Найти тему
structure_mag

Интервью — Валентина Сливко «О человеке» в структуре анатомического и социального дискурса. Коротко о состояниях»

1. Что привело тебя в искусство? Почему ты выбрала этот путь?

"С детства люблю погружаться в фантазии, додумывать реальность и трактовать события по своему сценарию. Мама рассказывала, что в детстве я больше всего рисовала то, что вызывало у меня сильные эмоции, например, больницы. Рассматривая рисунки из детства, я наблюдаю элементы фантастического реализма — парящих людей в операционной.

Я выросла в неблагополучном районе и наблюдала за разными людьми, от которых ощущала опасность, от деструктивного поведения до физических патологий.

Одиночество также способствовало моему развитию в рисовании. Я не чувствовала себя комфортно со сверстниками. Думаю, прогулки с дедушкой привили мне любовь к творчеству и наблюдениям за природой и людьми. В молодости дедушка рисовал, пока не лишился пальцев на заводе. Он работал над большой мозаикой в Абхазии и всегда рассказывал об этом с теплотой, веря в меня как в художника. Однако вскоре я разочаровала его тем, что не рисую так, как Шишкин или Айвазовский.

Эта привычка рисовать большую часть времени, с одной стороны, помогала мне интересно наблюдать за жизнью, а с другой — позволяла избежать её."

2. Что/кто стало отправной точкой в работе над изображением человеческих частей тела именно в такой форме?

"Окончив училище, я поступила в академию и начала замечать, что мне надоел академизм. К счастью, академия поддерживала меня в экспериментах. Я выбрала путь переделывания и разрушения объективных форм, таких как кости и ткани, смешивая реализм с абстракцией, как мне кажется. Думаю, главную роль в том, что я начала изображать именно беззащитных и сломанных людей, играют эмпатия и сочувствие. Поэтому я хотела достоверно передать смятение и неопределенность через язык гротеска и гипертрофированных форм.

Насмотренность сыграла немалую роль, например, скульптуры Магдалены Абаканович, куклы Ханса Беллмера и фильмы Яна Шванкмайера, а также множество талантливых людей в рамках академии."

Ханс Беллмер, "La poupee", 1936 год.
Ханс Беллмер, "La poupee", 1936 год.

3. Коротко: как отразилась обстановка в Донецке в твоих работах, и было/есть какое-то «поддерживающее» сообщество творцов у тебя в городе? Какие вы делали совместные проекты?

“Бессилие, постоянная тревога о том, что никогда больше не увижу родных, так как училась в другом городе. Долгое время это был иррациональный страх, но время от времени, приезжая домой, я понимала, что в любой момент могу потерять дом и родных. Думаю, образ бессилия часто присутствует в моих работах.

В городе был арт-завод "Изоляция". Это было крутое пространство именно для художников-монументалистов. Когда училась в училище, там проходила выставка китайского художника. Помню, были большие портреты шахтеров, сделанные углем. Пространство и выставка очень воодушевили меня в свое время.

В 2021 году мы сделали проект "Иначе" с двумя моими друзьями. Мы организовали выставку на заброшенном корабле на берегу Кальмиуса (река, протекающая по территории ДНР). Идея заключалась в объединении людей и “проверке”, насколько зритель готов к чему-то непривычному. На удивление, было много людей любого возраста, и это с учетом ковида (COrona VIrus Disease 2019коронави́русная инфе́кция 2019 года) и обстрелов. Выставка состояла из множества инсталляций на первом и втором этажах. Все было связано с идентичностью города — тем, что узнаваемо только в нем, а также размышлениями на тему воды и памяти.”

4. Почему ты решила переехать в Белгород и вернуться в Донецк? Какие видишь перспективы в искусстве и векторы развития, не только для себя, а вообще?

"Влюбилась — переехала. До этого жила полгода в Калуге. Благодаря переездам начала сравнивать города и нашла много плюсов в Белгороде: развитие на глазах, вежливость людей и талантливые открытые художники разных возрастов. Вернулась в Донецк по личным причинам, но рассматривала Белгород как город для жизни. К сожалению, большинство моих друзей уехали, и это всё изменило.

Векторы развития в искусстве — вопрос сложный. Думаю, современный зритель “переедает” визуальным контентом. Художник может пользоваться этой возможностью, абстрагироваться и погрузиться в себя, размышляя, как визуальный переизбыток влияет на жизнь людей, и на него, в том числе. Для меня перспектива в тактильности, в использовании разных материалов, чтобы наедине с собой, включались все органы чувств человека."

5. Кто для тебя человек, какое положение он занимает в пространстве вселенной, в чем заключается его «миссия» в обществе?

"Для меня человек — это субъект для изучения. Миссия — разбираться в себе в разных задачах и на разных этапах жизни в контексте общества."

6. Что тебе еще интересно изучать и над чем хотелось бы поработать в ближайшем будущем?

"Я люблю выращивать растения и окружать себя природными деталями, по возможности. Это наполняет меня.

Рукописные шрифты. Я сейчас закончила латинский алфавит. Пока всё в черновом виде, понимаю, что нужно ставить себе временные рамки.

Одежда. В планах — наладить массовое производство худи и свитшотов с моей графикой.

Хотелось бы возобновить поездки на резиденции и пленэры, познакомиться с художниками и общаться больше с единомышленниками."

Создание рукописного алфавита. Личный фотоархив художницы. Автор фото: Михаил Стрижко.
Создание рукописного алфавита. Личный фотоархив художницы. Автор фото: Михаил Стрижко.

7. Тебе важно быть в сообществе единомышленников? Мотивирует ли тебя работа в команде, где есть всегда место обмену идеями и поддержке?

"Важно, но не всегда. Все-таки я привыкла больше работать в уединении. Работа в команде давалась мне с трудом только в начале, когда сложно подстроиться под ритм каждого человека. Это касается творческих проектов. Что касается технических работ, таких как роспись стен, с работой в команде проблемы нет, так как уже есть четко поставленная задача."

8. Кем ты вдохновляешься из художников, творческих деятелей? Кто/что стало для тебя ориентиром (люди/проекты)?

"Меня вдохновляли многие во времена учебы в академии, и мне кажется, что спустя 9 лет мои предпочтения не изменились. Думаю, исследовательский проект художника Михаила Шемякина, рассматривающего историю искусств с точки зрения трансформации образов, сильно повлиял на меня.

Что касается кино, то фильмы Бергмана и документальные ленты о том, что происходило в истории человечества, стали для меня ориентиром в понимании психологии человека. До сих пор мне нравится творчество Гойи и Кусамы.

На данный момент я не пополняю свой "вдохновляющий архив", так как мне хватает потрясений, которые окружают меня."

9. Какие «ритуалы» тебе нужно совершить перед началом работы?

"Чтобы был порядок вокруг меня. Музыка часто помогает мне погрузиться в нужную тему или в какой-нибудь текст, слова которого мне близки.

Иногда я использую наброски, а иногда сразу начинаю две большие работы одновременно."

10. Во что ты веришь?

С возрастом верю только своим ощущениям и телу.

Интервьюер: Софья Орешкина — дизайнер, независимый куратор и художник, основатель онлайн-галереи молодого современного искусства и журнала "Структура".

Интервьюируемый: Валентина Сливко — художница, работает в экспрессивной манере создает многофигурные композиции, в техниках живописи и графики.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал