Найти в Дзене
DEUTSCHÖSTERREICH

Нотгельды Регенсбурга

Деньги не были изобретены, как паровой двигатель или электрическая лампочка. Долгое время люди обходились без денег. Но когда бартер стал настолько специализированным, что предлагалось всё больше и больше различных товаров, возникла потребность в общепринятом средстве обмена, которое можно было бы обменять везде и на любой товар или услугу. Таким образом, появление денег во всем мире встроено в процесс социального развития человека. Если первоначально такими "средствами обмена" были снаряды, жернова, оружие или инструменты, то эволюция денег привела к появлению банкнот и, наконец, к "электронным деньгам" наших дней через стандартное количество драгоценных металлов и бухгалтерские деньги.

Заменяющая мелкие деньги города Регенсбурга номиналом 10 пфеннигов без даты (1917 год) с городским гербом.
Заменяющая мелкие деньги города Регенсбурга номиналом 10 пфеннигов без даты (1917 год) с городским гербом.

Чрезвычайные деньги в Первой мировой войне

Когда центральные банки и государство больше не в состоянии обеспечивать обращение платёжных средств, регионам, городам, общинам и фирмам часто не остается ничего другого, кроме как выпускать собственные деньги, чтобы весь экономический цикл не остановился. Когда 100 лет назад началась Первая мировая война, это положило начало первой немецкой эпохе депонирования денег. Уже в день объявления "состояния надвигающейся военной опасности", 31 июля 1914 года, Немецкий рейхсбанк прекратил гарантированный до этого времени выкуп банкнот Рейхсбанка золотом. В случае войны требовались "наличные деньги" в виде слитков или монетного золота, чтобы иметь возможность закупать столь необходимые товары и товары из—за границы. В результате не только Рейхсбанк накапливал металлические деньги, но и население. В том числе и в соответствии с Законом от 4 августа 1914 года было введены так называемые ссудно-кассовые расписки, которые не могли восполнить заметную нехватку монетных денег. Особенно в находящихся под угрозой немецких приграничных регионах, таких как Эльзас—Лотарингия и Восточная Пруссия, уже частично оккупированная русскими войсками, выдача коммунальных чрезвычайных денег началась вскоре после начала войны. Но поскольку выпуск денег был и остаётся исключительным суверенным правом государства, выпуск чрезвычайных денег в то время производился без разрешения и, следовательно, незаконно. Администрации и власти молча терпели первый в истории Германии чрезвычайный денежный поток, поскольку ситуация вынуждала к самым быстрым действиям.

Ситуация с денежным обращением в Регенсбурге в первые годы войны оставалась настолько стабильной, что можно было обойтись без выпуска собственных чрезвычайных денег. Только когда с 1916 года, по мере развития войны, снова возникла заметная нехватка мелких денег, это привело в 1917 году и в Регенсбурге к выпуску так называемых "бумажных денег". Заменяющие мелкие денежные знаки номиналом 5, 10 и 50 пфеннигов из металла, а с 1918 года — для выпуска мелких денежных знаков городского магистрата номиналом более 25 и 50 пфеннигов, некоторые из которых всё ещё переиздавались в слегка измененной по цвету форме. Оба издания были напечатаны в художественном институте Х. Шиле в Регенсбурге.

Муниципалитет Регенсбурга: ваучер на 5 марок, выданный в соответствии с решениями городских коллегий от 4 и 8 октября 1918 года.
Муниципалитет Регенсбурга: ваучер на 5 марок, выданный в соответствии с решениями городских коллегий от 4 и 8 октября 1918 года.
Оборотная сторона с печатью о гашении.
Оборотная сторона с печатью о гашении.

