Найти тему
Русский компас

"Жестокая колонизация": чему учат в школах наших союзников по ОДКБ

Оглавление
Фото: Любовь Борисенко / rg.ru.
Фото: Любовь Борисенко / rg.ru.

Мигранты тысячами едут к нам, настроенные против страны и народа. Специалист рассказал, почему так происходит.

Алла МИХАЙЛОВА

Начался учебный год, дети сели за учебники. Историк Александр Дюков в своём телеграм-канале разбирает школьные книги по истории, выпущенные в постсоветских странах: что в них пишут о России.

Начнём с Узбекистана, с учебника для 5-го класса. Хотите узнать, как у жителей этой страны с малолетнего возраста воспитывается ненависть к России?

— анонсировал своё видео учёный.

Фото: скрин ТГ-канала "Дюков. Историк-рационализатор".
Фото: скрин ТГ-канала "Дюков. Историк-рационализатор".

Учебник выпущен Министерством народного образования республики Узбекистан. Именно по нему сейчас там учатся дети. Параграф, в котором описывается история взаимоотношений Узбекистана и нашей страны, называется "Колониальная зависимость от России". Там говорится о том, что богатые природные ресурсы края всегда привлекали русских правителей. Так Петр I замыслил завладеть ими. И в XIX веке это случилось.

Перед нами знаменитая фальшивка о завещании Петра I, только в урезанном виде. В обычной фальшивке говорится о том, что он завещал своим потомкам завоевать весь мир. Тут же планы несколько скромнее: завоевать не мир, а только Узбекистан,

— комментирует Дюков.

"Грабежи, тяжёлые налоги и попрание обычаев"

Также в учебнике говорится о том, что Российская Империя воспользовалась экономической отсталостью Средней Азии, отсутствием у них хорошего вооружения, а также тем, что между ханствами были распри.

Захватив нашу Родину, Российская Империя установила колониальные порядки. Стала грабить богатства края, ввела тяжёлые налоги и обязательства. Самые плодородные земли получили переселенцы из России. Были попраны наши национальные достоинства и обычаи. Это привело к тому, что население Узбекистана подняло восстание, носившее освободительный характер. Однако, в результате неравенства сил оно потерпело поражение. Но жестокость противника не сломила духа нашего народа,

— красочно описывает автор учебника.

Учебник истории в Киргизии. Фото: скрин ТГ-канала "Дюков. Историк-рационализатор".
Учебник истории в Киргизии. Фото: скрин ТГ-канала "Дюков. Историк-рационализатор".

Что из этого текста узнаёт ученик? Жестокая колонизация, издевательства над национальным достоинством, грабежи, и справедливое восстание народа. И такими представляют детям не только русских царей!

В 1917 году была свергнута династия Романовых. Страна была ввергнута в пучину хаоса. В результате власть захватили коммунисты, которые хотели построить общенародное государство без частной собственности. Но они не дали обещанную свободу народам ранее захваченных краёв. В том числе и Узбекистан продолжал оставаться колонией теперь уже коммунистической России.
Она свергла наше национальное правительство. Колониальная зависимость была усилена. Это стало причиной начала национально-освободительной борьбы за независимость, которая продолжалась несколько лет. Однако силы были неравны. Родина потерпела поражение. Борцов за независимость Узбекистана издевательски называли басмачами — разбойниками. Местную интеллигенцию подвергли жестоким репрессиям.

И так далее. В целом в этом параграфе говорится о том, что зависимость от России продолжалась 130 лет. В 1991 году наконец-то добились желанного освобождения. А в 2000-м открыли "памятник жертвам колониального периода".

Учебник истории в Киргизии. Фото: скрин ТГ-канала "Дюков. Историк-рационализатор".
Учебник истории в Киргизии. Фото: скрин ТГ-канала "Дюков. Историк-рационализатор".
Итак, мы видим, что период взаимодействия Узбекистана с Россией — то есть её период нахождения в составе Российской Империи и СССР — описывается исключительно в чёрных красках. И когда мы видим, что молодёжь Узбекистана относится к нашей стране и людям негативно, мы можем понять, откуда это идёт,

— рассказывает Дюков.

Так ли плохо было узбекам в СССР?

Конечно же, авторы учебника умалчивают, как неуклонно повышался жизненный уровень населения Узбекистана в годы СССР. Развивалась промышленность, шло активное строительство. Была создана национальная школа с обучением на родном языке, ликвидирована безграмотность.

В школе, Узбекская ССР, 1930-е. Фото: Макс Пенсон/МАММ / МДФ.
В школе, Узбекская ССР, 1930-е. Фото: Макс Пенсон/МАММ / МДФ.

Что произошло там после "освобождения" можно судить по тому, сколько киргизов сейчас едут на заработки (или вовсе переезжают жить) в Россию. Больше, чем таджиков. Независимость не накормила людей. Но зато можно красноречиво возмущаться в учебниках.

Напомним, что Узбекистан, хоть и не входит в ЕАЭС, но всё равно критически зависит от России. Миллионы иностранных специалистов из этой страны ежегодно едут к нам на заработки. Стоит ли удивляться, что после такой идеологической обработки многие из них становятся оголтелыми русофобами с готовым моральным оправданием любых преступлений в России?

— пишет телеграм-канал "Многонационал".

А В ЭТО ВРЕМЯ

Достойные условия труда мигрантам

С сентября 2022 года между Россией и Узбекистаном действует соглашение о всеобъемлющем партнерстве. В мае 2023 года Владимир Путин в очередной раз посетил Узбекистан: обсуждали повышение объемов торговли между странами в три раза (до 30 млрд долларов в год — это в два раза больше, чем с Китаем).

Вместо хиджабов узбечки носили яркую и самобытную национальную одежду. Фото: SoftMixer.com.
Вместо хиджабов узбечки носили яркую и самобытную национальную одежду. Фото: SoftMixer.com.

Объём накопленных прямых инвестиций России в экономику Узбекистана в прошлом году превысил 9 млрд долларов. Сейчас в стране действуют около 3 тысяч предприятий с российским участием — четверть всех компаний с иностранным капиталом.

В мае 2024 года — новый визит. Профильные министры заключили ряд соглашений в сферах экономики, здравоохранения, образования и культуры. Президент России Владимир Путин пообещал обеспечить работающим в России гражданам Узбекистана "достойные условия труда".

НА ЗАМЕТКУ

Александр Дюков. Фото: сайт Института российской истории РАН.
Александр Дюков. Фото: сайт Института российской истории РАН.

Александр Дюков — российский историк и публицист, координатор Группы информации по преступлениям против личности, директор фонда "Историческая память", научный сотрудник Института российской истории РАН. Автор более 70 научных публикаций на нескольких языках.