Найти тему

Снифф из Муми Дола.

Снифф в шлеме Антония. А ему идёт, однако!
Снифф в шлеме Антония. А ему идёт, однако!

Когда речь заходит о Вселенной Муми-Троллей, в топ 1 почти всегда выходит Снусмумрик. Оно и неудивительно — Снусмумрик очарователен и прекрасен. А в мультсериале «Приключения Муми Троллей» он вообще обладает характером самурая. Не хватает только меча на поясе. Он хорош везде — и в книге, и в большей части мультиков. Ну а в хвосте всех «топов» уныло плетётся Снифф. Он — как будто антипод Снусмумрика во всём. Иногда даже создаётся впечатление, что единственный его смысл — это оттенить Снусмумрика, создать ему фон для контраста… Но так ли это? Снифф чаще вызывает негативные чувства — его жалко, за него стыдно, иногда даже кажется, что сейчас он станет изгоем за своё сволочное поведение… Но всякий раз, он почему-то, остаётся другом для всех. Так может быть, роль Сниффа — это дать проявиться безграничной доброте его друзей?

Сразу оговорюсь — рассматривать Сниффа мы будем не по книге, а по мультсериалу. И сразу же первое замечание — там он не самый «плохой». Филифьонка его явно обскакала по «плохости». Персонаж, скажем так, «условно-положительный», но Снифф — явно лучше. Хотя бы потому что он — настоящий. Там Филифьонка — олицетворение фальши, наносного, искусственного. Всё настоящее и живое вызывает у неё отторжение, возмущение и ужас. Всё должно быть принесено в жертву строгому порядку и чистоте. Её дети — это её узники, они несчастны. Снифф — явно выигрывает на её фоне даже при всех его возмутительных недостатках. Даже не знаю, есть ли смысл их перечислять…

Очень хорошо его характеризует эпизод, когда он за деньги выдаёт убежище Муми Папы, скрывающегося от тёти Джейн. Чем не Иуда? Здесь казалось всё, Сниффа прогонят с позором… Но нет. Рядом с шокированным Муми Папой в палатке сидит Снусмумрик, и с невозмутимым спокойствием самурая произносит всего два слова «Снифф — хороший». Всё. Больше ничего для реабилитации Сниффа не нужно — «самурай сказал слово». Наверное, кого-то это могло шокировать, но не меня. Я тоже — старый самурай, и многое вижу. Ну ладно, ладно, не самурай. Но уж «старый пионэр, много знаю», это точно. Я был искренне благодарен Снусмумрику за его доброе слово, и начал пристально следить за Сниффом — выйдет ли из него прок?

Долгое время всё было тщетно, Снифф продолжал «радовать и поражать» своим эгоизмом, трусостью и алчностью. В момент наводнения он «сам за себя», на всех остальных ему плевать. Но даже «сам за себя» он не может спастись, его приходится спасать чуть ли не насильно. Потом, он из страха за себя, спихивает крошку Мю в воду, хотя немного терпения позволило бы спастись обоим. Но и тут никто ему даже не выговаривает. Видимо знают, что бесполезно. Но он для них остаётся родным и любимым. Гипертрофия характеров просто зашкаливает, стрелка грозит сломать упор. В спектакле он не может даже нормально поплакать из люльки… Возмездие настигает его неожиданно — в виде беспощадных зубов крошки Мю. Вот и всё наказание за его скотство. Несправедливо? Да. Но милосердие выше справедливости. И со временем, мы увидим плод этого милосердия и долготерпения к этому типу.

Спасает его крошка Мю. Она, как бы незримо берёт над ним шефство. Она его постоянно одёргивает, поддевает, кричит на него, кусается… И так, сближается с ним, как никто из Муми дола. В более хорошем расположении духа она на нём ездит (что очень удобно, так как у Сниффа высокий рост, и относительно тонкая шея, за неё удобно держаться). Презрение к «трусу» постепенно сменяется дружеским участием (пусть и в негативном ключе). И это даёт плоды - Снифф привязывается к Мю. Когда она улетает на воздушном змее — он вполне искренне переживает за неё. Может пару раз, Мю спасается верхом на Сниффе, и он уже не пытается её сбросить, как тогда, во время наводнения, а спасается вместе с ней.

А испытав смертельный страх в межвременныхпутешествиях — он отправляется туда вновь и вновь. Тяга к приключениям пересиливает страх и в нём. Хотя и продолжает «удивлять».

