Найти тему

Духовная доминанта Дзержинска

И он оказался прав. Собор поражает внешне своей величественностью и белоснежной изящностью. Когда же заходишь внутрь, дух и вовсе захватывает от красоты внутреннего убранства.

В минувший понедельник в собор на пресс­-тур пригласили представителей региональных средств массовой информации.

До освящения главного придела оставалось двое суток. Работа в верхнем храме кипела. Помочь навести чистоту, кстати, мог любой желающий. Прихожане бережно снимали остатки строительной пыли с окладов икон, намывали мраморный пол, на весу гладили алый занавес алтаря. А художники-­мастера наносили на стены последние штрихи росписи.

Было шумно и… уже немного волнительно. Как накануне любого большого торжества. Оно и понятно: православные дзержинцы ждали этого момента без малого тридцать лет!

Дата пресс-­тура оказалась весьма символичной. Именно 12 августа 1994 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай, который выступил инициатором строительства храмового комплекса в Дзержинске, благословил его проект. Это стало началом церковной жизни в нашем городе.

О долгой истории главного собора (который и дал название нашему благочинию – Воскресенское) журналистам рассказал протоиерей Александр Долбунов, настоятель храма в честь Воскресения Христова, благочинный Воскресенского округа Нижегородской епархии:

«Строительство и благоукрашение собора велось 26 лет. В 1998 году здесь был вырыт котлован, и начались работы по заливке фундамента. Первая литургия была совершена в нижнем храме, который освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, в 2008 году. Затем пришла очередь двух других приделов – в честь мученика Николая Филиппова и мученицы Анисии Маслановой».

Потом начались работы в верхнем храме. Правый придел был освящен в честь иконы Божией Матери «Иверская» летом прошлого года. Левый – в честь святых жен­-мироносиц – в июне этого года. А незадолго до этого владыка принял решение, что 14 августа будет освящен центральный придел в честь Воскресения Христова.

И это событие стало ознаменованием завершения священного долгостроя.

«Собор не имел централизованного финансирования, он строился на пожертвования людей, предприятий и организаций. Поэтому не было и определенных сроков. Стройка то входила в активную фазу, то буквально замирала. Но жители Дзержинска очень ждали этого момента. Ведь собор, как ему и положено, – по масштабам, по величественности, по значимости – можно смело назвать центром духовного притяжения горожан»,объяснил Александр Долбунов.

За основу строительства был взят утвержденный проект архитектора Вячеслава Ижикова. Главным инженером строительства объектов православного комплекса стал директор ООО «Региональный инженерный центр» Юрий Коваль.

Росписи от пола до купола – в византийском и палехском стиле, уникальный иконостас – стилизованный под мрамор, а на самом деле – деревянный резной, образ Спасителя, выложенный высоко над алтарем в мозаике, – таково украшение верхнего храма. Главная святыня – Иверская икона Божией Матери, написанная в Пантелеимоновом монастыре на Афоне в XIX веке и переданная Воскресенскому благочинию в 2021 году.

Иконостасы трех приделов храма в честь Воскресения Христова представляют собой единый ансамбль. Более семи тысяч квадратных метров стен чуть больше года расписывали работники нижегородской иконописной мастерской «Ковчег».

«Такой объем и за такой короткий срок… Сначала думали, что не справимся, но с Божией помощью всё успели. Сложнее всего было начать ­ определиться со стилем, колоритом, сюжетами, размерами фигур. Конечно, в ходе работ что-то приходилось менять. Первоначальный эскиз и то, что получается в финале, – не одно и то же. Как камертон «прозвучал» мозаичный образ Спасителя в конхе, и мы уже под него подстраивали свои образы. Роспись начали с алтаря – на синих фонах. Посовещались с владыкой, он посоветовал использовать больше золотого. Мы попробовали и увидели, что это то, что надо»,улыбается генеральный директор мастерской Алексей Анциферов.

Над росписью верхнего храма собора работало порядка тридцати человек. Иконы выполнены в древнерусском стиле, вся концепция росписи и иконостаса подчинена византийской стилистике, а в росписи прослеживаются и древнероманские, и русские мотивы.

«Воскресение Христово – главный праздник для всех православных христиан, торжество из торжеств. И собор, названный в его честь, должен быть соответствующим. Такую задачу ставил перед нами владыка. Надеюсь, мы ее выполнили»,сказал Алексей Анциферов.

В цифрах

  • Высота надземной части (до креста) – 57,60 м.
  • Общая высота собора с крестом – 64 м.
  • Высота крестов: крест центральной главы – 7 м, кресты боковых глав – 5 м.
  • Общая вместимость храма – 5000 человек.

Собор включает два храма: нижний – в честь Успения Пресвятой Богородицы, верхний – в честь Воскресения Христова. Имеет шесть приделов.

О главной святыне

Икона написана в Пантелеимоновом монастыре на Афоне в XIX веке.

Иверская икона Божией Матери – один из самых почитаемых православными христианами образов. На ней Пресвятая Богородица изображается с кровоточащей раной на лике. Церковное предание рассказывает, что во время иконоборческих гонений в Византии при императоре Феофиле в 726 году в эту икону ударил копьем один из воинов­-иконоборцев, и из правой ланиты Богородицы потекла кровь. Эта рана так и осталась на Ее лике. Икона Пречистой Матери с Младенцем на руках вышла Победительницей из этого поединка и отправилась на Афон, чтобы стать главной Заступницей всех христиан. Икона находится в одноименном правом приделе иконостаса верхнего храма собора в честь Воскресения Христова.

Ранее настоятель храма Серафима Саровского в Дзержинске иерей Андрей Маношкин высадил лотосы.

Екатерина КОЗЛОВА

Фото Александра и Виолетты Фроловых