведут войну против использования мобильных телефонов. В Канаде несколько провинций также ввели запреты на использование мобильных телефонов на 2024-25 учебный год. Запреты различаются в зависимости от юрисдикции, но все они имеют схожую цель: ограничить использование мобильных телефонов в классах, чтобы сократить отвлекающие факторы и поощрять безопасное использование социальных сетей.
Однако по мере того, как запреты набирают глобальный размах — наряду с неясностью относительно того, как они будут обеспечиваться, и критикой по поводу отсутствия последовательности — некоторые исследователи утверждают, что нет достаточных доказательств того, что они действительно эффективны.
Политики озвучивают очень простой, красивый лозунг: «Запретите телефоны». Это цепляет", - сказала Мэрилин Кэмпбелл, профессор Школы раннего детства и инклюзивного образования в Технологическом университете Квинсленда в Австралии, которая изучает запреты на мобильные телефоны в школах. Но очень мало фактических исследований о том, улучшает ли запрет мобильных телефонов определенные параметры, такие как уровень кибербуллинга, психическое здоровье учащихся, отвлечение внимания и успеваемость, - сказала Кэмпбелл CBC News. И даже когда есть хорошие исследования, доказательства противоречивы, сказала она.
ШКОЛЫ БРИТАНСКОЙ КОЛУМБИИ ГОТОВЯТСЯ К ЗАПРЕТУ МОБИЛЬНЫХ ТЕЛЕФОНОВ
Учащиеся, которые вернутся в школу на следующей неделе, увидят новые правила относительно мобильных телефонов. Провинция ранее обязала все 60 школьных округов ограничить использование мобильных телефонов в классах. Как объясняет Пинки Вонг, этот шаг направлен на сокращение отвлекающих факторов и поощрение безопасного использования социальных сетей.
Мы не знаем, что это полезно, и мы не знаем, что это вредно. У нас недостаточно исследований, чтобы утверждать одно или другое, сказал Кэмпбелл. Моя позиция такова: раз мы не знаем, почему правительство настаивает на запрете их во всех школах? По словам Сачина Махараджа, доцента кафедры образовательного лидерства, политики и оценки программ в Университете Оттавы, который также изучает запреты на использование мобильных телефонов в школах, по всему миру, за последние два года, в разных юрисдикциях были объявлены всевозможные запреты на использование мобильных телефонов в классах.
В большинстве мест до недавнего времени последствия не изучались подробно, сказал он в интервью. Хотя школы, запрещающие телефоны, как правило, показывают улучшение академических результатов в этих немногих исследованиях, это не является единообразным, сказал Махарадж. По его словам, академические преимущества, как правило, больше всего проявляются среди учеников с самыми низкими показателями успеваемости, что в какой-то степени логично, поскольку, вероятно, ученики, которые больше всего отвлекались на телефоны, как раз и показывали худшие результаты в учебе.
Как выглядят запреты в разных странах мира
Запреты на использование сотовых телефонов действуют во многих странах мира, большинство из них реализуются на региональном уровне. Список стран с запретами и регионов в них постоянно растет и меняется. Например, летом Кипр и Нидерланды объявили о запрете в школах, как и несколько канадских провинций и несколько штатов и округов США.
В 2023 году ЮНЕСКО призвала школы по всему миру запретить использование мобильных телефонов в классах. Агентство ООН по образованию сослалось на исследование, связывающее их использование с отвлекаемостью и ухудшением успеваемости. В то же время оно отметило, что примерно в каждой четвертой стране мира мобильные телефоны запрещены в классах, и что запреты более распространены в Азии.
Также было высказано предположение, что в школах, где мобильные телефоны запрещены, учащиеся значительно реже отвлекаются во время уроков. В число стран, в которых действуют запреты, входит Франция, которая запретила мобильные телефоны в классах с 2018 года, Италия, где первоначальный запрет был объявлен в 2007 году и продлен прошлой зимой, Испания, где типы запретов различаются в зависимости от региона и Австралия, где мобильные телефоны запрещены во всех государственных школах, но то, как этот запрет реализуется, различается по штату, территории и классу.
В 2021 году детям в Китае запретили приносить в школу мобильные телефоны без письменного согласия родителей. На Кипре новый запрет запретил ученикам включать телефоны, но разрешил им приносить их в школу. Новый голландский запрет, как и многие другие, предоставляет школам возможность разрабатывать собственные планы по обеспечению соблюдения этих правил.
В феврале прошлого года Англия объявила о своем собственном запрете и разослала руководства о запрете использования телефонов в школах по всей стране для обеспечения согласованности, хотя и было отмечено, что руководство не носит характер закона. Во многих школах уже годами действуют подобные правила, но они различаются.
