Найти тему

Архангельское - подмосковный "Версаль"!

В конце июля мы посетили самое великолепное поместье с живописным парком - Уса́дьбу «Арха́нгельское» —дворцово - парковый ансамбль конца XVIII — начала XIX века, в стиле Русского классицизма, который называли «подмосковным Версалем» за особую планировку парка, с каскадами террас, подобную Версальскому; является объектом культурного наследия. Усадьба невероятных просторов, находится на высоком берегу Москвы-реки, близ города Красногорска в МО и близко от Москвы.

Приезжать летом на променад" в «подмосковный Версаль» у нас многолетняя традиция, и так уже с начала 2000-х гг.

Здесь доступно многое: можно посещать музеи, театр Гонзаги, выставки, церковь Архангела Михаила, просто гулять по парку и рассматривать мраморные статуи на каскадах террас с ⛲️ фонтанами ⛲️, загорать, купаться, посещать кафе, рестораны, кататься на лошадях и в каретах, наслаждаться концертами (ежегодные музыкальные (в том числе и джазовый) фестивали) (а какое потрясающе красивое было 🌩⛅️ небо в этот день! )и т.д.

Усадьба Архангельское в том виде, каком мы её знаем, формировалась около двухсот лет, территория которой составляла около 508 га и имела несколько владельцев: Одоевские, Голицыны, Юсуповы. После Революции 1917г. усадьба была национализирована. В конце 1930-х гг. на месте прежних оранжерей на высоком берегу Москвы-реки появились корпуса Центрального военного клинического санатория.

По настоящему блистать «подмосковный Версаль» начал на рубеже XIX – ХХ вв. при последней владельце - Зинаиде Николаевне Юсуповой (1861-1939 [78л.]) и ее супруге - князе Феликсе Феликсовиче Юсупове-Сумарокове-Эльстон (1856-1928 [71г.]). Гостями усадьбы были: русские императоры, художники - А.Н. Бенуа, В.А. Серов, К.А. Коровин, К.Е. Маковский; пианист К.Н. Игумнов, И. Ф. Страви́нский и даже бывал здесь А. С. 🎩 Пу́шкин!

Во дворце находятся два больших полотна выдающегося венецианского живописца Джова́нни Батти́ста Тье́поло: «Встреча Антония и Клеопатры» и «Пир Клеопатры», а так же других европейских художников, уникальна коллекция западноевропейского фарфора. А театр в усадьбе созданный Пьетро ди Готтардо Гонзагой (1751–1831)по заказу Николая Борисовича Юсупова (1751–1831) -уникален!

Династия князей Юсу́повых славилась своей страстью к коллекционнированию уникальных предметов искусства и исторических драгоценностей:

Жемчужина «Перегрина» (от исп. La Peregrina "Странник [-ца"])  - изумительная грушевидная жемчужина (с которой Зинаиду Николаевну можно увидеть на многих портретах), когда-то принадлежала испанской короне, о чём свидетельствуют парадные портреты королевской особ. В 1935 года в Лондоне была выставка русских ювелирных изделий. В каталоге выставки юсуповская «Перегрина» значилась как жемчужина историческая, принадлежавшая в XVl веке к сокровищам испанской короны. Изначально известны были две исторические схожие жемчужины и чтобы их различать им дали близкие названия по рифме имена "Ла Пелегрина" и "Ла Перегрина" (в своих воспоминаниях Феликс Юсупов свою жемчужину называл только "Ла Перегрина" ).«Перегрина» была найдена африканским рабом на побережье Панамского залива в середине XVl века. Раб, нашедший ее, был вознагражден свободой. "Ла Перегрина"  долго путешествовала, за это и получила соответствующее имя. В 1953г. 🦪 жемчужина была продана женевскому ювелиру Жану Ломбару. Позже, в 1987 году юсуповская «Перегрина» промелькнула" и исчезла " на аукционе Christie’s в Женеве. И у меня есть свои «Перегрины» - серьги, конечно, не исторические😁, но очень красивые и любимые, из чёрного таитянского морского жемчуга грушевидной правильной формы - подарок мужа!