104 серия "Приключений Муми Троллей" Снифф плачет от радости. Но не о золоте и самоцветах.
104 серия "Приключений Муми Троллей" Снифф плачет от радости. Но не о золоте и самоцветах.

Полностью открывается Снифф в 104, последней серии. Первый эпизод — бегство от аллигатора. Снифф залезает на дерево, а крошка Мю, вооружённая палкой кидается его спасать. Снифф же прыгает на аллигатора, потом — к Крошке Мю. Да, он прыгает ей за спину. Да, он дрожит от страха, не в силах взглянуть на аллигатора, он зажимает голову лапами. Это был бы позор для человека, но для Сниффа — это уже победа. Он не умчался со всех лап, пока аллигатор занят Мю, не остался висеть на дереве, в ожидании пока крокодил наестся его другом. Его место — рядом с ней, как бы страшно не было. А как ему страшно — можно видеть.

Потом, Крошку Мю уносит кондор и герои не знают, найдут ли они её живой. Когда она всё-таки находится живой, Снифф начинает плакать от радости, и даже на какой-то момент падает на землю, не в силах устоять на лапах, продолжая плакать при этом. И лишь потом обнаруживает, что лежит на золоте...

И это — не влюблённость. Влюблённого Сниффа мы уже видели, это совсем не то. Снифф любит Мю совершенно чистой любовью, без малейшего стремления к обладанию. Чисто, горячо и нежно — мало кто умеет любить так. И как мы видим дальше — это не ограничивается Мю. Прикарманив втихаря самоцветы в Золотом Городе — он не оставляет их себе, а дарит их тёте Джейн, только чтобы поднять ей настроение, только, чтобы показать вместе ос всеми, что она — дорога и любима. Он уже понял, что есть в жизни Вещи важнее денег и драгоценностей.

Снифф — эмоционален до предела. И боль и радость — захватывают его полностью, без остатка. Алчность и страх — тоже, но он научился побеждать их, став одним из Четырёх Победителей (о них — отдельная статья). И надо сказать честно — Радость он воспринимает сильнее боли, страха и алчности. Он радостен до слёз и судорог. Он жизнерадостен. Назвав его «иудой», я должен возразить сам себе — Снифф никогда не полезет в петлю. Он видит Любовь к себе, и способен любить в ответ. Ему чужды злоба и униние. Он ни разу никого не осудил (чем грешна Филифьонка). Последняя Победа Сниффа способна вдохновить на Победы и других. Нас, например. Его Любовь — пример для многих, и пример вполне выполнимый. Трудновыполнимый, да, но ему было трудней. Снифф бесконечно слаб — и бесконечно силён одновременно. И слабость его — оборачивается Силой. Его алчность — оборачивается жертвенностью, а эгоизм — Любовью.

В течении сериала мы все терпели его. Но кто-то не просто терпел, а вполне себе любил его. Любил, видя кто он на самом деле. И терпение и Любовь — были вознаграждены в конце. Он — как аккумулятор, который был разряжен в начале, но зарядился к концу. И для меня — Снифф не просто «хороший». Для меня он — лучший.

104 серия "Приключений Муми Троллей. Радость Сниффа до  судорог и паралича.
104 серия "Приключений Муми Троллей. Радость Сниффа до судорог и паралича.

Кто-то может спросить - а в праве ли авторы мультика так своевольно раскрывать гипертрофированных персонажей книг Туве Янссон? Ну во первых, надо заметить. что среди продюсеров Мультсериала - брат Туве Янссон, Ларс. Значит, Туве, которая была ещё жива на тот момент - была в курсе всех интерпретаций. И ещё стоит заметить - гипертрофия персонажей ни капельки не пострадала, она бережно сохранена, и герои развивались совершенно в её рамках. Ну а если бы они не развивались совсем - разве это было бы интересно?

Кто-нибудь обязательно усмотрит "диверсию" в этом мультике, мол, неверные представления об идеалах мужчины и идеалах женщины.... Есть там и "верные представления". Муми Тролль, Снусмумрик, Муми Мама, Фрёкин Снорк.... Снифф и Мю - это как раз яркие примеры "неправильного", и "неидеального". Они тем и прелестны, что совершенно неправильны, но они такие, какие есть, и другими - быть не могут. Да и не должны.