Всего за несколько недель до перемирия 11 ноября 1918 года муниципалитет Регенсбурга выдал талоны на 5, 10 и 20 марок на основании решений городских коллегий от 4 и 8 октября 1918 года, поскольку в обращении уже давно отсутствовали не только мелкие деньги, но и крупные деньги в марках. Срок действия талонов был ограничен до 1 февраля 1919 года. В этом мире, отмеченном окончанием войны, Ноябрьской революцией, крахом империи и политически бурным началом первой германской республики, далеко не все регенсбургские ваучеры, напечатанные в типографии, были выпущены, и поэтому сегодня в основном встречаются только обесцененные экземпляры, оставшиеся на складе, которые в своё время были переданы сборщикам денег на случай чрезвычайных ситуаций. Исходя из контрольных номеров, состоящих из шести цифр, тираж каждого номинала достиг порядка более 100000 экземпляров. Печать была сделана фирмой братьев Паркус в Мюнхене, которая производила экстренные деньги для многих городов и посёлков. Встречаются также образцы купюр без контрольного номера и с перфорацией "НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНО" или без неё, что встречается значительно реже.

Чрезвычайные деньги после войны

После войны из-за большого государственного долга и огромных требований союзников о репарациях марка, созданная в качестве единой валюты Германии после основания Рейха в 1871 году, подверглась одной из крупнейших инфляций в мировой истории и потерпела крах.

Версальский мир, подписанный 28 июня 1919 года в знак протеста немецких представителей, исключённых из переговоров, установил Германии и её союзникам в Первой мировой войне программу из 14 пунктов, разработанную президентом США Вудро Вильсоном в январе 1918 года, которая, помимо прочего, требовала открытых и публично заключённых мирных договоров и побуждала Германию к заключению перемирия, но также определяла исключительную вину Германии и её союзников в Первой мировой войне, которая служила союзникам основой для обязательного возмещения всех убытков, нанесенный Германской империей ущерб во время войны. Хотя в 1919 году конкретная сумма ещё не была названа, но к 30 апрелю 1921 года была выплачена первая часть в размере 20 миллиардов золотых марок наличными и товарами. Наконец, 29 января 1921 года Верховный совет союзников в "Парижском решении" установил общую сумму репараций в размере 226 миллиардов золотых марок, выплачиваемых 42 годовыми платежами, увеличившись с 2 до 6 миллиардов золотых марок. Кроме того, Германия по-прежнему должна была платить союзникам 12% от стоимости всего своего экспорта. Кстати, последние взносы Федеративная Республика Германия выплатила в октябре 2010 года.

-7
Денежные банкноты городского совета Регенсбурга на сумму 500 000 и 1 миллион марок от 8 августа 1923 года. Подлежит погашению во всех банках и банковских операциях Регенсбурга, за исключением Рейхсбанка. Печать односторонняя.
Денежные банкноты городского совета Регенсбурга на сумму 500 000 и 1 миллион марок от 8 августа 1923 года. Подлежит погашению во всех банках и банковских операциях Регенсбурга, за исключением Рейхсбанка. Печать односторонняя.
-9
-10
-11
Купюры городского совета Регенсбурга на сумму 500000 марок от 18 августа 1923 года, 1 миллион марок от 20 августа 1923 года и 2 миллиона марок от 25 августа 1923 года. Первые два номинала были напечатаны только с одной стороны. На оборотной стороне банкноты номиналом 2 миллиона марок изображена Старая ратуша Регенсбурга и две исторические городские печати.
Купюры городского совета Регенсбурга на сумму 500000 марок от 18 августа 1923 года, 1 миллион марок от 20 августа 1923 года и 2 миллиона марок от 25 августа 1923 года. Первые два номинала были напечатаны только с одной стороны. На оборотной стороне банкноты номиналом 2 миллиона марок изображена Старая ратуша Регенсбурга и две исторические городские печати.

Правительству молодой Веймарской республики не оставалось ничего другого, как попытаться смягчить требования о репарациях путём переговоров, что напрямую повлияло на курс иностранной валюты из-за острой нехватки иностранной валюты. 15 августа 1922 года курс доллара впервые превысил отметку в 1000 марок. В ответ на это возникла угроза нового чрезвычайного денежного потока, и указ рейхсминистра финансов от 18 сентября 1922 года поставил выпуск чрезвычайных денежных средств в зависимость от разрешения. В этот период т.н. "до инфляции", которая длилась с августа 1922 года по июнь 1923 года, в Регенсбурге не было новых эмиссий чрезвычайных денежных средств.

