Женитьба Генриха Восьмого на Анне Болейн разделило английский народ на два лагеря. Неудивительно, что у новой королевы появилось много, очень много недругов. Они-то и подхватывали небылицы о «разлучнице» и «колдунье», нагромождая биографию женщины все более обидными и абсурдными подробностями.
Миф №1. Она жаждала власти
В фильме «Еще одна из рода Болейн», снятому по роману британской писательницы Филиппы Грегори, обыгрывается хитрая игра, которую ведет Анна, чтобы стать королевой. То, что Генрих на тот момент уже 20 лет женат на Екатерины Арагонской, ее не смущает. Якобы властолюбивая Анна хотела стать главной женщиной Англии вопреки религиозным и моральным законам. Историки считают: изначально такого плана у Анны не было. Более того, она с детства мечтала оказаться в свите Екатерины Арагонской, о чем свидетельствуют письма 12-летней Анны. К тому же у нее были другие планы относительно замужества, а именно свадьба с 9-м графом Ормонда, Джеймсом Батлером. Идея о таком союзе принадлежала самому Генриху, но потом по неизвестным причинам не нашла своего воплощения.
Историки не отрицают, возможно, впоследствии, когда монарх воспылал страстью к Болейн, она, видимо, решила воспользоваться ситуацией, но изначально никаких подлых интриг против Екатерины не планировала.
Миф №2. Она изучила искусство флирта при французском дворе
Анна отправилась в Францию в качестве фрейлины сестры Генриха VIII – Марии, которая вышла замуж за Людовика XII Французского. Людовик внезапно скончался, а Анна перебралась ко двору королевы Клод, жены коронованного Франциска.
Именно по этой причине появились слухи о каком-то особом воспитании молодой фрейлины: придворные Франциска слыли легкомысленными и любвеобильными. Однако Анна служила набожной королеве Клод, которая редко бывала при дворе мужа. Более того, у Клод действовали свои правила для служивших ей женщин: они должны были быть скромными и целомудренными, проводить время за шитьем, вышиванием, богослужениями, пением и чтением.
Миф №3. Злая мачеха
Женитьбе Генриха и Анны предшествовал скандал, которого в те годы еще не видела Европа. Король развелся с первой женой Екатериной Арагонской; точнее – их брак был признан недействительным, и это после 20 лет супружества. Соответственно, совместная дочь Мария получила статус незаконнорождённой.
За Екатериной Арагонской и Марией стоял народ, считавший Анну «узурпатором», а также католики, включая могущественного Папу и всех клириков. Конфликт был неизбежен, но в информационном плане у Марии было преимущество, поэтому все характеристики и описания отношения Анны к Марии и Марии к Анне были представлены в пользу обиженной падчерицы. Большой вклад в зарождение этого мифа внес посол императора Священной Римской империи Карла Пятого Юстас Шапюи, он единственный в те годы вел записи о жизни Марии, при этом был твердым сторонником Екатерины Арагонской и ее дочери, не принимая развод Генриха.
Миф №4. У Анны Болейн было шесть пальцев
Через 49 лет после казни Анны Болейн католический священник по имени Николас Сандер написал в своей книге «Возвышение и рост англиканского раскола»:
«[У Анны] был выступающий зуб под верхней губой, а на правой руке шесть пальцев».
Такой аргумент был важен, чтобы утвердить народ в идее – вторая жена Генриха была колдуньей. Однако историки категорически отвергают наличие такой физиологической особенности у Болейн, выдвигая главный аргумент: в таком случае Анна не смогла бы быть фрейлиной Екатерины Арагонской и тем более супругой короля. К тому же Николас Сандер никогда не видел Анну Болейн лично, чтобы безоговорочно утверждать о таких деталях ее внешности. На момент казни королевы Николасу было шесть лет.