Найти тему
Maksimus Praim- history

Была ли это случайность? Гибель генерала Лебедя: версии катастрофы Ми-8

22 года назад, 28 апреля 2002 года, в результате крушения вертолёта Ми-8 вблизи озера Ойское, расположенного в 350 километрах от Красноярска, погиб Александр Лебедь, один из самых известных генералов в новейшей истории России. Он был губернатором Красноярского края и пользовался большой популярностью в стране.

Версия 1. Плохая видимость: Туман

Расследование аварии проводила специальная комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Эксперты пришли к выводу, что одной из причин катастрофы стали сложные погодные условия. Максимальная видимость в тот день составляла всего несколько десятков метров, шёл снег с дождём.

В итоге Межгосударственный авиационный комитет пришёл к выводу, что пилоты вертолёта не заметили линии электропередач вовремя. Когда ЛЭП появилась в поле зрения, командир экипажа Тахир Ахмеров слишком резко поднял вертолёт вверх, в результате чего лопасти погнулись и задели хвостовую часть машины. Пилот утверждал, что погода в тот день была хорошей и ЛЭП была отчётливо видна.

-2

По словам пилота вертолёта Тахира Ахмерова, катастрофа произошла из-за указаний директора Шушенского санатория Юрия Подгорного. Подгорный, хорошо знавший местность, советовал пилотам, как лучше лететь. В результате неверная оценка маршрута ЛЭП привела к трагедии.

Сам Подгорный во время допросов давал противоречивые показания, утверждая, что погода была плохой, а ЛЭП экипаж заметил только на расстоянии трёх с половиной метров, что опровергалось пилотами. Тем не менее, директор санатория проходил по делу только в качестве свидетеля.

Версия 2. Сам генерал

Александр Лебедь был известен своим крутым нравом, поэтому после трагедии Красноярская государственная телекомпания предположила, что генерал давал указания по полёту, находясь в кабине пилотов. Говорили, что Лебедь сказал: «Всю ответственность беру на себя». Однако эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) не обнаружили записей разговоров генерала с экипажем на чёрных ящиках вертолёта. Стоит отметить, что вертолётный регистратор записывает только переговоры между членами экипажа и с землёй, поэтому голос Лебедя мог не попасть на запись.

-3

Ахмеров говорил, что летел на низкой высоте по указанию генерала. По его словам, губернатор дал такое распоряжение ещё до полёта. После освобождения в 2006 году пилот подтвердил, что Лебедь действительно заходил в кабину и давал указания, но неизвестно, сделал ли он это до или во время полёта.

Версия 3. Неопытный экипаж

Сразу после аварии стали говорить о недостаточной квалификации экипажа. Елена Лопатина, журналистка газеты «Красноярский рабочий», которая находилась в вертолёте, заявила, что катастрофа произошла из-за небрежности и безответственности пилотов. Она считает, что они были недостаточно подготовлены для полётов в условиях сибирской весны и не приземлились, когда это было необходимо.

-4

Ахмеров отрицал обвинения, заявляя, что за его плечами 30-летний опыт работы и что он много раз летал в Сибири с Лебедем. Он утверждал, что если бы увидел опасность, то развернул бы вертолёт. Второй пилот Алексей Курилович тоже имел большой опыт, к тому моменту он налетал 22 года.

-5

Версия 4. Человеческий фактор

Одной из причин катастрофы, согласно мнению МАК, было недостаточное знание пилотами местности и их плохая ориентация по карте. Пилоты якобы не изучили маршрут должным образом перед полётом, поэтому ЛЭП, указанная на карте, стала для них неожиданностью.

-6

Тахир Ахмеров, пилот, отрицает эту версию. Он утверждает, что у пилотов была карта 1956 года, на которой не было этой ЛЭП. По его словам, заявка на получение новой карты была подана заранее, но по каким-то причинам пилоты так и не получили её вовремя.

Суд

Во время расследования выяснилось, что полёт проходил с нарушениями: число пассажиров превышало количество мест в салоне, лётная карта была неправильно масштабирована, а долгосрочный прогноз погоды был неблагоприятным. Пилоты не знали точного маршрута до места назначения, и из-за этого на борт взяли главу администрации Ермаковского района Василия Рогового в качестве проводника.

Из-за тумана провод ЛЭП появился перед лобовым стеклом вертолёта внезапно, и командир совершил ошибку, подняв вертолёт слишком резко. Ведущий винт не выдержал нагрузки, его лопасти задели хвост вертолёта, и одна из уцелевших лопастей хвостового винта намотала провод грозоотвода. Вертолёт начал падать с высоты около 37 метров, и Лебедь погиб, так как сидел по правому борту, а вертолёт при падении закрутился вправо.

-7

Командир вертолёта Тахир Ахмеров был приговорён к четырём годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Он отбыл половину срока и вышел по условно-досрочному освобождению, не признавая своей вины. Второму пилоту Алексею Куриловичу назначили три года условного заключения.

Кассационная жалоба лётчиков, поданная в Верховный суд в июле 2004 года, не была удовлетворена.

КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ генерала Лебедя

-8

Не бывает безгрешных десантных генералов.

Мы матом не ругаемся, мы им разговариваем.

Последним смеется тот, кто стреляет первым.

Я бью два раза, первый – в лоб, второй – по крышке гроба.

Генерал-демократ — то же самое, что еврей-оленевод.

Атаман без золотого запаса - не атаман.

Летящий лом не остановить.

Потряси любого россиянина, обязательно пять-шесть лет тюрьмы из него вытрясешь.

Мат является основой командования и управления в совместных войсковых операциях.

Александр Лебедь погиб 28 апреля 2002 года в результате аварии вертолёта Ми-8. Он похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве, рядом с колумбарием, в секции 131, участок 8, ряд 33.

-9

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

Все изображения, использованные в статье, взяты из открытых источников https://ya.ru/imagesи принадлежат их авторам.

Дорогие читатели, хочу сказать огромное спасибо всем, кто дочитал эту статью до конца. Отдельное спасибо тем, кому понравился материал.

Если вам понравилась статья и вы интересуетесь историей, обязательно подписывайтесь на мой канал, это поможет мне попасть в рекомендации Дзен. Желаю вам удачи, здоровья и хорошего настроения!

И огромное спасибо всем кто подписался!