Первый фильм «Гардемарины, вперед!» был прекрасен - крепкий сценарий, продуманная интрига, историческая составляющая, пусть не идеальная, но вполне допустимая для жанра приключенческого кино. Но главное - потрясающие песни, юные и прекрасные актеры в ролях гардемаринов, да и вообще великолепный актерский состав - почти каждая роль шедевр (Смоктуновский, Евстигнеев, Стржельчик) и правильный патриотичный посыл, так нужный в те годы на фоне беспомощной умирающей пропаганды, в которую никто из молодежи уже почти не верил. А тут – «судьба и Родина – едины», на фоне погонь, драк на шпагах и, конечно же, любви. Ну и, разумеется, злодеи, которым в конце воздается по заслугам...
Второй фильм был слегка похуже, впрочем, как и почти любое продолжение, но тоже вполне себе ничего. И сценарий, не слишком притянутый за уши, и актеры все еще молодые и задорные, и слегка комичный дуэт Гурченко-Боярский добавлял изюминку. Третий, на мой взгляд, не слишком удался, но все-таки сильного отторжения не вызывал. Хотя смотреть его было уже не так интересно.
Но то, что создали сейчас, эта последняя версия под названием «Гардемарины. 1787» - это даже не плохо. Это натуральный позор. А я, поверьте, очень добрый и лояльный зритель. Ничего не понимаю в работе режиссера и актеров, а потому стараюсь без нужды не критиковать, ограничиваясь «нравится» - «не нравится», да и кто я такая, чтобы судить. Но тут...
И вот я бы не удивилась, если бы кто-то из новых деятелей нашего искусства, которое по-прежнему в большом долгу, решил вот так похайповать и подзаработать, изнасиловав старое кино. Примеров тому в последнее время было множество, и они меня даже не сильно расстраивали. Ну, чего с них взять. Бизнес - дело такое... Грязное. Но это же снимала сама Дружинина, которая помимо тех же «Гардемаринов» сняла еще и вполне себе смотрибельные «Тайны дворцовых переворотов» - где, опять же, и к истории бережно отнеслись, переврав самую малость, что вполне может быть в рамках художественного произведения. И актеры отличные - Шакуров в роли Меньшикова был шикарен, да и Харатьян вполне достойно выступил в непривычном для себя амплуа фаворита Петра Второго Ивана Долгорукова. Но вот этот вот позор... И ладно бы там был стеб, это еще можно было бы как-то понять. Но нет. Я с ужасом поняла, что они действительно старались снять патриотичное кино.
И ведь вроде все для этого было - и эпоху они выбрали с прицелом на злободневную повестку - Крым, европейцы снова гадят и ссорят нас с соседями. Ну можно же было вытянуть если не шедевр, то вполне себе проходной приключенческий фильм в исторических декорациях. Но, как это часто случается почему-то в нашей культуре, что-то пошло не так.
Патриотизм был там показал так убого, что, клянусь, с такой пропагандой и врагов не надо. Мне было стыдно. За режиссера, за актеров, за Россию даже... Ну, что ж мы, даже с этим не справились? Изгадили такую идею. Но особенно, конечно, меня убили сценаристы... Потому что, простите, но я даже не знаю - то ли это такая откровенная халтура, написанная левой ногой за полтора часа на коленке, то ли они искренне хотели сделать хорошо, но в силу своей вопиющей бездарности, облажались по полной программе.
И да, я считаю, что этот фильм надо запретить, как вредный, а лучше изничтожить все упоминания о нем. Потому что это даже не про поржать над идиотами. Это - обнять и плакать по всему нашему кинематографу.
Впрочем, плакать я не особо умею. А кому надо поржать, попробую все-таки постебаться над этим, с позволения сказать, образцом современного российского кино.
Я не буду тут обсуждать костюмы, картинку, работу режиссера и оператора, и даже игру актеров - я тут не профессионал. А вот мимо убогого сюжета я пройти не могу. Потому что я настолько охренела, что периодически писала Леле (своему соавтору), нагло отвлекая ее от срочной работы – «АААА, боже, эти люди же, наверное, учились писать сценарии? И им еще и денег за него заплатили? Вот как так?».
В общем, сценаристы не заморочились от слова совсем. Сюжет не радовал не то, что неожиданными поворотами, он и просто поворотами не баловал. Он был прямолинеен, как черенок от лопаты. Итак, завязка - престарелая императрица внезапно вспоминает, что тридцать лет назад у нее была мелкая интрижка с молодым князем Оленевым. Судя по тому, как она там бродит одна по дворцу, на тот момент ей действительно не к кому обратиться со своими проблемами, практически государственного масштаба - весь двор и фавориты куда-то свалили. Вот и вспомнила она про любовь своей юности.
Я не буду даже про то, что Орбакайте на Екатерину Великую в возрасте максимально не похожа. И про то, что князь Оленев выглядит так, будто все эти тридцать лет беспробудно квасил. Я про сюжет. Итак, Екатерина тут же, практически сходу, делится с князем своими проблемами и государственными тайнами. Дескать, внебрачный сынок в Европе меня позорит, фамильный крест то ли пропил, то ли проиграл. А еще прострелил турецкую феску - и поэтому турки нам выставили ультиматум!
Тут я просто поперхнулась кофе. Надо же, думаю. Какая была политика в восемнадцатом веке затейливая. Вот, оказывается, чего мы с турками за Крым дрались. Потому как пьяный незаконный отпрыск дома Романовых палит по турецким фескам почем зря, а тонкая душевная организация сынов Османской империи такое вынести ну никак не может.
Далее, Екатерина начинает рыдать. Князь Оленев подает ей платок, Екатерина смачно в него сморкается - и тут же умильно его разглядывает и радуется «Ах, князь, вы сохранили мой платок!». Потом оба смотрят друг на друга, пытаясь донести до зрителя отблеск былых чувств, но лично мне показалось, что наша престарелая парочка словила коллективный Альцгеймер, и мучительно вспоминает слова той самой клятвы, произнесенной на постоялом дворе близ города Риги. К счастью, режиссер пришла им на помощь, нам показали кусочек из второго фильма, где юная Орбакайте влюблённо смотрит на юного Мамаева. Увы, после этого смотреть на потасканных героев становится особо уныло. Но я про сюжет. С лирикой покончено, Екатерина решает, что романтический порыв тридцатилетней давности - это вполне себе основание, чтобы доверить князю судьбу России и ввести его во все государственные тайны. Они оказываются в какой-то комнате, где она, как учительница географии разворачивает перед князем карту юга России и начинает посвящать его в суть ультиматума, выставленного турками. Первым пунктом - надо убрать из Крыма моего любовника Потемкина, - сообщает Екатерина и кокетливо хихикает. Вторым пунктом - снести в Крыму все церкви. А третий пункт - тут Екатерина хихикает еще больше - он слишком интимный.
На этом сцена кончается, а я остаюсь в недоумении, пытаясь понять, что же зловредные турки хотят от Екатерины в интимном плане? С султаном, что ли, переспать?
На этом завязка, собственно, и заканчивается. Князя отправляют в Европу вызволять загулявшего внебрачного сына. Понятно, что князю одному ехать не комильфо, и он берет с собой Домогарова, герой которого появился в третьей части фильма, и сына Харатьяна и Софьи - Александра. Сын этот почему-то тусуется в каком-то монастыре вместе с Домагаровым и забавляется тем, что прыгает в воду с высоких сооружений. Спортсмен он, в общем. Зачем-то вставляют эпизод с Софьей, которая приплывает откуда-то на лодке, видит сына, который ставит очередной спортивный рекорд, и долго мечется по берегу, заявляя всем, что дороже сына у нее никого нет. Все, актриса Машная в этом фильме больше не появится. И, в общем-то, слава Богу, при всем моем уважении к актрисе.