После того, как в Регенсбурге в 1920 году снова были введены в обращение мелкие денежные купюры – 1 пфенниг от фирмы братьев Ханеманн; 1 и 2 пфеннига от города; а также от фирм колониальных товаров Людвига Больца; пекарни Ханса Эйгнера и Ф. Уилла; 1, 2 и 3 пфеннига от Россмайера и 1, 2, 3 и 4 пфеннига от Карла Хельда — потребовалось три года, до тех пор, пока высокая инфляция не вынудила отцов городов и предприятия Регенсбурга выпускать ранее невиданные уровни стоимости.

Чрезвычайные деньги гиперинфляции

Уже в июне 1922 года рейхсканцлер Вирт приостановил денежные выплаты Репарационной комиссии, сославшись на падение курса марок и инфляционный рост внутренних цен. Новое правительство Куно также придерживалось этого курса и могло производить материальные репарации только с задержкой или в меньших количествах из—за огромного бремени, которое оно оказало на немецкую экономику. Однако союзники по Первой мировой войне, прежде всего Франция, ни в коем случае не хотели отказываться от требуемых репарационных выплат, тем более что это должно было погасить военный долг Франции перед Соединенными Штатами Америки.

Когда 11 января 1923 года премьер—министр Франции осуществил свою угрозу и франко—бельгийская армия вторглась в Рурскую область, чтобы захватить «производительные залоги», вспыхнули панические настроения, и немецкая валюта резко упала. Курс доллара, который 2 января 1923 года всё ещё находился на уровне 7260 марок, достиг значения 10450 марок ещё в день оккупации и поднялся до 49000 марок к 31 января. С середины февраля до середины апреля 1923 года Рейхсбанку удалось сохранить стабильный курс доллара на уровне 21000-22000 марок за счёт использования золота, предназначенного для выплаты репараций, но когда 14 июня 1923 года курс доллара превысил отметку в 100000 марок, Правительство объявило, что курс доллара остаётся стабильным на уровне 21000-22000 марок. Рейхсбанк, после последнего акта отчаяния, в конце концов прекратил всякое сопротивление в конце июня 1923 года. 30 июля 1923 года доллар США торговался уже на уровне 1,1 миллиона марок. Всего через неделю, 7 августа, обменный курс составил 3,3 миллиона марок. В настоящее время во многих немецких городах произошёл настоящий прилив денег, который не пощадил и Регенсбург. Рейхсбанк, несмотря на выпуск всё более крупных банкнот Рейхсбанка, больше не мог идти в ногу с инфляцией.

-13
Ваучер на сумму 20 миллиардов марок от 30 октября 1923 года с изображением компании на оборотной стороне от фабрики карандашей J. J. Rehbach.
Ваучер на сумму 20 миллиардов марок от 30 октября 1923 года с изображением компании на оборотной стороне от фабрики карандашей J. J. Rehbach.

С даты 8 августа 1923 года городской совет Регенсбурга ввёл в обращение денежные купюры номиналами 500 000 и 1 миллион марок. Однако это была лишь капля в море, потому что уже вскоре после этого должно было выйти новое издание этих номиналов с датами 18 и 20 августа соответственно. Наконец, с датой 25 августа последовала сумма, превышающая 2 миллиона марок.