В некоторых школах США ученики сдают свои телефоны в контейнеры для хранения перед входом в класс. Это что-то типа органайзера для обуви над дверью, но в каждом кармане - по гаджету. А в некоторых округах ученики закрывают свои телефоны магнитными замками, что делает физически невозможным доступ к ним. По данным The Associated Press, такие замки не разблокируются, пока не прозвенит последний звонок.
ВЛИЯЮТ ЛИ МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ В КЛАССЕ НА МОЗГ ДЕТЕЙ?
Квебек присоединился к Онтарио, запретив мобильные телефоны в классах. Но действительно ли эти устройства отвлекают детей, или этот аргумент ошибочен? Ян Ханомансинг из The National разбирает позиции родителей и учителей по обе стороны дебатов.
«Трудно нарисовать общую картину»
Программа ОЭСР по международной оценке учащихся отметила в 2022 году, что в большинстве школ по всему миру есть какие-то правила относительно использования цифровых устройств, но они сильно различаются. Наиболее распространенным подходом во всех школах стран Организации экономического сотрудничества и развития по всему миру в то время было то, что отдельные учителя устанавливали правила для своих собственных классов.
Махарадж из Оттавского университета отметил, что поскольку имеющиеся на сегодняшний день исследования запретов на использование мобильных телефонов зачастую противоречивы или демонстрируют разное воздействие на разных учеников, сложно составить общую картину воздействия. Например, исследование 2024 года из Норвегии обнаружило, что школы с запретом на телефоны показали рост обучения, особенно среди девочек, и этот эффект был больше в школах с более строгими запретами. Но другое исследование, изучающее школы в Англии с правилами использования мобильных телефонов подчеркнуло рост успеваемости среди наиболее обездоленных и наименее успевающих учеников — и это было связано с менее строгими запретами.
«Тем не менее, в целом, я думаю, на системном уровне мы могли бы ожидать, что академическая успеваемость учеников будет иметь тенденцию к улучшению», - сказал Махарадж.
ЗАПРЕТ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ТЕЛЕФОНОВ В ШКОЛАХ САСКАЧЕВАНА ВЫЗВАЛ НЕОДНОЗНАЧНУЮ РЕАКЦИЮ
Учащимся Саскачевана будет запрещено пользоваться мобильными телефонами во время занятий в школах. Министр образования Джереми Кокрилл объявил о новых правилах в начале этой недели. Реакция была неоднозначной. В своем обзоре текущих глобальных исследований запретов на использование мобильных телефонов Кэмпбелл из Университета Квинсленда обнаружилось отсутствие рандомизированных контролируемых испытаний с доказательствами, основанными на небольшом количестве исследований. Это усложнило согласование результатов, сказала она в своей статье, опубликованной ранее в этом месяце.
Она написала, что результаты были неоднозначными и сложными и не дали убедительных доказательств того, что «универсальные» запреты на мобильные телефоны в школах привели к улучшению успеваемости, психического здоровья и благополучия, а также к снижению уровня кибербуллинга.
Эксперт призывает к общению, а не запретам
По словам Кары Бриссон-Буавен, директора по исследованиям в канадской группе по пропаганде грамотности в области цифровых медиа MediaSmarts, молодые люди гораздо более осознанно относятся к своему экранному времени, чем принято считать. Однако, когда экранное время преподносится как зависимость — что, по словам Бриссон-Буавен, проблематично, поскольку учит детей стыдиться и даже скрывать использование гаджетов, — запреты могут показаться естественной реакцией, сказала она CBC News. Однако это совершенно не соответствует тому, как мы живем, сказала она.
«Откровенно говоря, это нереально и посылает людям очень неоднозначное послание, потому что, с одной стороны, мы говорим, что запрещаем устройства, но с другой стороны, мы призываем подавать заявки на работу, которая, как оказалось, находится в Интернете», — сказал Бриссон-Буавен. По ее словам, педагоги и родители должны прививать детям полезные привычки в использовании цифровых медиа, а не просто лишать их доступа к ним, посылая тем самым поколению молодых людей сигнал о бессилии.
Я думаю, что это действительно проблематично и будет иметь обратный эффект, поскольку они будут заниматься скрытным использованием социальных сетей, сталкиваясь с теми же онлайн-проблемами, но уже в изоляции.
ШКОЛЬНИКИ НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ БОЛЬШЕ НЕ СМОГУТ ПРИНОСИТЬ СВОИ ТЕЛЕФОНЫ НА ЗАНЯТИЯ
В сентябре вступает в силу общепровинциальная директива о мобильных телефонах в классах. Учащимся начальной школы придется убрать свои телефоны на день. Учащиеся средних и старших классов смогут пользоваться ими во время обеда и перемен, но не во время занятий. Как сообщает Жан Ларош, школы смогут устанавливать собственные правила.