Далее маразм начинает набирать обороты. Трое героев (престарелый Мамаев, престарелый Домагаров и юный блондин Александр, сын Софьи и Алешки) едут куда-то в Европу. Там почему-то в монастыре содержится дочь Анастасии и Саши Белова. Нам поясняют, что Анастасия умерла, родив дочь, завещав назвать ее Александрой в честь отца. Почему юная девица, дочь благородный православных родителей тусуется в католическом монастыре, нам не сообщают, только вскользь бросают, что она учится тут на фармацевта.
Вот, знаете, мы с Лелей сейчас пишем кульминацию нашего очередного романа. И, черт побери, мы всю голову уже сломали, как увязать каждого персонажа, как подвести их к тому или иному шагу. Чертим схемы, рисуем графики, обсуждаем часами их мотивы. Ну, мы не профессионалы, что с нас взять. Настоящие сценаристы вообще ничем таким особо не заморачиваются. По крайней мере к такому выводу я пришла, просмотрев этот шедевр.
Проблему, как в Европе отыскать пропавшего императорского отпрыска они решили изящно, я считаю. Лишь наша троица въехала в Европу - из кустов на них выкатился парнишка, который на чистом итальянском языке сообщил, что у них в рыбацком поселке как раз прячут кого-то, говорящего и ругающегося по-русски. Вот, собственно, и все.
Далее у них была только одна дилемма - сразу ли поехать и вынимать Фокса с кичи, или сначала зачем-то съездить в посольство и заручиться их поддержкой. Пока наши пожилые гардемарины решали эту важную задачу, молодой Сашка, сын Харатьяна, просто рванул в тот поселок, без особых проблем проник в хижину, где держали нужного узника, поменялся с ним одеждой и отправил освобожденного отпрыска к князю Оленеву, который ожидал его неподалеку на упряжке с ослом. Как там оказался Оленев, и что он там ожидал, я не очень поняла, но появлению переодетого внебрачного сына весьма удивился.
Далее нам явили совершенно фееричную сцену побега - к хижине подъехал Боярский в очках а-ля кот Базилио и роковая красавица а-ля Лиса Алиса. Их встретили рыбаки во главе с Анной Семенович (я так и не поняла, что она там делала вообще) - то ли жена рыбака, то ли местная трактирщица. Она хлопала глазами и трясла тем, чем она обычно и трясет. Наши герои в повозке, увидев такую компанию, стали активно убегать, но осел внезапно заупрямился, и вся эта компания произвела такой шум, что Боярский задал закономерный вопрос - а что это у вас тут такое? Его заверили, что все в порядке. Тем временем, осла удалось угомонить, и князь Оленев с похищенным сыном Екатерины уезжает в туман - все, Россия спасена.
По сути, тут фильм можно и заканчивать. Но даже сценаристы поняли, что это чересчур убого, и мужественно решили продолжить. Потому как теперь надо было вынимать с кичи самого Сашку – сына Алешки и Софьи, который остался в тюрьме. Что ему помешало свалить сразу со всеми на осле, я так и не поняла. Там побег происходил так топорно, что можно было и не заморачиваться с переодеванием и подменой. Но, видимо, чтобы продлить хронометраж, Сашку оставили в плену, князь вернулся без него, и юная фармацевт Александра (дочь Белова и Анастасии, и, естественно, влюбленная в Сашку) тут же требует от Домагарова и князя Оленева решительных действий.
Тем временем Боярский с таинственной красавицей строят козни. Козни меня умилили – оказывается вся эта история – банальный киднеппинг. Боярский, сверкая круглыми очками, требует от красавицы пойти и совратить пленника, заставив его написать письмо матери с требованием выкупа. Почему для того, чтобы убедить пленника написать это письмо, нужна непременно красавица и секс – непонятно. Я бы на месте Боярского тупо пригрозила узнику пистолетом – тоже вполне себе хороший аргумент. Но это же гуманные европейцы. И потому Красавица идет соблазнять внебрачного отпрыска рода Романовых и обнаруживает, что там вовсе не сын благородных родителей, а какой-то левый юноша. Всеобщая паника, все дерутся и кричат, потом внезапно подхватываются, садятся на кораблик у куда-то уплывают.
