Найти тему
Prichod.ru: Чем живет Церковь?

Где находятся известнейшие русские чудотворные иконы Богородицы?

К Ней не нужно ехать за тридевять земель, Ей можно поклониться даже дома, стоя перед простеньким бумажным образом, — и Она услышит. «Казанская», «Владимирская», «Знамение»: у вас какая икона Божией Матери в домашнем киоте? Списков одного и того же образа великое множество. А какой из них в нашем Отечестве самый древний, самый первый? И где он сейчас? Вдруг, оказавшись в других городах, захочется лично увидеть эти святыни, и и тогда душа радостно откликнется: да вот же она, та самая! Ответы – в этой небольшой подборке, подготовленной к предпразднству Успения Пресвятой Богородицы.

С учетом многовековой истории в России наиболее почитаемыми можно считать семь чудотворных икон Божией Матери: Владимирскую, Тихвинскую, Смоленскую, Казанскую, Донскую, Иверскую Московскую, Феодоровскую и новгородскую «Знамение». Первые три из них – Владимирскую, Тихвинскую и Смоленскую – можно назвать одними из древнейших в мире.

Владимирская икона

Происхождение: список образа, написанного, по преданию, апостолом и евангелистом Лукой по типу «Елеуса» («Умиление»). В V веке перенесена из Иерусалима в Константинополь, в XII столетии – на Русь как подарок киевскому князю Мстиславу Владимировичу. Самая ранняя из известных сохранившихся и одна из самых чтимых икон Русской Православной Церкви, прославленная избавлением Руси от крымского хана Махмет-Гирея (1521 г.), ордынского хана Ахмата (1480 г.), Тамерлана (1395 г.), ордынского эмира Едыгея (1408 г.). Перед ней венчались русские цари и избирались патриархи.

Места пребывания: с 1130 г. – женский Богородичный монастырь Вышгорода, под Киевом. С 1158 г. – Успенский собор Владимира-на-Клязьме. С 1395 г. – Сретенский монастырь Москвы (во Владимире остался точный, так называемый «запасной», список с иконы, написанный преподобным Андреем Рублевым). С 1480 г. – Успенский собор Московского Кремля. С 1918 г. – на реставрации. С 1930 г. – Государственная Третьяковская галерея. С 1999 г. – храм святителя Николая в Толмачах, храм-музей в Замоскворечье, домовая церковь при Третьяковской галерее.

Смоленская икона

-2

Происхождение: та самая «Одигитрия», написанная, по преданию, апостолом и евангелистом Лукой и принесенная на Русь дочерью константинопольского императора Анной, просватанной за черниговского князя Всеволода Ярославича. Смоленской икона стала во времена их сына князя Владимира Мономаха: в 1101 г. он перенес образ в Смоленск. Прославлена святыня спасением Смоленска от Батыя (1237 г.), ею также обносили Москву в день Бородинского сражения.

Судьба: в 1941 г. во время оккупации Смоленска исчезла из Успенского собора. Сейчас на ее месте – список начала XVII века из храма над Днепровскими воротами Смоленского кремля. Первообраз, возможно, затерялся в западных частных коллекциях.

Списки: древнейший из них на Руси создан в 1456 году «мера в меру» в связи с возвращением первообраза из Успенского собора Московского кремля, где он пребывал несколько десятилетий, в Смоленск. В 1526 году на месте прощания москвичей с иконой был построен Новодевичий монастырь. Там список хранился, пока не попал в музеи Московского Кремля. Прочие списки распространены в огромном количестве, среди них не менее 30 чудотворных и особо чтимых.

Тихвинская икона

-3

Происхождение: в 1383 году явилась над озером, где позже был основан Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь. Прославлена избавлением Новгорода в 1617 году от наступления шведов и множеством исцелений.

Места пребывания: в 1910 г. – на реставрации. До 1941 г. – Тихвинский музей, затем – Псковская духовная миссия. С 1944 г. – Рига (Латвия). С 1950 г. – Свято-Троицкий собор в Чикаго. Ныне, с 2004 года, – Тихвинский Богородичный Успенский монастырь в Ленинградской области (икона торжественно возвращена на ее историческое место в связи с возрождением Церкви в России и открытием монастыря).