Два именных (особо крупные [более 10 карат] или исторически известные драгоценные камни традиционно получают собственные имена) бриллианта: алмаз розовый, 17,47 карата – 💎 «Баранья голова», продан фирме Cartier; алмаз бесцветный 💎 «Полярная звезда», найден в XVlllв., 41,28 карата, родом из Индии, после пренадлежал французской короне, в последствии был куплен Жозе́фом Бонапа́ртом (брат Наполео́на), а уж после, Юсуповы его приобрели. Феликс Юсупов вывез оба 💎 и после Революции в начале 1920-х гг. продал ювелирному дому Cartier. В 1980 году «Cartier» продала алмаз на женевском аукционе Christie’s и с 1980-х гг. судьба «Поля́рной звезды» не известна.

Великолепные, любимые [несчастливые] брильянтовые серьги Мари́и-Антуане́тты Австрийской. Да-да, той самой, которой за пирожные" 🧁🪓😳 отрубили голову [знаменитая фраза Марии Антуанетты: «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!»]! Два больших грушевидных бриллианта: 💎-14 и 💎-20 карата, в серебряной оправе, родом из Индии, в XVIII в. попали во Францию. В конце 1920-х Феликс Юсупов по просьбе матери Зинаиды Юсуповой, в 1920-х гг. продал серьги ювелирному дому Cartier. Тогда же, серьги были перепроданы знаменитому коллекционеру - Марджори Мерриуитеру. В 1950-х гг. по желанию миссис Мерриуитер была проведена замена серебряной оправы серег на платиновую. Наследники коллекционера передали в дар уникальные исторические серьги Национальному музею естественной истории Смитсоновского института (Вашингтон, США). Из воспоминаний Феликса Юсу́пова: «Когда в очередной раз гостил я в Риме, родители попросили меня увезти и продать в Париже ожерелье из черного жемчуга и брильянтовые серьги Марии Антуанетты.О брильянтах Марии Антуанетты сказано было, что-де приносят несчастье. То же с черным жемчугом.Продал я наконец брильянтовые серьги Марии Антуанетты американке. Вручил их ей в обмен на чек. Поехал с ней, по ее предложению, в банк. К несчастью, вздумалось даме по дороге зайти на рю де ля Пэ к знаменитому ювелиру. Ждал я ее в машине с беспокойством. И недаром беспокоился. Вскоре она вышла с расстроенной физиономией, вернула мне серьги и попросила чек обратно. Ювелир сказал, что брильянты великолепны, цена умеренна, но, если хозяйку их обезглавили, стало быть, они несчастливые. И таких случаев было у меня сколько угодно. С Европой испробовали все. Я махнул на нее рукой и решил попытать счастья в Новом Свете...»

Бесценное колье, принадлежавшее Екатерине II: ожерелье из розового жемчуга в несколько нитей, перехваченных большим рубином в брильянтовой росыпи.

Иные уникальные сокровища Юсу́повых периодически появляются на аукционах Christie’s.

Два монументального полотна Джова́нни Батти́ста Тье́поло «Встреча Антония и Клеопатры» и «Пир Антония и Клеопатры». Последнее имеет пять вариантов, которые находятся в коллекциях разных музеев России, Великобритании, Италии, Австралии, Швеции. Сюжет картин повествует о Клеопатре на пиру, демонстративно растворяет в своем бокале вина дорогую жемчужину, прежде чем выпить. Эти уникальные полотна из коллекции Юсу́повых остались в России, в Архангельском.

Два бесценных полотна Ре́мбрандта Ха́рменса ван Рейна (1606-1669 [63г.] ) великого голландского художника: «Портрет господина в высокой шляпе с перчатками» и «Портрет дамы с веером из страусиных перьев». Оба портрета представлены в списке признанных подлинными (бывают спорные картины) работами Рембрандта (итоговый каталог 2014), когда-то принадлежавшие Юсу́повым и увы, потерянным навсегда безвозвратно. Из воспоминаний Феликса Юсу́пова: «Один друг мой, Георгий Мазиров, известный своей деловой сметкой, свел меня с богачом и известным собирателем картин американцем Джо Виденером, находившемся в то время в Лондоне. Он посмотрел картины, но счел, что двести тысяч фунтов, в которые их оценили, чересчур дорого. Предложил сто двадцать. «Я, Феликс Юсупов, согласен получить от г-на Виденера сумму в сто тысяч фунтов в течение одного месяца со дня даты, указанной сим договором, за два портрета Рембрандта с правом выкупа их в любое время до 1 января 1924 года включительно за ту же сумму плюс восемь процентов, считая от момента заключения сделки продажи. В 1925г отплыл я на «Мавритании» в Нью-Йорк, на суд, который длился 20 дней! После, нью-йоркские адвокаты телеграфировали, что дело нами проиграно..»