Следом к опустевшему поселку прибегает Домогаров и Александра. Отчаянию их нет предела, но тут снова появляется главный спаситель России – простой итальянский мальчик из кустов, который и сообщает, куда уехал цирк, в смысле, уплыли все.
Далее Боярский выступает со своим коронным номером «Ланфрен-ланфра». Если в первой части фильма – это красивая и романтичная сцена в охотничьем домике и песня весьма уместна. Во второй, где Боярский тоже ее поет, исполнение, хоть и притянуто за уши, но тоже вполне объяснимо. В новом шедевре это выглядит так, словно де Брильи обнищал и теперь выступает то ли бандитом, промышляющим похищением детей богатых родителей, то ли профессиональным нищим – этаким гибридом кота Базилио и Паниковского, то ли странствующим музыкантом. Иначе я не понимаю, на кой черт ему понадобилось петь свой шлягер на корабле графа Орлова.
В общем, я несколько упустила мысль сценаристов, но получилось, что на этом корабле собрались почти все действующие лица. Кроме князя Оленева и незадачливого сына Екатерины – их мы в фильме больше не увидим, судя по всему они спаслись и турки так и не получили ответа на третий пункт своего ультиматума, где требовали что-то интимное от Российской императрицы. Остальные действующие лица оказались в гостях у графа Орлова, прямо на его фрегате, пришвартованном у берегов Мальты. Боярский развлекал гостей пением, Александра с Домагаровым бродили без дела, граф Орлов величественно смотрел в подзорную трубу, а Харатьян нервно косился на Боярского. Я не сразу поняла, откуда взялся Харатьян, но мне тут же объяснили, что как в третьей части его упекли в матросы, так он все тридцать лет в матросах и служит. Хотя, вроде бы, дослужился до любимчика графа Орлова.
Боярский узнает в матросе «последнего русского с родинкой», сильно расстраивается, и на этой почве у них происходит потасовка, в результате которой Харатьяна запирают. А Боярский сваливает на берег, прихватив с собой Александру, которая вызвалась лечить де Брильи всякими травами, потому что она – фармацевт.
Честно скажу – от такого бреда я порывалась все время переключиться на другой канал, и я уже почти решила это сделать, но тут мне явили сцену, которая меня заинтересовала.
Дело в том, что мы с Лелей как раз работаем над похожей сценой – юные герой и героиня стараниями злодеев оказываются заточены в темнице, им грозит страшная опасность и смерть, но они любят друг друга. В общем-то, сцена не оригинальна. Но с нашей точки зрения, она требовала большой работы – потому что драматизм зашкаливает, там просто обязаны быть сильные диалоги, смятение чувств…
Лохи мы с Лелей. Профессионалы не заморачиваются на такой ерунде.
Итак, Александр и Александра оказываются в башне вдвоем. Наконец-то влюбленные встретились! Я приникла к экрану, ожидая увидеть нечто красивое и романтичное. Но, увы, я безнадежно устарела.
- Это ты? – спросил Александр.
- Это я, - ответила Александра.
Собственно говоря, на этом смысловая часть закончилась, и мы перешли в область чувств – сначала нам показали, как они бросаются друг другу в объятия и начинают страстно совокупляться. Но потом, словно застыдившись такой недостойной и откровенной сцены, там используется гениальный прием, я считаю – юные герои парят под потолком, стыдливо прикрывшись простынками. Это по мнению авторов символизирует любовь. От того, чтобы не блевануть, меня удержала только музыкальная тема из первых гардемаринов, которая немного примирила меня с действительностью.
