Ташкентская парфюмерная мода своеобразна, непредсказуема и весьма необычна. Долгие шесть лет балом правил Fleur Narcotique от Ex Nihilo: незатейливый фруктово-цветочный букет из Личи, Пионов, Флёрдоранжа и Мускуса; пресловутый наркотик заполонил собой офисы в центре города, модные кафе и рестораны и прочие места обитания ташкентцев. Его цветочная натура ограничивала возможную аудиторию – лишь некоторые мужчины решались пахнуть столь немужественно.
Я понятия не имею, почему вдруг именно этот нишевый парфюм вдруг стал так популярен среди ташкентской интеллигенции и модников; непонятно мне и то, как его на троне сменил другой нишевый аромат.
Вторая молекула
В конце 2020 - начале 2021 года лидирующую позицию занял аромат от Escentric Molecules, а именно Molecule 02. Я даже не могу назвать его парфюмом, потому что вторая молекула состоит из одной ноты – Амброксана. Его древесно-минеральный запах заполонил все улицы города, причем в отличие от Narcotique, его с удовольствием носили и мужчины, и женщины, и хипстеры в центре города, и таксисты с Чиланзара. Он вездесущий, он всеобъемлющий, он удушающий, и я возненавидел Молекулу 02 в частности и Амброксан в целом за то, что он был повсюду, за то, что от него было некуда бежать, и за его столь удушающую натуру.
Но что такое амброксан, откуда он взялся, и почему Молекула стала так популярна именно в 2021 году, через 13 лет после выхода на мировой рынок?
Китовая рвота и история
Открытие новых синтетических материалов приводит к волнам популярности определенных нот во всей индустрии. В 2008 году был открыт новый синтетический ирис, и он заполонил собой все новинки; та же участь была у удового дерева в 2009. Восхождение же амброксана на вершину популярности вышло несколько иным и очень затянутым.
История Амброксида начинается... В средневековье, с путешествий Марко Поло, и загадочной амбры – выделений желудков кашалотов, неспособных переварить хитин в скелетах креветок и клювах кальмаров. Эти хитиновые остатки китовый желудок покрывает липкой и воскообразной массой, и выводит со своей рвотой. После этого ком амбры может плавать в океане десятилетиями, меняя свой цвет, состав, консистенцию, и, самое главное, аромат. Однако зачастую ценный материал был побочным продуктом китобойного промысла.
Ещё в XIII веке Марко писал в своём дневнике путешествий:
Так как это дорогой товар, то жители идут ловить китов с зубчатыми железными дротиками, — рассказывал он. — К дротику привязана длинная веревка с бочонком, плывущим на поверхности моря; благодаря этому они знают, где найти кита, когда он околеет. Кита притягивают к берегу, где из его желудка вынимают амбру, а из головы — достаточное количество бочек жира.
В средние века амбру считали отличным лекарством от ряда болезней, а с 18 века и по сей день её ценят за необычные ароматические свойства: амбра является так называемым фиксатором запаха, позволяющим другим компонентам парфюма дольше звучать на коже. Сама по себе же она обладает cлaбoвыpaжeнным землистым, морским, мускусным ароматом.
Амбра всегда стоила дорого, а в XX веке китобойное дело было запрещено почти во всём мире. В наше время в продаже доступна только амбра, выброшенная на берег после долгих лет плавания по морю; её мало, и цены не позволяют использовать её в промышленной парфюмерии. В начале прошлого века ученые начали пытаться создать её синтетический аналог.
Синтез
Амброксан был впервые создан в 50х годах швейцарской фирмой Firmenich, но стоил он, как и оригинал, очень и очень дорого. В начале нового тысячелетия производство удалось несколько удешевить, и в 2005 в свет вышел первый люксовый парфюм с амброксаном – Dior Homme от Christian Dior. Как и китовая амбра, амброксид является скорее фиксатором запаха, чем самостоятельным ароматом, но, в отличии от оригинала, он обладает несколько другим ярко выраженным профилем; амброксан сильно мускусный, чуть древесный, и даже металлический. Он покорил своим шармом многих мастеров парфюмерного дела. В 2008 году Escentric Molecules, а затем и Juliette Has a Gun в 2010 выпускают моноароматы, пахнущие только амброксаном.
Контекстная ремарка: бренд Escentric Molecules выпускают по большей части именно моноароматы, с одной нотой; несмотря на пафосные слова в пресс-релизах об утонченном раскрытии отдельно взятых компонентов, их парфюмы сыскали популярность в первую очередь в качестве духов второго слоя (духов, которые наносят вместе с другим парфюмом, чтобы добавить новый элемент в композицию). Само собой, с таким нишевым применением, их ароматы не пользуются колоссальной популярностью.
Но в 2015 году парфюмерный мир потрясет настоящая маркетинговая бомба; она возведет на вершину олимпа отдельную группу ароматов, а на трон посадит амброксан.
Взрыв Sauvage и амброксановый триумф
I gotta get out of here...
Which way?
Под чувственный блюз и с красавцем Деппом в главной роли.
Каждый видел этот уже легендарный рекламный ролик Dior Sauvage.
В 2015 году Dior запустила свой самый успешный синий парфюм, и по сей день он возглавляет топы продаж во всем мире.
Может, стоит написать отдельный материал о том, как Dior диктует мир парфюмерии последние 30 лет? Дайте знать, интересно ли вам это будет читать.
В чем секрет успеха Sauvage? В потрясающей маркетинговой кампании и в универсальности: Простое сочетание бергамота, перца, лаванды и амброксана делают парфюм подходящим для всех сезонов, для всех сценариев и для всех возрастов. Dior захватила рынок, и установила тренд для всех конкурентов.
Ташкентцы тоже полюбили Sauvage, и, по всей видимости, прониклись чувственной металлической нотой амброксана. И, как я догадываюсь, решили, что им не нужны остальные ноты, и им будет достаточно лишь этого фиксатора запаха... Которым они обливались с ног для головы.
Что будет дальше?
Молекула 02 осела на рынке надолго, и думаю, что подобно Fleur Narcotique, она продержится в топе ещё год или два.
Вопрос, кто возглавит парфюмерный топ после неё, остаётся открытым; Ташкент уже доказал свою уникальность в выборе ароматов. В то время как во всём мире носят скучные Sauvage, Eros и 1 Million, наши модники щеголяют в нише, о которой кроме ташкентцев большинство людей никогда и не слышали. И пока мы ждем прихода нового парфюмерного короля, постараемся не задохнуться в амброксане, у которого есть на удивление продолжительная история.