Из воспоминаний Феликса Юсу́пова: «Из газет узнал я, что в Москве большевики нашли наши драгоценности случайно, которые я так хитроумно спрятал в тайник под лестницей (рабочие чинили ступеньки и нашли тайник). Даром бедняга Бужинский Г. (слуга) молчал под пытками и принял смерть, ничего не сказав»!

Ещё хотелось поведать о семейной легенде семьи князей Юсу́повых.

Основателем рода считается хан Ногайской Орды Юсуф-Мурза, который, чтобы спасти своего сына, отправил его ко двору Ивана Грозного. Сын Юсуф-Мурзы принял православие, за что был проклят ордынцами. Проклятие состояло в том, что сколько бы младенцев не рождалось в семье, преодолевал 25-летний рубеж только один из династии доживая до старости.  Именно Феликс Юсупов поведал загадочную историю своего рода в своих мемуарах.

Рассказывать о «подмосковном Версале» можно бесконечно! Стоит приехать сюда, хотя бы раз и познакомится с этим уникальным местом!

🪙💳

Входные билеты (три: обычный/детский/ льготный) на территорию усадьбы: 250₽(150/50/50);

Кафе: 1280₽(☕️☕️+🍭🍭🍭+🥞🥩+🥞🧀).

мороженое:🍦+🍦+🍦=250₽×3=750₽

Итого: 2.282₽

Стоянка безплатная, т.к. у меня льготы, для обычных граждан-платная.

Справочные материалы:

Википедия, ria.ru.

https://www.livejournal.com/

Мемуары (1887-1953) (написаннны на фр./яз.) князь Ф. Юсу́пов (рекомендую их прочесть, я их перечитывала два раза).

Видео из личного архива.

Песни исп.: Надежда Плевицкая:

1. «Замело тебя снегом, Россия», 1918г., русский эмигрантский романс- неофициальный «гимн» российских эмигрантов 1920-х гг. XX века.

2. "Белилицы, румяницы".

Портрет Зинаи́ды Юсу́повой с фамильной жемчужиной «Перегрина», 1894г., Франсуа Фламенг. Фото из Википедии.
Портрет Зинаи́ды Юсу́повой с фамильной жемчужиной «Перегрина», 1894г., Франсуа Фламенг. Фото из Википедии.

Портрет Марии Тюдор [Кровавая Мэри], с жемчужиной «Перегрина», 1554г., Антонис Мор. Фото из Википедии.
Портрет Марии Тюдор [Кровавая Мэри], с жемчужиной «Перегрина», 1554г., Антонис Мор. Фото из Википедии.

Семейное фото князей Юсу́повых, начало 1900-х гг. Фото из Википедии.
Семейное фото князей Юсу́повых, начало 1900-х гг. Фото из Википедии.

«Пир Клеопатры», Джова́нни Батти́ста Тье́поло, 1747г., Архангельское.  Джова́нни Батти́ста Тье́поло (1696-1770[74г.]), художник Венецианской школы. Фото из Википедии.
«Пир Клеопатры», Джова́нни Батти́ста Тье́поло, 1747г., Архангельское. Джова́нни Батти́ста Тье́поло (1696-1770[74г.]), художник Венецианской школы. Фото из Википедии.

"Портрет дамы с веером из страусиных перьев", ок. 1656. Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн.Национальная галерея искусства, Вашингтон. Фото из Википедии.
"Портрет дамы с веером из страусиных перьев", ок. 1656. Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн.Национальная галерея искусства, Вашингтон. Фото из Википедии.
"Портрет мужчины с перчатками", ок. 1656.Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн.Национальная галерея искусства, Вашингтон.  Фото из Википедии.
"Портрет мужчины с перчатками", ок. 1656.Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн.Национальная галерея искусства, Вашингтон. Фото из Википедии.