«Знамение»

-4

Происхождение: древнейший на Руси образ Богородицы по иконографическому типу Оранты (Моление), или Великой Панагии, датируется второй четвертью XII века и связан с Новгородом. Именоваться «Знамением» икона стала после чудесного знака милости Пречистой Девы к новгородцам, страдавшим от княжеских междоусобиц (1170 г.). В «Сказании о битве новгородцев с суздальцами» подробно описаны эти события, когда от удара стрелы осаждающих в образ Божией Матери по нему потекли слезы, и «великое страшное чудо» остановило противостояние. Несмотря на поновление иконы, на ней и сейчас можно увидеть след от попавшей в образ стрелы. Прославлена также избавлением Новгорода во время чумы, пожаров, войны со шведами.

Места пребывания: с XII века – новгородский храм Спаса на Ильиной улице, с 1356 года – каменная церковь Знамения Богородицы, с 1917 г. – Новгородский музей-заповедник. Ныне, с 1991 г., – собор Святой Софии в Великом Новгороде, в киоте перед иконостасом.

Феодоровская икона

-5

Происхождение: существует не менее трех преданий, возводящих этот образ к XII–XIII векам, но по датировке время его написания – вторая четверть XIII века. Пожалуй, ни одна другая древняя чудотворная икона не имеет столь сложной и вариативной истории. Прославлена участием в избрании первого российского царя Михаила Федоровича Романова в 1613 году и дальнейшим сопровождением жизни царской династии. К слову, и 27 марта 2000 года, в день празднования иконе, стало известно имя нового президента России – Владимира Путина. Эту икону порой называют покровительницей высшей государственной власти в России. Исторически подтвержденный факт: потемнение образа до неузнаваемости в 1922 году, когда он попал к обновленцам. В 1994-м потемневшие лики были высветлены, хотя сохранность иконы в целом очень низка.

Места пребывания: с середины XII века – монастырь г. Городца (ныне Феодоровский), с 1239 г. – собор в честь великомученика Феодора Стратилата г. Костромы (повторное явление). Ныне, с 1991 г. – Богоявленско-Анастасиин собор Костромы.

Казанская икона

-6

Происхождение: явилась чудесным образом в Казани в 1579 году и с тех пор постоянно пребывала в Казанском Богородицком женском монастыре, на месте своего явления.

Судьба: в ночь на 29 июня 1904 года была похищена группой лиц, предположительно с целью продажи драгоценностей с оклада. Главный подозреваемый – крестьянин 28 лет Варфоломей Чайкин (Стоян) – был задержан в Нижнем Новгороде. По свидетельствам разных лиц, похищенная икона была сожжена.

Места пребывания наиболее чтимых старинных списков:

– в Казанском соборе на Красной площади Москвы, построенном в честь освобождения России от поляков и окончания Смутного времени, с 1636 года хранится список Казанского образа, сопровождавший ополчение князя Пожарского. После трехдневного поста и усиленной молитвы перед ним ополченцы штурмом взяли Китай-город, а спустя два дня освободили весь Кремль;

– в Казанском соборе Санкт-Петербурга (принесен в 1721 г. Петром I после победы в Полтавской битве, когда вся русская армия молилась перед этим образом).

Донская икона

-7

Происхождение: написана в 1380–1395 гг. Феофаном Греком либо его учениками по заказу святой благоверной княгини Евдокии на молитвенную память о ее супруге благоверном князе Димитрии Донском и воинах, погибших в Куликовской битве. Прославлена избавлением Москвы от татарского хана Казы II Гирея (1591 г.), в честь чего в столице был основан Донской монастырь.

Места пребывания: с 1552 г. – Благовещенский собор Московского Кремля (для Донского монастыря написан список). С 1914 г. – на реставрации. С 1919 г. – Государственный исторический музей. Ныне, с 1930 года, – Третьяковская галерея.

Подготовила Лилия ШАБЛОВСКАЯ

Публикация сайта Нижегородской митрополии