Найти тему

Дороже Zara и H&M. Как китайский бренд придумал «быструю моду»

Сенсация последнего десятилетия на рынке одежды - китайский бренд Shein. Если вы про него никогда не слышали, то это означает только то, что перспективы его роста все еще очень неплохи. Однако еще в 2020 году его выручка превысила 10 миллиардов долларов, и сейчас он опережает по оборотам Zara и H&M. В 2021 году Shein обогнала Amazon как самое загружаемое приложение для покупок в американском App Store, а в марте прошлого года в ходе очередного раунда финансирования компанию оценили в 60 миллиардов.


Итак, что же такое Shein. Это преимущественно онлайн-ритейлер (собственных магазинов у него совсем немного), производящий одежду на швейных фабриках в Китае по очень невысоким ценам и весьма спорного качества. Главное конкурентное преимущество Shein – так называемая быстрая мода. Это производство очень небольших партий огромного числа разных моделей. Они выставляются на продажу онлайн, что позволяет компании в кратчайшие сроки проводить фактические АВ-тесты всех своих предложений, выявлять абсолютные бестселлеры и уже их заказывать промышленными партиями, не совершая ошибок. Ключ к успеху – именно колоссальный ассортимент на старте продаж. В то время как любой традиционный бренд обновляет свои коллекции десятками или максимум сотнями моделей в сезон, Shein буквально клепает их тысячами, позволяя покупателям самим выбирать, что будет приносить компании миллиардную выручку.


Бизнес-модель компании настолько всеядна, что на некоторых рынках она буквально выжигает любую конкуренцию. Именно поэтому Shein, например, официально запрещен в Индии.


Shein ориентируется на женщин поколения Z, компания активно работает со звёздами шоу-бизнеса, модными блогерами и другими инфлюэнсерами в социальных сетях (особенно в TikTok, YouTube, Facebook, Instagram, Pinterest и X). Компания широко использует собственные алгоритмы и большие данные для разработки новых моделей и продвижения товаров в социальных сетях.


Если формирование ассортимента и модель продаж у Shein точно из будущего, то непосредственное производство живет в мрачном прошлом. Компанию много критикуют – за непрозрачное происхождение и низкое качество ее товаров, а также за их производство из сырья с вредными компонентами. Отдельно ее порицают за то, что работающие с ней поставщики нередко нарушают авторские права западных дизайнеров, а заодно трудовое законодательство, злоупотребляя ненормированным рабочим временем сотрудников и плохими условиями труда. Также фабрики, работающие на Shein, используют хлопок, собранный с использованием принудительного труда уйгуров. Наконец, критики считают, что приложение Shein и активность компании в соцсетях вызывают зависимость у молодежи, а низкие цены провоцируют покупать вещи, которые на самом деле не нужны.


О моде раньше всех - на 25 лет! Подписаться на Future Styles.