В мировой прокат выходит "Битлджус Битлджус " - продолжение эксцентричной чёрной комедии с Майклом Китоном в главной роли.
Первая лента про шутника-биоэкзорциста вышла в 1988 году. По сюжету молодожёны Адам и Барбара попадают в смертельную аварию и становятся привидениями. В их новый дом вселяются новые жильцы, которые молодую чету призраков крайне раздражают. А помочь в их изгнании может Битлджус, который предоставляет услуги по изгнанию живых людей.
Фильм получил культовый статус и стал лентой Бёртона, во многом определившим его будущий стиль: мрачная атмосфера, эксцентричные персонажи, яркий грим. В этом мире царит и чёрное, и белое, как полосатый костюм Битлджуса. Нечто подобное отражено и в музыке. За мрачную и тревожную музыку отвечал Дэнни Эльфман - это была его вторая совместная работа с Бёртоном после "Большого приключения Пи-Ви" (1985).
А вот радостной и светлой частью стали записи Гарри Белафонте (1927-2023) - популярного певца, прославившегося в жанре калипсо. Это народная музыка, распространённая в Тринидад и Тобаго и других соседних Антильских островах. В фильм вошло четыре разных мелодии, о которых мы расскажем подробнее.
"Day-O (The Banana Boat Song)"
Песня в фильме не просто звучит - это ещё целый номер. Желая прогнать новых владельцев дома, главные герои решают их напугать. Но по своему - во время вечернего ужина семейство внезапно начинает танцевать и петь под мелодию Day-O.
Эта песня пришла с Ямайки, откуда родом родители Гарри (сам певец родился в Нью-Йорке). Фраза Day-O - это позывной для грузчиков, которые разгружают бананы в ночную смену. Белафонте далеко не первый, кто её записал. Ещё до него вышли пластинки с записями Эдрика Коннора и Боба Гибсона. Но именно его версия 1956 года стала очень популярна. После него на данную песню стали писать различные каверы, среди исполнителей были группы Kinks и Platters. Всего зафиксировано 160 разных версий, с переводами на французский, китайский, японский, норвежский и другие языки.
Мелодия так плотно стала ассоциироваться в фильмом "Битлджус", что именно с неё начинается трейлер сиквела, только в новой обработке.
"Man Smart (Woman Smarter)"
Следующая песня не народная, её написал конкретный автор - Норман Спан, который записывался под псевдонимом King Radio. Начинал он как раз грузчиком, а потом сделал карьеру на сцене с жанром калипсо. Его авторство оспаривается, но считается наиболее вероятным - ведь именно он записал эту песню на пластинку в 1936 году. Его же имя указано в финальных титрах "Битлджуса".
Версия Белафонте вышла в 1952 году.
Jump in the Line (Shake, Señora)
Ещё один хит, который помнят благодаря "Битлджусу". Он звучит в самом конце, когда героиня Вайноны Райдер поднимается поднимается в воздух и танцует. Авторство принадлежит Элвину Робертсу (1922-2000), известному как Лорд Китченер. Его ещё называли Великим мастером калипсо. Его успех пришёлся на период после Второй мировой войны. В 1946 году он принял участие в карнавале в Тринидад и Тобаго, который проходит ежегодно, и завоевал титут Road March. А помогла ему в этом песня Jump in the Line или Shake, Senora (Встряхнись сеньора).
Первая запись вышла в 1949 году в исполнении Элдвина Робертса, Гарри Белафонте выпустил свою версию в 1961 году. Различные каверы на неё записывают и по сей день.
Sweetheart from Venezuela
Ещё одна мелодия, автором которой является Александр Фицрой, известный как Лорд Мелоди (1926-1988). Он вырос в приюте, ещё будучи подростком он познакомился Элвином Робертсом. Со временем Фицрой обрёл собственную славу, особенно после отъезда Робертса в Англию в 1947 году.
Лорд Мелоди записываться начал в начале 1950-х. Его сочинения привлекли других исполнителей, в том числе Гарри Белафонте. Песню Sweetheart from Venezuela / Милая из Венесуэлы он записал в 1961 году, которая вышла в лидирующие строчки чартов США,
А что же Эльфман?
А музыка Дэнни Эльфмана стала тоже популярной. Его вступительная мелодия к фильму даже вышла на отдельном альбоме "Screen Themes", куда вошли композиции к дургим популярным кинохитам 1980-х: Крепкий орешек, Кто подставил Кролика Роджера, Большой.
Саундтрек к "Битлджусу" вышел сразу же в 1988 году. Для композитора это был третий альбом с его музыкой, в него вошли 18 композиций и две песни Гарри Белафонте: Day-O и Jump in the Line.
С ростом популярности фильма саундтрек неоднократно переиздавался. В год выхода сиквела вышло его специальное переиздание с цветным белым диском, на котором изображён чёрно-белый полосатый змей.