-15
Ваучер завода Рана на сумму 100 миллиардов марок от 15 ноября 1923 года с изображением железных дорог, автомобилей и судов на оборотной стороне. Завод Рана находился на Маргаретенштрассе, 4 и производил лестницы, вагоны, железнодорожное и пожарное оборудование. Второй завод Rana в Регенсбурге находился на Банхофштрассе, 17 и поставлял оборудование для железнодорожных вагонов, кораблей и самолетов.
Ваучер завода Рана на сумму 100 миллиардов марок от 15 ноября 1923 года с изображением железных дорог, автомобилей и судов на оборотной стороне. Завод Рана находился на Маргаретенштрассе, 4 и производил лестницы, вагоны, железнодорожное и пожарное оборудование. Второй завод Rana в Регенсбурге находился на Банхофштрассе, 17 и поставлял оборудование для железнодорожных вагонов, кораблей и самолетов.

9 октября 1923 года курс доллара составлял уже 1,12 миллиарда марок, а немецкая валюта находилась в свободном падении. Всего пять недель спустя, 14 ноября, американский доллар стоил уже 1,26 триллиона марок. В этот период город Регенсбург, в отличие от многих других немецких городов, о которых также известно, что нотгельды были в миллиардных и даже триллионных номиналах, больше не выпускал банкноты чрезвычайных обстоятельств в обращение. Однако уже выпущенные номиналы от 500000 до 2 миллионов марок уже в октябре 1923 года, то есть всего через несколько недель после их выпуска, перестали выполнять даже функцию разменной монеты в связи с растущим падением курса. Помимо банкнот Рейхсбанка в городе циркулировали банкноты Баварского центрального банка, банкноты Баварского государственного банка, а также различные частные чрезвычайные денежные средства. Поскольку Рейхсбанк больше не мог удовлетворять потребности в денежных средствах в связи с быстрым падением стоимости бумажных марок, хотя в период высокой инфляции 1923 года от его имени работали в общей сложности 133 типографии и 30 бумажных фабрик, которые вместе произвели более 10,1 миллиарда банкнот на общую сумму 3877 триллионов марок – это эквивалентно загрузке 1700 железнодорожных вагонов, постоянно не хватало средств платежа, особенно на предприятиях, которые были вынуждены ежедневно выплачивать заработную плату в связи с ежедневным падением курса марки. Так же произошла эмиссия корпоративных экстренных денег различных компаний Регенсбурга. Начало было положено выпуском 15 сентября 1923 года в банковском отделе Управления складов Вальдзассена, управляющего торговым кооперативом Фихтельгебиргс в Регенсбурге более 20 миллионов марок. Фабрика карандашей J. J. Rehbach выпустила ваучеры на 10, 20 и 50 миллиардов марок с датой 30 октября и на 100 миллиардов марок с датой 5 ноября 1923 года. В ноябре последовали ваучеры компании Oberpfalzwerke AG на поставку электроэнергии на сумму более 50, 100 и 500 миллиардов марок. Заводы Рана, имевшие два завода в Регенсбурге и один в Клардорфе и производившие оборудование для судов, железных дорог и автомобилей, выдали ваучер на 100 миллиардов марок с датой от 15 ноября 1923 года.

Золотой долг муниципалитета Регенсбурга в размере 21 золотой марки от 21 декабря 1923 года.
Золотой долг муниципалитета Регенсбурга в размере 21 золотой марки от 21 декабря 1923 года.

В конце 1923 г. была предпринята попытка сдержать инфляцию с помощью так называемых устойчивых к стоимости чрезвычайных денег, и с введением рентной марки, которая основывалась на курсе 1 доллар / рентная марка = 4,2 триллиона марок, инфляция подошла к концу. Княжеская администрация Турна и Таксиса выпустила банкноты номиналом более 4,20 золотых марок, действительные с 15 ноября 1923 года по 31 января 1924 года. Городской совет Регенсбурга разрешил печатать золотые облигации номиналом 8,40, 21 и 42 золотых марки от 21.12.1923 года, но они должны рассматриваться как ценные бумаги с погашением 2 января 1929 года по ставке 12%. Известно, что на фабриках Верхнего Пфальца до сих пор выпускались 2 рентных марки с датой 1923 года. С 1924 года Германия снова обрела стабильную валюту под названием рейхсмарка.