В общем, я не буду дальше пересказывать сюжет. Он настолько банален, что даже неловко за тех, кто его писал. Попробую вкратце отметить некоторые сцены.
Когда через какое-то время до героев дошло, что они в башне, а под ними море, а они в некотором роде спортсмены по прыжкам в воду (ага, оказывается Александра тоже этим баловалась вместе со своим возлюбленным до того, как уехала учиться на фармацевта в католический монастырь), то они решают совершить побег. Но почему-то вместе прыгнуть им не судьба. Поэтому наш влюбленный герой указывает героине на виднеющийся в голубой дымке берег и говорит:
- Тебе надо доплыть туда, и все.
И я понимаю, что они не только прыжками в воду баловались, но и заплывы на длинные дистанции совершали. Ну, Александра-то точно. В свободное от изучения фармацевтики время.
Тем временем героиня рыдает, предчувствуя разлуку с любимым, но тут же берет себя в руки, обматывается простыней, пристегивает ее фамильной брошкой доставшейся от матери (тут даже полный идиот понимает, что по этой броши ее узнает де Брильи), и напоследок говорит герою, что если у нее родится сын, то она назовет его… Александром. От обилия всяких Александров и Александр меня уже подташнивает, но дальше начинается кульминация.
Если Александра и хорошо плавает, то в фильме нам это вообще не показывают. Она сигает с вершины башни, благополучно всплывает и в позе морской звезды начинает медленно на спине дрейфовать непонятно куда, точнее понятно куда, ибо ее тут же вылавливает проплывающий мимо на лодке Боярский. Видит брошку, Анастасия – звезда моя, и все такое…
Тем временем оставшегося в башне Александра решают казнить, причем не придумывают ничего лучше, как сбросить его с моста смерти, видимо, не зная, что Александр у нас КМС по прыжкам в воду.
На берегу собирается группа поддержки – Харатьян и Домагаров, которые наблюдают за всем этим безобразием.
Сами понимаете, что Александру все эти казни – как слону дробина. Он радостно выныривает на глазах изумленной публики, после чего вниманию почтенных зрителей предлагается финальная драка между Боярским и Харатьяном.
Престарелые актеры очень стараются. Хотя мне все время было их жалко, я боялась, что кого-то в процессе разобьет радикулит. Но они справились.
А дальше – видимо то, ради чего и затевался весь этот фильм. Патриотизм и главная идея!
Итак, враг России повержен. Харатьян гневно сверкая очами приставляет клинок к сердцу Боярского, и тут подбегает Александра. И толкает речь в духе «Не надо его убивать, он хороший, где-то глубоко в душе, и вообще, мы русские должны быть милосердны и показать врагам, что мы не только побеждать умеем, но и прощать».
Все настолько проникаются этой идеей, что Харатьян послушно убирает клинок, а Боярский изрекает основную идею фильма – оказывается, главное богатство России – это ее женщины.
На этой умильной ноте все разъезжаются. Точнее, уезжают наши герои, выловив из моря Александра. Уезжают, как водится, на конях и в закат.
Растроганный и совершенно перевоспитанный Брильи-Боярский смахивает скупую слезу и сообщает, что будет за всех молиться.
Закадровый голос проникновенно угрожает второй частью, и тут я понимаю, что еще два часа бреда я не выдержу, хорошенького понемножку.
А вообще, я считаю, что главное для творческого человека - вовремя остановится. К сожалению, немногим это удается. А жаль.
И еще мы с Лелей теперь думаем, ну а чего заморачиваться-то? Вводим итальянского мальчика, который будет бегать и сообщать героям всю недостающую информацию. Ну, чтоб совсем не плагиатить идею, мальчик будет испанским, и звать его будут Хулио. И теперь у нас нет проблем с кульминацией, потому что вездесущий Хулио нас спасет, как тот итальянский мальчик спас Российскую императрицу и все Россию.